Почему дети всё хуже учатся в школе. Людмила Ясюкова

Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе на портале обучения и саморазвития мы продолжаем разбирать почему же наши, да и вообще почти все современные дети с каждым поколением всё хуже и хуже учатся в школе.

Почему несмотря на все современные технологии и достижения науки дети учащиеся в обычных школах в среднем всё менее грамотны, всё хуже запоминают и всё меньше хотят учиться. В чем же причина на самом деле… Что это, случайность, проблемы слабо продуманного современного образования и низкой зарплаты учителей, или все же некий заговор, направленный на уменьшение осознанности и разумности новых поколений. То есть новых винтиков большой государственной системы, где образованные и осознанные люди едва ли нужны в таком количестве.

В этом мы сегодня и попробуем разобраться, а заодно продолжим наш небольшой цикл кратких обзоров полезнейших лекций одного из самых известных ученых в сфере образования. Ясюковой Людмилы Аполлоновной кандидата психологических наук, руководителя лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного университета и центра диагностики и развития способностей.

В общем, Людмила Аполоновна является одним из самых известных специалистов, всю жизнь реально с позиции официальной науки, изучает, какой могла бы быть школа и какой она должна быть, чтобы наши дети становились действительно осознанными и мудрыми членами общества, поэтому мы настоятельно рекомендуем посмотреть её доклады или хотя бы наши короткие саммари версии её лекций для тех, у кого недостаточно свободного времени.

(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)

В чем сложности у современного образования

И так давайте разбираться что такое понятийное мышление, и почему у современных детей это мышление не сформировано, да если честно и у некоторых взрослых дела обстоят с этим не немного лучше.

Сама Людмила Ясюкова так и говорит по своему опыту, что когда сам пытаешься вникнуть в современную систему образования, приходит на ум только фраза: «Благими намерениями выложена дорога в ад»… Так как систему образования все время совершенствуют, а грамотность с каждым годом падает. Уже дошло до того, что сами учителя в школе демонстрируют неграмотность.

Но ответ есть, всё потому, что раньше в приоритете была наука. По научной системе выстраивалась и система образования. Все уроки, будь то точные науки такие, как математика, физика, химия, так и те, которые можно отнести гуманитарным, преподавались так, что детям в школе нужно было обобщать, анализировать и систематизировать информацию самостоятельно.

Сейчас же система образования строиться исходя из того, что детям в стенах школы должно быть максимально комфортно и просто. Ну а наука — это сложно, и значит ей не место в стенах школы. Поэтому видимо чиновники системы образования и стараются всеми силами снизить образовательную нагрузку на неокрепшие умы детей.

Проблема даже не в том, что школа всегда дает устаревшие знания. Так было, есть и будет наверно всегда. Ведь пока научные данные сформируются в какую-то систему, обобщаться, систематизируются и дойдут к детям, они уже успевают устареть.

В чем же тогда смысл школьного образования если программа, уже далеко не актуальна? А смысл как раз таки в том, чтобы научить детей думать и сформировать у них понятийное мышление. А достигается это прежде всего именно изучением наук.

Что такое понятийное мышление?

И так почему понятийное мышление лучше всего формировать при изучении наук? Потому что все знания формируются на основе понятийного принципа. А основе любой науки как раз лежат какие-то научные данные, сформированные в виде пирамиды по уровню сложности. То есть изучение науки происходит от более простых пониманий, к более сложным, специфическим знаниям.

Детям в дошкольном возрасте ещё не нужно понятийное мышление, им достаточно образного. Но когда ребенок начинает изучать науки, у него начинает формироваться понятийное мышление, так как детям приходится обрабатывать и систематизировать информацию, которая преподается в школе.

Вот потому так важно, чтобы образование строилось по более строгой и стройной системе. Школьником в младшей школе нужно выстроить базис, сформировать мыслительные процессы так, чтобы развить у них интуицию, логику и способность анализировать. Ибо науки нельзя выучить раз и навсегда, их скорее нужно понять.

И если науки начать изучать с первого класса, то понятийное мышление закладывается и формируется, как базисное. Ребенок, изучая науки усваивает принцип, на котором строятся все природные процессы. Это называется социальным интеллектом.

Ну а если у человека уже сформировано понятийное мышление, то такой человек легко решает любую жизненную задачу, потому что такой человек понимает законы окружающего мира. Будь это экономические процессы или межличностные взаимоотношения.

Окружающий мир

Возьмем для примера природоведение. Детям ранее давали систематизированные знания о природе, растениях и животных вплоть до того, что это показывали схематически. Но сейчас уже нет природоведения, сейчас есть некая программа «Окружающий мир».

Это какая-то общая информация с рассказами ни о чем. И про гимн, и про облака, и странные практико-ориентированные упражнения.  Например детям дают задание выйти из зимнего леса. Для этого детям предлагают идти по следам зверей. Но, следуя звериными тропами, ни один человек никогда ещё на практике вышел из лесу. Это бессмысленное задание, которое, естественно, ребенок сразу же забудет.

Если раньше хоть как-то основы понятийного мышления закладывались уже в начале, а дальше в 5 классе ботаника (строгая систематизация), 6-7 класс зоология, 8 класс анатомия, 9 биология, что и формировало устойчивое понятийное мышление.

Сейчас начальные классы не дают какой-то стройной системы знаний, в 5 классе начинают изучать природоведение, это общие знания о природе. В 6 классе преподают вперемешку ботанику и зоологию.

И кстати если раньше физику преподавали с 4-го класса, то теперь её отодвинули на 6 класс, и начинается этот предмет с рассказов о природе, про космос и планеты. Но совсем нет задач, с которых раньше начиналась классическая физика. Фактически у нас дети получают основы понятийного мышления только в специализированных физико-математических школах. Все остальные просто заняты зубрежкой для подготовки к шаблонным тестам ЕГЭ.

И если понятийное мышление не сформировано, то ребенок и задачи решать не умеет. Даже таблицу умножения, при отсутствии понятийного мышления выучить невозможно. Ведь дети не понимают, как эту таблицу затем применить на практике. В результате из начальной школы дети выходят не только не умеющие решать сложные задачи, а даже не умеющие нормально считать вообще.

Основы понятийного мышления

В основе понятийного мышления лежит интуитивное понимание сути излагаемого материала. Если интуиция развита, то, когда ребенок читает текст, он сразу понимает основные моменты, которые нужно выделить. Если интуитивного компонента нет, то дети что-то там запоминают просто обрывками, не улавливая общей сути.

Как пример, дети с учителем разбирали басню «Стрекоза и муравей». К концу урока учитель спросила детей, какте они сделали выводы на основании пройденного материала. Пол класса кричит, что им стрекозку жалко. Это значит, что, если у детей не развито понятийное мышление, они эмоционально остановливаются в развитии чуть раньше. Вот им жалко стрекозку, а все остальное они просто не услышали и никаких потенциально полезных выводов для своей дальнейшей жизни не сделали.

Второй компонент понятийного мышления — это логика. То есть умение выделять причинно-следственные связи. Ребенок может что-то доказать, может спрогнозировать, понимает, что за чем следует. Если у ребенка сформировано логическое мышление, он понимает смысл правил и формул.

Если логическое мышление не сформировано, ребенок учит правила и продолжает делать ошибки, то есть не умеет эти правила применять на практике. Точно так же и с формулами.

Сегодня стандартная ситуация в средних и старших классах, когда все формулы перед глазами, а дети решить задачу не могут. Боле того, если у детей нет логического мышления, им очень трудно следить за тем, что им рассказывает учитель. Понятийное мышление не включается, а образное мышление позволяет запомнить только какие-то разрозненные фрагменты из общего повествования.

Ну и третья основа эффективного мышления – это умение систематизировать и обобщать информацию. То есть умение строить логически структуры и дает целостное представление о науке.

Почему так важно сформировать понятийное мышление?

Приведу пример того, как работает понятийное и более простое допонятийное мышление.

Детям дают на выбор несколько картинок на которых изображены зайчик, белочка, ежик и собачка с просьбой найти тут лишнего зверька. К сожалению, дети чаще всего считают тут лишним ежика, из-за того, что он единственный с иголками.

Логика в этом вроде бы есть, но нет понятийного мышления. Ведь лишний тут песик, потому что здесь идет деление на диких и домашних зверей. Это интуитивный компонент понятийного мышления.

Почему интуитивный? Потому что иногда не можем объяснить почему именно, но мы правильно выделяем суть. А когда включается логика, то тогда мы уже можем и объяснить.

Но если люди не занимаются науками, не занимаются исследовательской и подобной интеллектуальной деятельностью, а занимаются какой-то рутинной работой, то понятийное мышление у них чаще всего не выделяется и не формируется даже до необходимого минимума.

Зачастую взрослые даже не подозревают, что понятийное мышление у них не сформировано не полностью. Таким людям кажется, что они все правильно понимают и правильно принимают решения. А если что-то не получается, то в этом виноват кто-то другой, но не сам человек.

Как сформировать понятийное мышление у ребенка?

Понятийное мышление можно сформировать или улучшить всем и в любом возрасте. Но для этого нужно работать целенаправленно над тем, чтобы выработать у себя систематизированное восприятие. Зато если человек свободно может решить любую задачу по математике или физике, то чаще всего и жизненные задачи он будет решать с такой же легкостью.

Получается, что реализоваться практически в любой сфере деятельности легче тем людям, которые обучались в школах с физико-математическим уклоном. Таким людям проще ориентироваться в вечно меняющимся мире, потому что у них более развито понятийное мышление. У гуманитариев же нередко ограничен круг их деятельности и возможности для самореализации.

Но, к сожалению, старые программы обучения, развивающие основы понятийного мышления у детей клеймят и заменяют, считая их не современными. Отсюда сложности сначала у детей с обучением, а затем и с тем, как взрослому человеку реализоваться в жизни и хоть в какой-нибудь более-менее интеллектуальной профессии.

В общем вот вам тема на сегодня подумать, а в следующий раз вместе с Людмилой Ясюковой мы наконец постараемся раскрыть главный вопрос, что же с этим можно поделать и как-таки улучшить грамотность и сообразительность на наших детей на практике. Так что смотрите продолжение коротких версий самых важных и популярных её лекций у нас на канале. А если у вас появились какие-то дополнения, возражения или вопросы, пишите, с удовольствием обсудим их в комментариях.

Ну и конечно, совсем скоро ждите подборки советов, разборы и короткие версии и других интересных видео, книг, а также советы множества других выдающихся личностей прошлого и современности на нашем канале и сайте.

Кроме того, если вы хотите получать ещё более короткие, минутные выводы из наших обзоров, то смотрите отдельно в нашем телеграмм, инстаграм и тик ток каналах, а также для более детального ознакомления в печатной версии на сайте…

Супер короткая версия

Друзья, приветствуем в саммари клубе канала обучения и саморазвития. Сегодня мы поговорим о том, что такое понятийное мышление и о том, как оно способно влиять на нашу жизнь и жизнь наших детей. Ведь то, как мы воспринимаем реальность, наша способность сопоставлять, делать выводы и прогнозировать будущее способно или облегчить жизнь, или же наоборот, очень сильно её усложнить.

Но, что же нужно сделать, чтобы наша жизнь не была похожа на бесконечный день сурка?
Например, Ясюкова Людмила Аполлоновна посвятившая свою жизнь изучению и улучшению методик образования, считает, что способность к анализу закладывается в раннем детстве, в 6-8 летнем возрасте. Это самый благоприятный период для формирования понятийного мышления.

Общеобразовательная система советского периода, которая была выстроена по строго выверенной системе изучении наук, была направлена именно на то, чтобы сформировать у детей логическое мышление и интуитивное прогнозирование будущего. Но потом эту, по тем временам лучшую образовательную систему мира раскритиковали, и заменили на альтернативную, которая сейчас считается одной из самых отстающих на планете.

Что это? Умышленное вредительство или досадная случайность? Подробнее обсудим на ютуб канале саммари клуба. Ссылка в описании и профиле. Всем добра…

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий

  1. Наталья

    Спасибо за статью. Школьное образование в тупике, выручают репетиторы и интернет.

    Ответить