Современные люди часто ссорятся с супругами на тему разделения обязанностей в супружеской жизни: кто должен зарабатывать, кто – вести домашнее хозяйство, кто – принимать решения или заниматься воспитанием ребёнка
Создание семьи – важный и серьёзный шаг в жизни каждого человека. Однако создать ее не так сложно, а вот попробуйте поддерживать гармонию в семье долгие годы.
И даже если муж с женой разделили зоны ответственности каждого, и определились с обязанностями супругов, со временем между ними могут возникнуть разногласия по поводу того, чей труд имеет для семьи наибольшую ценность, чей вклад в её функционирование существеннее.
Здесь мы поговорим на тему разделения обязанностей в семье и объясним, как правильно поделить зоны ответственности между супругами, чтобы впоследствии избежать ссор и споров.
Муж должен, жена должна
Испокон веков принято считать, что главной обязанностью мужа является полное материальное обеспечение семьи, а основной задачей жены – ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. В данном случае мужчина не должен и задумываться над тем, каким образом в доме поддерживается чистота, уют, готовится еда, а жена не должна иметь понятия, откуда берутся деньги.
Однако схема «Муж должен, жена должна» весьма устарела и вряд ли отвечает требованиям современности, к тому же, она имеет существенные недостатки.
Недостатки схемы «Муж должен, жена должна»
Самый большой из них – это возрастание пропасти непонимания между супругами и обесценивание труда друг друга. Жена не знает, что такое – тяжёлая работа на каком-либо предприятии или в бизнесе, и деньги для неё появляются в доме «как бы сами собой».
Супруга начинает тратить деньги, не задумываясь над тем, сколько сил пришлось приложить её мужу, чтобы их добыть. В семье начинаются скандалы на тему постоянных необоснованных трат жены, а она искренне не понимает, почему её так обвиняют, ведь для неё деньги – это нечто, появляющееся «из воздуха».
Само собой, умом она понимает, что финансы зарабатывает муж, но так как она на своей шкуре не прочувствовала, что такое зарабатывать, то и относится к этому гораздо легче. А некоторые вообще занимают позицию а ля «деньги – твоя прерогатива, если их не хватает, пойди и заработай ещё, ведь это – твоя обязанность как мужчины».
Муж в такой семье точно так же не понимает, сколько труда вкладывает женщина в ведение домашнего хозяйства, и порой относится к ней просто потребительски. Он может пройти в грязной обуви по только что до блеска вымытому полу, бросить посреди комнаты свои вещи, «насвинячить» на кухне во время еды и залить весь пол ванной водой, принимая душ.
И чаще всего он делает это не со зла, а из-за того, что в его восприятии порядок дома «наводится сам по себе». Когда он встаёт утром, он съедает заранее приготовленный завтрак, надевает заранее приготовленные, выстиранные и выглаженные вещи, в процессе сборов на работу создаёт беспорядок.
Вернувшись домой, снова видит чистую квартиру. И не задумывается, сколько труда вложила его жена, чтобы дом засиял чистотой. Если женщина жалуется, что устаёт, такой мужчина обычно удивлённо отвечает: «Отчего ты устаёшь, если целый день сидишь дома?»
Скандалы супругов с таким разделением обязанностей в семье практически неизбежны. Рано или поздно муж начнёт срываться на жену за её непомерные финансовые траты, а жена – на мужа за его неуважительное отношение к порядку в доме и отказ хотя бы его поддерживать. И никто не сможет доказать другому, как важен труд каждого супруга, пока они на своём опыте не узнают, что он из себя представляет.
Как разделить обязанности в семье?
Самая лучшая схема для достижения гармонии в семейных отношениях – это равномерный вклад каждого её члена в каждую касающуюся её сферу.
То есть, желательно, чтобы оба супруги работали (в идеале – на любимой работе), зарабатывали деньги и вкладывались в общие нужды, пополам оплачивая коммунальные услуги, кредиты, ипотеки, питание и т.д.
Некоторые люди ратуют за создание общего бюджета семьи, когда оба супруга складывают свои зарплаты «в общую кучу», а затем каждый берёт оттуда столько, сколько ему нужно.
Это не самый плохой вариант, но неприятные последствия может иметь и он тоже. Так как муж и жена эти деньги считают общими («эти деньги настолько же твои, насколько и мои»), то каждый из них желает знать, сколько и на что оттуда тратит другой. Возможны споры на тему того, насколько оправдана та или иная покупка мужа или жены, нужна ли она, можно ли без неё обойтись. Какая уж тут гармония в семье?
Таким образом, каждый супруг лишается возможности самостоятельно решать, на что потратить заработанные им деньги. Создаётся впечатление, что у вас нет ничего своего в этом доме, и за каждую свою трату нужно отчитываться.
В таком случае супруги начинают прятать деньги друг от друга (устраивать те самые пресловутые «заначки»), врать друг другу о тратах и вообще чувствовать себя ворами в своём собственном доме.
Самый лучший способ достижения гармонии в семейных отношениях – оценить общие траты, объективно нужные и мужу, и жене (еда, оплата квартиры, покупка бытовой химии общего пользования), и вкладываться в них поровну, при этом, сохраняя у себя оставшиеся деньги на личные расходы.
Так, супругам удастся убить двух зайцев сразу: и сделать равные вклады в бюджет семьи, и оставить себе свои собственные деньги, чтобы тратить без зазрения совести по своему усмотрению.
Домашнее хозяйство и обязанности супругов
Ещё одна неотъемлемая сторона супружеской жизни – это совместный быт и ведение домашнего хозяйства. Сегодня будет неправильно «повесить» все заботы по дому только на жену, особенно при условии, что работают и финансово вкладываются в семью оба её члена. Заботы о хозяйстве также справедливее всего разделить пополам.
Распределение забот о хозяйстве между супругами
Это можно сделать разными способами. Например, по дням: один день за хозяйством следит муж, второй – жена. Либо разделить работы по обязанностям супругов: стирает, готовит и вытирает пыль жена, а гладит, моет всю посуду и выносит мусор муж. Самое главное здесь – объективно оценить, что в быту нужно обоим супругам одинаково.
Например, и мужу, и жене нужно есть из чистой посуды, и жить в относительно чистой квартире. Но жена также считает нужным каждый день протирать карнизы и до блеска начищать каждую дверную ручку, а муж считает это излишеством, утверждая, что делать это достаточно один раз в две недели.
Следовательно, ежедневное мытьё карнизов и дверных ручек – это не объективная потребность обоих супругов, а прихоть жены, и включать её в «общие нужды» было бы несправедливо. Поэтому жена сама себе может сказать: «Это твоя обязанность».
То же самое касается разделение обязанностей в семье относительно домашней работы на мужскую и женскую. Считается, что женская работа – это уборка, готовка, стирка и глажка, а мужская – это различные ремонтные работы. Но подумайте сами: убираться и готовить приходится практически каждый день, а что-то ремонтировать или чинить – раз в два-три месяца.
Получается, если разделить работу чисто по «мужским и женским» стереотипным обязанностям, получится несправедливо. Как если бы вам приходилось каждый день приходить на работу и отрабатывать полный рабочий день, а ваш коллега бы получал ровно ту же зарплату за то, что приходит на работу раз в два месяца.
Поэтому делить следует те хозяйственные обязанности, которые актуальны каждый день и для обоих супругов одинаково. Ремонтные же работы можно выполнять сообща либо вообще перевести их в раздел финансовых затрат и, если что-то сломалось или нужно сделать ремонт, нанимать рабочих за деньги.
Равное разделение обязанностей в семье во всех сферах, соприкасающихся с совместной жизнью — один из самых эффективных методов достижения гармонии в семейных отношениях. Применяя эту схему, вы упростите себе жизнь, и в вашей семье будет в разы меньше споров о том, кто больше вкладывается и чей вклад важнее. Каждый будет ценить труд другого, и уважать его.
Наш портал желает каждому из вас гармонии в семье и справедливого распределения обязанности обоих супругов в ней. Оставайтесь с нами!
Лучший вариант — разделить обязанности заранее, чтобы не было ссор на этой почве в дальнейшем!