Давайте поговорим о том, чему нас учат сказки, ведь как не странно, но практически все мы выросли на сказках, и наши дети также на них вырастут, если, конечно, зарубежные мультфильмы совсем не вытеснят данное проявление нашей народной культуры, а возможно и необычный метод обучения наших предков. Но что де сказка может дать ребенку или взрослому по-настоящему?
А вы умеете мечтать?
И, наверное, многим из нас до боли знакомо это ощущение – желание взлететь, преодолеть силу гравитации, подняться над привычным, обыденным и почувствовать себя свободным. Подобное чувство испытывают те, кто привык жить не только ради удовлетворения потребностей тела, но и жизнью Души.
А Душа, как мы знаем, воспринимает не только видимый, привычный мир, но и другой, тонкий, волшебный, который на самом деле рядом, нужно только суметь его почувствовать.
Именно поэтому у людей с тонкой душевной организацией так развита способность мечтать, стремится к чему-то, на первый взгляд, несбыточному, непонятному для подавляющего большинства жителей нашего мира.
Ведь именно поэтому чайка Джонатан Ливингстон у Ричарда Баха стремилась летать не ради того, чтобы добывать пищу, а ради радостей полета, в конечном итоге, ради того, чтобы познать саму себя. И именно поэтому в сказках разных народов, и русских в том числе, тоже присутствует эта тоска по иной реальности, иному царству, которого так хочется достигнуть.Сказки многих народов учат выходит за рамки возможного и пытаются познакомиться человека с другой «альтернативной реальностью».
Сказки помогают вспомнить странствия души?
Об этом писал в начале прошлого века известный русский философ Евгений Трубецкой в своей работе «Иное царство и его искатели в русской народной сказке.» Там он рассуждает о том, что во многих русских сказках очень ярко выражена мечта об иной реальности, прекрасной и светлой, которую так хочется найти.
Герой русской сказки, Иван-дурак наполнен «отвращением ко всему обыденному, житейскому» и испытывает «непреодолимое влечение к чудесному». Он уходит со своего двора «куда глаза глядят» и на вопрос, куда идет, отвечает: «А Бог его знает!». «Искателей чудесного манит сама неизвестность искомого, и оттого они так часто сами не знают, куда идут и чего ищут».
«Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было». Наверное, именно эта потребность в неземной красоте и побуждает героя русской сказки оставить привычный мир и устремиться на поиски неведомой страны. И это переживание мистического чуда, страстная жажда чего-то таинственного, неизведанного вызывается в Душе закатом и восходом солнца.
«Это появление и исчезновение дня на нашем горизонте представляет собой естественное напоминание о неумирающем дне за краем земли, за пределами видимого нами земного круга; в этой таинственной дали полнота света и полнота жизни сохраняется и тогда, когда все земное погружается во мрак ночной или окрашивается унылыми, беспросветно серыми тонами… Это вечные возбудители восторженного настроения, духовного и в особенности сказочного подъема» Е. Трубецкой.
Зачем нужна сказка?
Но зачем же нужна сказка взрослым людям и чему она пытается нас научить? Очевидно, это состояние Души и есть то самое воспоминание, о котором говорил Платон, память о той, неземной, красоте, из которой мы все вышли, и которую должны привнести в наш мир.
И именно за ней, Ненаглядной красотой и устремляется герой русской сказки. Но достигнуть этого царства, как мы знаем, непросто, и обычными, земными способами этого не сделаешь. Для этого человеку «требуется содействие живых сил — тех вещих животных, которые, преодолевают тяжесть земную, поднимаются «повыше леса стоячего, пониже облака ходячего».Чтобы попасть в «иное царство», нужно взлететь под небеса на крыльях орла или «моголь–птицы», а еще лучше нестись на крыльях ветра».
Ведь для того, чтобы Душе снова достичь райского состояния и проявить здесь, в теле то, что она знала когда-то, необходимо принести свое животное начало в жертву Божественному, иными словами, преодолеть сопротивление материи, одухотворить свою природу, только тогда ты и сможешь обрести крылья, и сделать сказочной даже свою реальность.
Сказка — путь к духовному развитию?
«Ненаглядная Красота отделена от будней нашей жизни бесконечным расстоянием и непреодолимыми преградами. Взлететь к ней, добыть ее может лишь тот, кто не останавливается для этого ни перед какими жертвами, кто готов ради нее самого себя отдать на растерзание».
Что это значит – отдать самого себя на растерзание? Тело символизирует низшую, животную природу человека, и «отдать себя на растерзание» в данном контексте может означать то, что для того, чтобы человеку достичь райского состояния Души (или чтобы Душа о нем вспомнила), необходимо пожертвовать низшей, животной частью в пользу высшей, которую и символизирует вещая птица.
«Цена подъема в небеса — не человеческое мясо, а человеческая жертва. Пока эта жертва не принесена, птица всякий раз грозится опуститься, не долетев до цели, на землю, под землю, а иногда в леса или в непроходимые болота». Соответственно подобные полуэзотерические сказки могут научить нас правильной дороге саморазвития и выхода на новый этап сознания и осознанности.
Сказки учат гармонии с окружающим миром и живыми существами
Есть еще один существенный момент, который выделяет в сказке Трубецкой, это «тайна солидарности всей живой твари». По его наблюдениям, герой сказки поднимается над эгоистически-утилитарным отношением к животному миру и делает его дружественным, соответственно, сказки учат детей жить в гармонии с окружающим миром и живыми существами.
«Всякая тварь молит человека о пощаде и помощи понятным ему «голосом человеческим»… И человек связывается с тварью прочною связью взаимного сострадания и сорадования».
Так, когда голодному герою сказки попадается на пути зверь, которого он хочет застрелить и съесть, то он каждый раз молит «человеческим голосом»: «Не ешь меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь»! И герой сказки останавливается, движимый чувством сострадания, и именно это впоследствии служит хорошую службу – все встреченные им звери приходят на помощь.
«Иван–Царевич ищет возлюбленную «Ненаглядную Красоту», и вся тварь призывается к участию в его искании. Его стремление и его — подъем к красоте рассматривается сказкою как что‑то всему живому близкое и нужное, за что вся тварь призывается к ответу».
Таким образом, человек, призванный вернуть в мир Красоту, делает это не только для себя, но и для всего живого, чтобы оно все преобразилось и одухотворилось, наполнилось светом Иного царства.
«Здесь перед нами раскрывается еще одна черта «иного царства». Оно есть прекрасное, неизреченное, чего ни тварь земная, ни люди не ведают, и вместе с тем то, чего весь мир ищет, чему всякое дыхание покоряется».
А человек читающий сказки и понимающий хотя бы долю их истинного смысла является тем связующим звеном, которое эти два мира делает одним, привносит далекий свет того самого Иного царства в нашу обычную жизнь. Но для того, чтобы это суметь по-настоящему, ему самому необходимо пройти путь волшебной трансформации, если можно так сказать, раскрыть заложенные в нем внутренние силы, чтобы стать тем, кем он на самом деле может быть.
И о том, чему на самом деле учат многие русские сказки специально созданные нашими предками для обучения через образы, и какой путь проходит сказочный герой, как он меняется в процессе сказки, чего достигает, мы поговорим в следующей статье — о том, чему русские народные сказки учат взрослых. А также смотрите предыдущие части на нашем видеоканале.
https://www.youtube.com/watch?v=HqrTF9H2RFI