Истинный путь, смысл и суть йоги

7мая чакра в йоге, Бхакти-йога, Суть йоги, Джнана-йога.

Сегодня мы поговорим о настоящем и истинном пути йоги, а также о смысле и сути йоги и основных традиционных йогических направлений и практик, ведь надеюсь уже многие догадываться что в много тысячелетнем пути знания и мудрости йоги есть нечто большее чем пропаганда хорошей растяжки, красивой фигуры, здорового образа жизни и подобного. На самом деле йога намного более глубокая и целостная система которая конечно же включает в себя все это, но и многое другое и вот почему…

Само понятие йоги происходит от санскритского слова йудж означающего упряжку, гармонию, связь, обуздание. Йогой обычно называют деятельность, направленную на обуздание и контроль ума, осознание высшей природы.

Виды Йоги Бхагават-гиты

И хоть сегодня разновидностей этого учения не счесть, но традиционно в одном из древнейших источников, упоминающих йогу Бхагават-гите описаны всего три вида йоги (бхакти, карма и джнана-йога), другие источники упоминают большее количество их разновидностей иногда довольно экзотических и странных.

Особенно много разновидностей йог появилось в недавние времена, но мы пока остановимся на более традиционном и скорее всего более «правильном» пути йоги этих трёх упомянутых выше как наиболее древнейших и важных. Так как их авторитет доказан тысячелетиями практик и очень серьезных результатов, а влияние их прослеживается далеко за пределами самой индии, проникая порой в другие религиозные течения самосовершенствования человека.

Самые древние виды йоги

И так что подразумевали, что считали лучшим путём йоги в древности, к чему стремились в своей практике наиболее древние индийские мистики?

Многие со мной не согласятся, но довольно большое влияние на традиционные для данного текста йоги оказал тот факт, что описание их велось членом касты воинов члену так же касты воинов (Кришной Арджуне). Подобно тому, как в своё время необходимость спасти душу великих воинов от деградации в бесчеловечном пламени войны привела японскую мысль к созданию воинского кодекса Бусидо и увлечению Дзен.

Так с неизбежностью более ранняя индуистская мысль привела древних индусов к карма-йоге как средству спасения для людей, чей долг порой выступает против их естественной человечности и гуманности.

Глупостью будет сказать, что карма-йога подходит и нужна только воинам, так как она универсальна и не ограничивается одними рамками войны, но именно воины получали в свое время от неё наиболее быстрые и очевидные результаты, спасая свой ум от груза внутреннего конфликта.

Соответственно и практиковать этот один из самых древних и традиционных видов йоги стоит с той же решимостью и твёрдостью, с какой воин устремляется в битву:

Карма-йога

Карма-йога, иначе (Буддхи-йога) — йога деяний. Путь карма йоги заключается в том, что любые деяния выполняются без личного, эгоистического вовлечения в желания и исключительно в исполнение своей дхармы (в данном контексте — религиозный долг, закон бытия).

При этом недопустима, какая-либо привязанность к плодам своей деятельности, будь то вознаграждение за труд или скорбь по убитым в ходе исполнения долга кшатрием на войне, ведь все что всё что делается в этом мире, делается исключительно по воле Божией и как жертва Ему.

Таким образом, практикующий йогу (йогин) избегает моральной и кармической ответственности за свои деяния, свершаемые в соответствии со своим жизненным долгом и предназначением (дхармой). Тем самым у йога получается не попадать в привязанность к результатам своего труда, избегая пленения мирскими желаниями даже посреди мирской суеты.

Поэтому практикующие карма йогу люди могут заниматься практически любым видом деятельности, достигая притом высоких духовных результатов. В нашей реальности это может быть бизнес, политика и подобное.

Это в свою очередь ведёт к спасению от круга перерождений (сансары) через служение Богу и отказ от своего вовлечённого в мирские желания эго, которые приковывают к постоянному круговороту рождений и не дают достичь просветления.

Ещё одним из промежуточных результатов Карма-йоги можно считать то, что человек вовлечённый в неё служа Богу каждым своим деянием входит в личные отношения с Богом, что подводит нас к следующему виду йоги Бхакти-йоге:

Бхакти-йога

Бхакти-йога – Практика преданного служения Богу с любовью к Нему в сердце. Считается самой лёгкой и подходящей для практики йогой в период Кали-юги (в современное время). По крайней мере, она провозглашается в Бхагават-гите самой совершенной из йог.

В Вайшнавизме практикующий бхакти-йогу (бхакта — преданный) направляет своё служение исключительно к Вишну и его живым воплощениям (аватарам). Но явление личностного служения и общения с божествами в целом не столь однозначно, некоторые другие индуистские божества тоже имеют своих бхакт.

Проявление бхакти йоги в других религиях

Проявления бхакти-йоги можно встретить и у некоторых праведников других религий (в том числе и христианстве). Достаточно вспомнить, к примеру, пламенную «Песнь песней» написанную царем Соломоном в ветхом завете от прямолинейного толкования которой остерегают раввины как от деяния, ведущего к греху неподготовленного читателя.

Грехом же они считают принятие иносказания любви к Богу в «Песне песней» за простую эротику, пролезшую в священные книги, тем самым умаляя их духовный авторитет и душеспасительный потенциал.

Аналогично этому многие индуистские бхаты-поэты часто выражали свои чувства к Богу через образы земные: через восхищение возлюбленной, тоску от расставания с ней, опьянение вином.

Суть йоги

Но думающему и мудрому практику легко увидеть универсальность учения и пути бхакти-йоги абсолютно для всех мировых религий.

Существует множество ступеней и способов прийти к бхакте, но суть этой йоги одна одна – нужно просто любить своего Творца свершая служение ему через любовь. Это абсолютно точно соответствует изначальной истиной сути христианства, о которой мы уже писали отдельно и почти всех других известных мировых религий.

Естественно, в Индии эта суть йоги раскрывается и проявляется по-своему, тут принято слушать священные тексты, можно воспевать его имена и деяния, можно удерживать своё внимание, медитируя на именах, качествах и деяниях Бога.

Также можно свершать молитву и ритуальные приношения, посвящать ему все мысли и деяния, но суть одна – установить личные отношения с Богом отношения заботы, служения и любви.

Бхакта не имеет конечной цели отличной от её методов (методы и цель едины), люби Господа и тебе будет дарована возможность любить Бога с новой и более искренней силой. Но любя следует отличать важное от неважного, истинное от ложного, вечное от преходящего, этому и служит джнана – знание и мудрость, последняя составляющая часть пути и сути йоги.

Джнана-йога

Джнана-йогапуть знания, она включает в себя постижение священных текстов и размышления над ними, истинной реальностью своего я и окружающего мира, постижение законов работы человеческого ума.

Даже само слово джняна родственно нашему слову знание, так как звук «дж» близок и часто переходит в звук «з», так что неверным, но не слишком грешащим против смысла и истины, было бы прочтение джняна-йоги как «знана-йога», что сразу раскрывает её смысл для русскоязычного уха как йога знаний.

Ну собственно сами йоги, да и современные ученые генетики утверждают, что ведические знания им подарили Арийцы — ближайшие родственники славян, так что в этом нет ничего странного.

Цель джняна-йоги

Цель джняна-йоги довести ум до границ, за которыми ум бесполезен, и заставить его в почтении склонить голову перед непознаваемостью истинной природы средствами ума. Её цель научить отличать важное от неважного, краткое от вечного, освободиться от миллиона пустяков, которые цепями суеты сковывают наш дух.

Читаете ли вы священные тексты, постигаете реальность при помощи науки, размышляете ли над притчами, медитируете ли над вопросом «кто я?». Ищите ли ответы, созерцательно и углублённо размышляя над явлениями окружающего мира, всё, всё приобретение истинной мудрости без исключения служит этой цели.

Практик, погрузившийся в Джаняна-йогу получит освобождение, познав неделимость и всепребывание изначального Брахмы, иллюзорность явлений, свою истинную природу, но этот путь естественно предназначен не для слабых умом и духом.

Без контроля учителя, без развитого ума и сильного духа такие знания могут убить искателя истины, сломленного непосильным грузом открывшегося ему великого знания. Или что считается еще хуже, заставит застыть в тёплой и мелкой лагуне самодовольства, свернув на ложный путь неполного или даже ложного понимания, обусловленного слабостью духа, знаний и слабым умом.

Можно многое ещё написать о джьяна-йоге, но в силу того, что йога разума столь же всеобъемлюща и противоречива, как и сам разум мы осознанно ограничиваемся лишь общим описанием и методологией путей знания не углубляясь в дебри личностных трактовок различных учителей.

Подобное может показаться странным, но обратите внимание – философ материалист, исповедующий чарваку, никогда не сойдётся в воззрениях с идеалистом, настик не сойдётся с ведантом, но, тем не менее, все они исповедуют путь знания, являясь тем самым практиками джьяна-йоги.

Объединение и мудрость – истинный путь йоги

Потому любой искатель высокого знания, каким бы он не был, и какими бы небыли вехи на его пути, в конечном счете ищет истину, тем самым приближаясь к конечной цели любой из йог и всех их вместе взятых.

Ну и естественно, конкретно о том, как этому пути следовать и даже об основных принципах йоги надо говорить отдельно, чтобы не мешать все в одну кучу и не растягивать рассказ. Но для начала достаточно понять, что истинный путь йоги складывается из 3 главных частей, не привязанности к результатам своего труда, абсолютной любви к Богу и великой мудрости и осознанности вашего ума.

И уже сейчас обдумав этот текст можно сказать однозначно, что как мы и говорили в статье про все виды йоги, все виды по сути едины и в конечном итоге стремятся к одной цели.

Более того, они предлагают очень схожие пути её достижения, ведь путь йоги — это «объединение знаний и мудрости», а не их разъединение.

Что собственно, если вы заметили, мы всеми силами и пытаемся осуществить на данном портале всестороннего обучения, мудрости и саморазвития человека, и о чем говорим практически в каждой статье о самосовершенствовании и духовном развитии. Ведь для истинного мудреца рано или поздно становиться понятным что по сути все полезные знания и даже все религии ведут в одном направлении…

Но это уже тема других наших статей, так что оставайтесь с нами, читайте еще одну не менее интересную и познавательную публикацию о методах изучения и сути настоящей индийской йоги, набирайтесь мудрости, переходите к чтению других статей, и достигайте каждый раз все новых уровней знания и «просветления», чего мы вам и желаем. Хотя если вам кажется данная философия все таки слишком мягкой, то можете больше узнать о психологии различных боевых искусств, мудрость некоторых из которых не уступает даже йоге.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий