Черниговская Т.В. Как быстро научить ребенка читать и подготовить к школе. Проблемы левшей, дислексия и отставание в развитии

Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе на портале обучения и саморазвития мы разберемся, почему не все дети быстро учатся чтению и письму. И главное, как можно помочь подобным детям не только научиться читать и писать, но и возможно даже стать настоящими гениями нашего времени.

То есть как можно благодаря новейшим достижениям образовательной науки превращать даже на первый взгляд отстающих в развитии детей в хороших писателей, актеров, профессионалов других профессий и даже ученых.

Черниговская Т.В. Проблемы ребенка в школе. Чтение. Левши, дислексия и отставание. Суть за 12 минут

Все дело в том, что в последнее время как портал саморазвития мы всё чаще сталкиваемся с информацией, что не все дети способны к чтению и письму. А главное, что таких детей с каждым годом становится все больше и больше.

А также интересно что большинство как родителей, так и экспертов считает, что причина тому кроется в современных образовательных программах, которые не способны развить у детей те доли мозга, которые должны помогать освоить науку чтения.

И, чтобы быть не предвзятыми, мы решили всесторонне изучить этот вопрос и обратиться к исследованиям настоящих официальных ученых в области работы мозга. Поэтому давайте сегодня кратко пройдемся по содержанию лекций Татьяны Владимировны Черниговской по этому вопросу, которая является одним из ведущих специалистов в области когнитивных наук − психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии — в России и за рубежом, которая в результате своих многолетних исследований и опыта считает, что неумение читать написанные тексты не всегда лишь только лень или недоразвитость некоторых детей.

Самой Татьяной Черниговской были разработаны системы модификации программ обучения на основе современных научных данных; а под её руководством успешно функционируют международные программы совместной подготовки аспирантов по психо- и нейролингвистике с Голландией, Норвегией и США. Поэтому мы и продолжаем наш небольшой цикл кратких обзоров её полезнейших лекций, как одного из самых известных ученых в сфере теории сознания.

(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)

Татьяна Черниговская о реальных способностях человека к чтению

И так по мнению Татьяны Черниговской трудности с обучение чтению могут возникать у детей, у которых особенный мозг. Это могут быть прекрасные актеры, политики, ученые, художники. В общем люди, которые по-особенному видят мир, и потому к этим людям нужен и особый подход.

Все знакомы с терминологией, гласящей, что мы относимся к виду хомо сапиенс, то есть человек разумный. Но мало кто знает, что мы еще и хомо локвенс, то есть человек говорящий. Это значит, что мы, в отличие от животных живем не только в реальном физическом мире, но и в неком мире фантазий.

Для этого нами были придуманы разные формы и системы общения. И хотя когда и как появилась человеческая речь, никто не знает. Но для того, чтобы человек мог разговаривать у него, должен быть развит мозг и правильно сформирована гортань, позволяющая дышать и говорить.

Как связан мозг и способности к чтению?

И наконец, у человека должна быть сформирована правильная рука. Об этом не принято говорить, но уже доказано наукой что мелкая моторика, то есть способность выполнять какие-то манипуляции с мелкими предметами, развивает одновременно и способность к чтению.

К тому же скорее всего первый язык вообще был жестовым языком. А за жесты отвечает кора головного мозга, поэтому во время разговора мы, как правило, непроизвольно жестикулируем.

Что касается голоса, то он, наоборот почти не координируется корой головного мозга. А это значит, что он почти, то есть в очень малой степени, находится в нашей власти. Чтобы понять, как это «почти», как пример, мы можем рассматривать непроизвольные реакции тела такие как зевание, чихание или икота.

А это значит, что первый язык был жестовым и лишь много позже появился акустический, слышимый язык. Далее какому-то гению пришла в голову мысль, что память — это хорошо. Что важно научиться сохранять информацию в каком-то таком виде, который будет понятен всем. Так появились письмо и чтение.

Со временем сформировались различные виды письма. А еще чуть позже появились буквы, из которых складывали слова. Это было огромное достижение цивилизации, так как все знания теперь могут быть зафиксированы в виде письменности.

Чтение сложный аналитический процесс

Поэтому на самом деле чтение, это очень сложный процесс, который развивался исторически миллионы лет. Это нам, умеющим читать и писать, кажется, что проще занятия нет. Но для того, чтобы из графических символов сформировать слова, мозг проделывает колоссальную работу.

Маленький ребенок проделывает очень сложную работу по вычленению из общего потока звуков, издаваемом взрослыми людьми, маленьких отрезочков, которые являются словами. А затем из этих кусочков ещё нужно сложить понимание того, о чем говорят эти люди.

Мозг ребенка на самом деле проделывает сложнейшую задачу, с которой не могут справиться и все лингвисты мира. Ребенок, как инопланетянин попадает в пространство, где говорят на каком-то непонятном языке. И ему надо распознать все звуки и частицы звуков по малейшим нюансам.

Ребенку нужно понять и систематизировать речь на основании внимательного вслушивания. В общем, это очень сложная, но важная работа.

Потому что для человека очень важно уметь читать и писать. Это возможность получить профессию и найти свое призвание в жизни. По сути, это основной наш инструмент обучения, который позволяет получать знания. Ведь большая часть информации находится в печатном виде.

Есть конечно среди нас и счастливцы, которые умеют читать в раннем детстве. Но бывает так, что ребенку очки не нужны для того, чтобы увидеть написанное, и, тем не менее, очень сложно сфокусироваться и понять смысл предложения. Текст почему-то расплывается и приобретает причудливые непонятные узоры.

Другие люди, у которых нет такой особенности, даже не поймут, что происходит. Где тут сложность? Но ребенок читает часть слова, потом пропускает несколько слов, снова перескакивает, зачем-то возвращается в начало текста и так далее, застрачивая уйму лишней энергии.

Дети с особенностями развития

Такие дети сейчас называются детьми с особенностями развития и освоения языка. Таких детей ещё называют дислексики. И даже если эти дети могут прочесть текст правильно, они не понимают, о чем там идет речь. Ведь все их силы их уходят для того, чтобы продраться через эту вязь знаков.

Поэтому если вы спросите такого ребенка, о чем он читал, он посмотрит на вас с недоумением. Ведь он не понял или не запомнил, о чем он только что читал. А главная проблема что таких детей в мире очень много. И ещё важно понять, что это отклонение никаким образом не свидетельствует о плохом интеллекте или недостатках развития. Это просто особенность человека.

Люди разные. Есть блондины и брюнеты, есть высокие и низки. И есть те, кому повезло научиться чтению в самом раннем детстве. И есть те, кому эта их особенность не дает освоить навык чтения. Дети, которые имеют такую особенность, вполне могут быть о очень высокоинтеллектуальными, могут быть блестящими математиками, певцами, танцорами, физиками или химиками. Большое количество таких детей даже выросли в гениальных ученых, политиков и актеров.

Такая особенность у детей может быть связана с нарушением слуха. А может на особенность чтения влиять и нарушение памяти.

Причем разной памяти. Это может быть долговременная память. То есть такой ребенок не помнит правил. Но может и кратковременной памяти. Пока ребенок читал слово или короткую фразу, а дочитывая до конца, он уже не помнит, с чего начинал.

Нужно понять также, левша или правша этот ребенок. Ребенок левша, имеет особенности в строении мозга. И хотя и это может создавать определенные трудности в обучении. Опять же, эти ни хорошо и ни плохо. Если вы посчитает, сколько гениев было левшами, вы увидите, что их было огромное множество. Поэтому левша это не на тему плохо, он просто особенный.

Ребенок может быть и амбидекстр, если у него нет приоритета в том, какой писать рукой, левой или правой. Но и это тоже может создавать определенные сложности в навыке чтения. В конце концов у ребенка просто могут быть не сформированы зоны в мозгу, отвечающие за мелкую моторику.

Развитие мелкой моторики, как подготовка ребенка к чтению и письму

Ну и главный плюс этой информации для обычных детей и их родителей в том, что есть способы, чтобы подготовить любого ребенка к чтению и письму ещё задолго до того, как он сможет начнет писать и читать по возрасту.

Тут основной метод научить ребенка следить за маленькими изменениями. Например, показывать на примере маленьких отличий. Так можно научить видеть отличия в одном лишь звуке, показывая, где «коса», а где «коза». Это можно сопровождать и рисунками, и озвучиванием, и карточками.

Также ребенка важно приучать к тому, что есть серии событий. Например, называть дни недели или последовательно все месяцы года. На первый взгляд это не имеет никакого отношения к чтению или письму. А с другой стороны, ребенок сильно развивает мозг в целом и приучается понимать важность закономерностей и последовательностей.

Очень полезно и развивать мелкую моторику вырезая что-то ножницами, собирая что-то из бисера, лепить из пластилина. То есть проделывать действия, направленные на обработку мелких предметов.

Я в свое время придумала такую игру, взять мелкую крупу, разделить на кучки и раскрасить в разные цвета. А затем все соединить и предложить ребенку разделить на кучки по цветам.

К тому же есть языки, использующие иероглифическую письменность, скажем китайский или японский. Там вместо букв используют картинки. Скорее всего поэтому у китайцев и японцев вообще не диагностируют такое расстройство, как дислексия или дисграфия.

Выход есть — картинки вместо текста

Это я к тому, что сейчас многие учебники, не говоря о компьютерных программах направленных на обучение, используют не текст, а рисунки и иконки. Поскольку людей, у которых есть неприятности с чтением и письмом очень много в мире. Более того, их количество непрерывно растет.

То есть все образованное человечество понимает, что нужно что-то такое придумать и помочь этим людям получить полноценное образование. Чтобы они могли успешно развиваться, получить хорошее образование и успешно реализоваться в жизни, а не были затравленными сверстниками или даже учителями, как это иногда бывает.

В общем количество программ, использующих картинки вместо текстов, растет во всем мире. Больше рисунков, больше анимации, больше на слух. Все эти аудиокниги, для того чтобы ребенок проделывал очень сложную работу, всего лишь послушав перед этим аудиозапись учебника. То есть выход из этого всего в любом случае есть.

Да, иногда это лечится и с помощью медицинского вмешательства. Может такому особенному ребенку нужно попить какие-то препараты, которые облегчат протекание нервных процессов в его мозгу.

Но факт, что количество людей с особенностями чтения и письма увеличиваются. Хотя и это не точно. Потом что не только в нашей стране, во всем мире плохо ведется статистика относительно фиксации таких случаев.

Главное мы знаем точно одно, что сегодня мы не можем разбрасываться талантами детей, у которых есть некие особенности. Ведь если мы загоним их в категорию двоечников, то скорее всего потеряем будущих Эйнштейнов, Вознесенских, Нестеровых, Малевичей и прочих.

Если вы обратите внимание на людей, которые подписывают соглашения международного масштаба сегодня, вы будете удивлены тем, сколько среди них левшей. А это значит, что у них в свое время тоже были проблемы с чтением и письмом. Но радует тот факт, сколько из них выбились в первые ряды интеллектуальной элиты планеты несмотря ни на что. Утверждает Татьяна Владимировна Черниговская в свои лекциях.

Вывод

Ну и напоследок, что можно сказать от нас как от портала саморазвития? Да, несомненно, Татьяна Черниговская, как всегда, права. Все мы действительно разные.

То, что понятно одному, у другого человека может вызывать сложности. Но бывает и что тот, кто в начале понимал меньше остальных и вроде бы отставал в развитии, в последствии становился гениальным писателем или ученым, изобретения которого изменяли мир.

Поэтому без сомнения мы должны стараться учитывать интересы абсолютно всех людей. Ведь каждый человек – это маленькая вселенная со своими правилами и законами. И если помогут нам и нашим детям учиться лучше, различные игры с мелкими предметами, изучение языков, решение задачек, жонглирование и занятия спортом вообще.

То это наша обязанность, чтобы мы как родители и учителя подрастающих поколений должны использовать все современные научные достижения для того, чтобы обучать своих детей, да становиться и сами мудрее как можно скорее, а главное способствовать скорейшему развитию следующих поколений, которые будут способны по-настоящему изменить этот мир к тому идеальному будущему, к которому мы все с вами и стремимся.

Миру без постоянных войн и самоуничтожения планеты от наших же неосознанных и глупых действий. Миру интеллектуального осознанного развития и добра, чего мы вам конечно же как портал саморазвития и желаем.

Ну и конечно, совсем скоро ждите подборки советов, разборы и короткие версии и других интересных видео, книг, а также советы множества других выдающихся личностей прошлого и современности на нашем канале и сайте.

Кроме того, если вы хотите получать ещё более короткие, минутные выводы из наших обзоров, то смотрите отдельно в нашем телеграмм, инстаграм и тик ток каналах, а также для более детального ознакомления в печатной версии на сайте…

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий