Спортивная капоэйра плюсы и минусы. Почему не надо делать спорт из капоэйры?

мысли Мастера Паштинья о капоэйре, мнение Паштинья о капоэйре,Сегодня мы поговорим о плюсах и минусах спортивной капоэйры. Почему не надо делать спорт из капоэйры? И почему соревнования по капоэйре чаще всего идут ей не на пользу, а только извращают саму идею данного искусства.

1.4.19 «В смысле состязаний» (соревнований в капоэйре)

Заметьте, игра подразумевается в смысле демонстрации, а не в смысле состязаний, последствия которых всегда катастрофические: в соревнованиях исчезает вся красота, яркость капоэйры, и капоэйрист упускает свои возможности в развитии из-за отсутствия объяснений»… (8a,23 8b,1-8)

В продолжение темы Паштинья напоминает, что капоэйра на самом деле –  это не состязания на выбывание «слабейших». В настоящей капоэйре должна быть и красота, и яркость, и сложность техники, которые практически невозможны, когда глаза противников налиты кровью, и игра идет уже по принципу «главное — победить».

Что такое настоящая игра

Напротив, настоящая игра – это нечто другое. Игра в обыкновенном, детском понимании — это процесс, который человек воспринимает «легко», не придавая ему большой серьезности, а значит, он получает определенное удовольствие от самого процесса игры и не боится импровизировать.

Это происходит потому, что человек уверен, что даже если он проиграет или ошибется, то его никто не будет ругать или наказывать – он сможет просто начать игру сначала. Поэтому степень личной ответственности в игре несравненно меньше, чем в «реальной, ответственной и суровой жизни».

Это и дает возможность играющему ребенку или взрослому человеку почувствовать себя легко и делать все искренне, с чистой душой и совестью. Можно сказать, игра – это «тренировочный полигон для проб и ошибок», для совершенствования, развития каких-то навыков и получения нового опыта.

Игра капоэйра, в идеале, — это некая возможность «попробовать» помахать ногами и руками как в боевых искусствах, но при этом гарантированно вернуться домой целым и невредимым. Это довольно безопасная и очень увлекательная симуляция настоящего боя в физическом смысле.

Самый лучший ли самый сильный капоэйрист?

И далеко не всегда самый лучший капоэйрист это самый физически сильный капоэйрист, и далеко не всегда самый лучший тот, кто занимается по 12 часов в зале.

В капоэйре достаточно много потенциальных возможностей и путей развития, да и в конце концов, некоторые люди только начинают тренироваться капоэйре в 30, в 40,  50 и даже 60-70 лет. Поэтому физические требования и нормативы в капоэйре супер условны и действуют обычно исключительно на первых этапах обучения.

Но и одновременно, для молодых и здоровых людей капоэйра может стать действительно сверх интересным, популярным и красивым соревнованием для участвующих, и намного более зрелищным для наблюдающих, чем 95% видов спорта, в которых проводятся соревнования на сегодняшний день.

Соревнования в капоэйре могут существовать и они могут быть очень хороши, особенно если для них придумать хорошие правила, чтобы они не превратились в кровавое месиво или грязное, не техничное пинание друг друга. Чтобы соревнования скорее напоминали реальную демонстрацию возможностей человеческого тела и креатива.

Просто, нельзя забывать, что данные соревнования, даже в таком разумном виде смогут уместить лишь 15-20, ну максимум 30% от потенциальных возможностей полноценной капоэйры.

Поэтому физические соревнования могут и даже должны служить очень красивой и важной составной частью капоэйры, но никак не заменять собой всего целого потенциала, который она может дать. Который, несомненно, в разы больше и важнее, даже всей этой красоты.

Капоэйристы должны всегда помнить, что внешняя сторона самосовершенствования важна, но она является менее важной и значимой, чем внутренняя. О которой, есть большая опасность позабыть, занимаясь капоэйрой исключительно как физической культурой.

Можно ли освободиться от потребности соревноваться?

Само слово «игра» не просто так намекает нам, что это не соревнования, где обязательно должен быть выигравший и проигравший, а тем более не бой, где один должен пострадать. Нет, капоэйра скорее похожа на игру, например, на гитаре или со своим ребенком.

Если мы играем на гитаре и поём песни во дворе, мы вряд ли ставим себе цель кого-то победить. Мы играем для своего удовольствия и развлечения, чтобы порадовать звучанием гитары и своей экспрессией других, чтобы научиться играть ещё лучше, чтобы покорить девочку во дворе и т.д.

А уж если рядом с вами сядут музыканты из вашей группы, то вы вряд ли войдете в раж и начнете «выставлять напоказ» свой инструмент, как будто он самый важный среди остальных.

В оркестре важна именно гармония, несмотря на то, что опираться она может на искусство каждого по отдельности, но в целом, чем профессиональнее играет весь оркестр, тем музыка лучше. Поэтому важно обучить каждого хорошо играть и соблюдать правила. Или как минимум, помочь научиться тому, кто реально этого хочет.

Играя с ребенком, вы тоже не стремитесь его победить, скорее, желаете научить его чему-то. По сути, игра – это средство коммуникации и нескучного обучения. Обмен знанием, информацией и энергией.

Каждая игра может нас научить чему-нибудь полезному, и мы, также посредством игры, можем обучить кого-то или как минимум пообщаться и рассказать что-либо другому. Поэтому капоэйру иногда называют искусством общения без слов.

Настоящая капоэйра – это и есть выход из эгоистического состояния необходимости постоянно выигрывать и получать дозу счастья за счет чьих-то слез.

К сожалению, данный уровень духовного развития в этом воплощении доступен единицам. В основном люди хотят стать счастливыми за счет унижения и доминирования над другими. Но, к сожалению, истинного счастья таким способом достигнуть невозможно.

Миллионы людей уже пытались, но ещё ни у одного это не получилось. Пока человек не осознает, что сможет стать счастливым только благодаря распространению счастья среди окружающих его людей, он так и не достигнет настоящей гармонии с этим миром. Именно это знание и помогает постичь капоэйра.

Эмоциональная терапия или какие эмоции можно испытать в капоэйре?

В капоэйре можно напугать кого-то или испугаться самому, можно доминировать или быть ведомым, можно помочь другу в трудную минуту, можно сориться и мириться. Можно защитить слабого и сразиться с более сильным, можно сражаться с равными до последнего, можно наказывать и миловать, можно полностью раскрыть романтические отношения.

Можно плакать и смеяться, драться, петь и танцевать, быть на грани падения от усталости после игры с двадцатью людьми подряд или опозориться, сходу позорно проиграв одной хрупкой девушке. Можно быть нерешительным и стеснительным, дерзким и опасным, либо мудрым как дракон и глубоким как бездна.

Тут можно победить своего отца или проиграть дочери, стать учителем и учеником. Можно быть понятным, как чистое и прозрачное стекло, можно бесстрастно отражать чужие эмоции, чтобы человек, играя с вами, будто бы смотрел на себя в зеркало, а можно по ходу игры менять тысячи разных масок.

Можно сполна проявить свой настоящий характер и силу личности, а можно, наоборот, скрыть истинного себя так, что никто даже не догадается, кто же вы на самом деле – ангел, демон, святой, грешник, или все они вместе взятые.

В капоэйре можно реализовать и прокачать любую эмоцию и социальную игру или же попробовать полностью выйти из нее. Только банальный недостаток фантазии может ограничить то, что можно сделать и попробовать в этом искусстве.

В настоящей капоэйре вы можете по своему желанию, как актер театра, попробовать побыть в роли жертвы,  а ваш противник – в роли охотника, а завтра, или даже через минуту, поменяться местами.

Вы должны быть постоянно осознаны, так как можете по глупости, а может, и по своему желанию нанести кому-то физическое увечье или привить кому-либо глубокие комплексы, которые испортят человеку напротив вас всю дальнейшую жизнь. Или же вы можете, наоборот, избавить его от этих комплексов, благословить и вдохновить на дальнейшие свершения.

Капоэйра – это одновременно большие возможности, и огромная ответственность за ошибки, которые потом обязательно вернутся к вам вашей кармой. Причем, как в плохую, так и в хорошую сторону.

Но совершенно определенно можно сказать, что капоэйра – это совсем не скучное занятие, а двух одинаковых игр, как и двух одинаковых игроков, не бывает. Поэтому можно заниматься этим и совершенствоваться бесконечно, если вы, конечно, не сведете свою игру к однообразному спорту и простому маханию ногами ради сотрясения воздуха и аплодисментов недалекой толпы.

И вот скажите после этого, что капоэйра не станет сильно ограниченной и не потеряет свою красоту, яркость и возможность многогранно развивать человека не только физически, если превратится в простой вид спорта, примет форму спортивных состязаний с разделением по полу, возрасту, весовым категориям, способностям и т.д.

Но, по большому счету, настоящая капоэйра начинается еще дальше, когда вы уже обучитесь легко манипулировать противником, и вам это начнет надоедать. Именно тогда вы начинаете работать уже внутри себя, со своими личными эмоциями, страхами и подобным. Ведь мудрецы востока говорят: «Твоя главная и самая сложная битва произойдет именно внутри тебя».

1.4.20 «Нуждаемся в ярких капоэйристах»

…«все еще нуждаемся в ярких капоэйристах, которые бы объединяли (-сь), становились коллегами, объединяя свои, более искренние, голоса, чтобы сформулировать ее (капоэйры) дальнейшее развитие; это личный призыв к сотрудничеству.

В чем же причина того, что капоэйристы не объединяются, чтобы понять глубже и укрепить свой спорт?»… (8а, 8-14)

Комментарий Деканио: «Слова Учителя снова призывают к объединению всех капоэйристов. Это необходимо для достижения общей цели: развития капоэйры.

При этом Паштинья не признает разницы в значимости между (капоэйрой) Режионалом и Анголой!»

Конечно же, капоэйра все еще нуждается в мудрых капоэйристах, которые были бы способны объединиться для реализации общей цели — сделать капоэйру известной и популярной в мире, а также способствовать ее дальнейшему развитию «в правильном направлении».

Понять, почему капоэйристы не объединяются, тоже легко – конечно же, так происходит из-за влияния эго, желания делать известной только свою группу, зарабатывать деньги только для себя и подобное. При этом сама «общая капоэйра как искусство» страдает от этого эгоизма и не развивается теми темпами, которыми могла бы.

Следует отметить также комментарий Деканио о том, что, на самом деле, любая капоэйра является «правильной» капоэйрой, и нет худшего или лучшего её вида.

Есть лишь капоэйристы, которые эгоистично желают делать всё только для себя, жестоко «используя капоэйру в своих целях и для удовлетворения своих амбиций», а есть те, которые хотят отдать развитию капоэйры все свои силы и даже самого себя. А это два кардинально противоположных подхода. И те, и другие капоэйристы встречаются во всех возможных видах капоэйры.

А изначально два вышеназванных стиля – это просто два разных подхода к философии и к физическим аспектам обучения одной и той же капоэйре.

При условии, конечно, что это обучение будет разумным и основанным на правильном мышлении, правильных идеалах и отсутствии раздутого эго. Что к сегодня, к сожалению в реальности встречается не так часто.

1.4.22 «Капоэйра оскудела»

«Капоэйра оскудела. Когда в прошлом она была жестокой, многие мастера и не только, обращали наше внимание, когда мы выходили из ритма; они объясняли с вежливостью, обучали нас в рамках спорта капоэйры. Это и есть причина того, что каждый, обучившийся в те дни, имеет игру тела и ритм»… (9а, 1-9)

Мастер еще раз объясняет, почему у него сформировалось именно такое мировоззрение и мнение о том, как правильно играть капоэйру, чтобы она приносила пользу и счастье.

Паштинья утверждает, что ранее (скорее всего, примерно до 1920-30х гг.) капоэйра была еще более жестокой, поэтому, чтобы хоть как-то избежать драк и открытых столкновений, оскорблений и даже поножовщины, некие «морально-этические правила» были просто жизненно необходимы.

В те времена большинство капоэйристов были на порядок агрессивнее и вспыльчивее, чем сегодня. Особенно из-за их обычного достаточно низкого социального положения, а также тяжелой жизни (голодного и безработного периода после отмены рабства, высокого уровня преступности).

Поэтому Паштинья рассказывает, что ранее мастера и старшие ученики просто вынуждены были объяснять множество раз начинающим капоэйристам, как правильно играть под тот или иной ритм музыкальных инструментов. Поясняли, как правильно «играть телом» в ритм музыке, а также показывали это на своём примере.

И именно такое, «неспешное» и подробное, обучение способствовало тому, что ученик «не зажимался», а начинал чувствовать ритм музыки буквально всем своим телом. Тогда он по-настоящему, практически танцуя, мог расслабленно играть капоэйру в свое удовольствие, не опасаясь за свою жизнь.

Тогда именно ритм музыки начинал руководить движениями опытных капоэйристов, а не их собственное эго. Соблюдение правил и ритма было ключом от «игры тела» и от настоящей капоэйры, от ловкости, уклонений, малисии, которого так не хватает как сегодняшним, так и прошлым капоэйристам.

Зачем в капоэйре нужно столько правил?

Иначе, если начинающим капоэйристам давалась полная свобода, если капоэйра бесконтрольно начинала играться на улице среди «безрассудной шпаны, грузчиков и бандитов», она тотчас же превращалась из ритуальной и полезной для здоровья игры в жестокую уличную драку, где каждый был против другого, а действовали только законы силы, законы животного или уголовного мира.

Чего сегодня лично мне, да и большинству нормальных и цивилизованных людей, хотелось бы избежать в практике капоэйры, иначе она снова превратится из престижного и красивого спорта, а при надобности и отточенного оружия для эффективного боя, в стиль грязной уличной драки.

В капоэйре есть и эта, эффективная сторона. Причем это оружие можно «наточить» гораздо лучше, чем в других боевых искусствах, но все же такой подход необходимо отделять от основной практики «доброй и духовно развивающей капоэйры» и от повседневных тренировок.

Но самое странное в капоэйре это совсем не «боевая сторона копоэйры», самое страшное это именно глупая и неорганизованная капоэйра в которой каждый бьет, сам не понимая куда, где нет правил, а глаза игроков налиты враждебностью и кровью или просто глупостью.

Вот именно для этого в капоэйре и необходимы правила и моральные идеи, так как без них люди начнут делать то, что им самим хочется и первое что им приходит в голову, а не то, что правильно, что эффективно, и что нужно.

Это как воспитание детей без взрослых. Дети, без учителя, брошенные на произвол, всегда учатся сами совершенно не тому чему нужно. Без учителя практически 100%, что они сами начнут именно деградировать, а не развиваться.

Настоящий прогресс это постоянно учиться себя ограничивать и максимально осознанно контролировать свои чувства, а не отпускать их, на что дети и неразумные люди практически не способны. Если брать религию то полная бесконтрольность чувств и действий и есть идеал Сатанизма, а полный контроль чувств идеал Христианства, так что стоит определиться, на какой стороне вы хотите быть.

Если брать религию, то полная бесконтрольность чувств и действий, и есть идеал Сатанизма, а полный контроль чувств идеал Христианства, так что стоит определиться, на какой стороне вы хотите быть в подобном противостоянии.

Зачем на тренировках необходим тренер?

В среде детей без контроля не может развиться боевого искусства, они просто начнут обижаться друг на друга, пинаться, кусаться и грызть друг друга, но уж явно не изобретать все новые и новые более эффективные приемы и стратегию противодействия 12ти противникам одновременно.

Все без исключения сложные боевые искусства, да и вообще вся цивилизация возникала именно в среде разумных и умеющих контролировать свои эмоции людей. Без самоконтроля и воспитания характера все идет по пути разрешения и самодеградации.

Деградировать в этом мире очень просто, надо всего лишь не прикладывать никаких усилий к саморазвитию и воспитанию своего характера, а жить, как живется, как легче, и как нравиться. Поэтому практически только мудрый наставник помощью наставлений и правил может обучить более высокому искусству.

То есть правила и мораль нужны в основном для того чтобы по энергетике и настроениям группа капоэйры не превратилась из обучающего и красивого центра развития моральных качеств человека, красоты его тела и обучения боевых искусств в лагерь для малолетних преступников (куда бы вы отдали обучаться своего ребенка и пошли сами?).

А мастер Деканио под этим отрывком еще раз напоминает, что за игрой должен следить некий «рефери» или старший ученик, который мог бы следить, чтобы игроки не применяли «запрещенные приемы».

То есть, чтобы играли исключительно под ритм музыки и в рамках правил этого ритма, чтобы не играли, когда уже находятся без сил, что также может повлечь за собой травмы. Главное, что следует делать «рефери» — это обеспечивать физическую безопасность и красоту игры.

Надеюсь теперь стало немного понятнее почему не надо делать спорт из капоэйры и чем опасны соревнования для самого духа капойристов и главной идеи этого искусства? А также основные плюсы и минусы спортивной капоэйры. Ну а в следующей статье мы поговорим о капоэйра терапии — арт терапие и искусство исцеления движением.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий