Сегодня мы поговорим о монахах и монашестве в буддизме, ведь даже большинство последователей Буддизма, не говоря уже о представителях других религий, знает, что монахи в буддизме существуют, а вот какие обязанности она выполняют и какой иерархии подчиняются, знают немногие.
Сам по себе буддизм имеет четкую иерархию, но в отличии от других религий, в буддизме человек занимает своё место в соответствии со своими духовными достижениями и навыками, а не в соответствии с степенью близости или родства к иерархам церкви.
Кто такие буддийские монахи?
Учителя буддисты обычно ищут долго, годы, пытаясь найти созвучие. Много развелось фейковых учителей, которые считают себя таковыми, но ими не являются. Не всякий Учитель может привести ученика к высотам развития.
Поэтому главный критерий при выборе религиозного Учителя, в том числе и для буддистов — это посмотреть на его учеников. Если они действительно развиты и вызывают симпатию, значит и Учитель настоящий. Ведь он транслирует себя в учеников, переплавляя их под себя. И какие они таков и он.
Можно ли сменить учителя?
Кроме того, в монастыре придется жить бок о бок с этими учениками, именно они составят основной круг общения. И если они сразу не симпатичны, это будет мука, а не жизнь. А оставить Учителя, поменять его на другого это очень плохая карма.
Учитель не перчатки чтобы его менять. Чтобы были достижения, важно научиться гуру-йоге. Важно научиться верить, что Учитель — это воплощение самого Будды, иначе в сомнениях успеха и развития не будет.
Сомневаться в Учителе означает ухудшать карму. А раз так, то зачем вообще идти в монастырь? Поэтому сомневаются молодые буддисты монах только пока ищут, а когда нашли, верят и учатся.
Тяжело ли уйти в буддийский монастырь и вернуться из него?
Для мужчины или женщины в Тибете уйти в монастырь это очень просто с нравственной точки зрения. Как например для нас поменять работу. Никто не то что не осуждает, но общество даже приветствует тех, кто будет развиваться сам, развивая при этом и общество.
В буддистские монахи уходят не от плохой жизни, но потому что дух тянет и невозможно без духовной жизни. Так же и уйти из монастыря в мир не сложно. Дошел ты до понимания, что теперь тебе надо завести семью и работать, неся полученное в люди, не проблема.
Связь с Учителем и соучениками остается крепкой где бы ты ни находился, ведь эта связь духовная, она выше кровного родства.
Все ли монахи являются просветлёнными?
Приходящие к Учителю или в буддистский монастырь люди различны по достоинству, и естественно далеко не каждый из них стремиться во что бы то ни стало получить так называемое «просветление» и достигнуть верха в практиках буддизма. Многие монахи всю жизнь в монастыре занимаются только хозяйственными делами, практически не уделяя внимания духовной составляющей. Есть разные профессии, они востребованы.
И лишь четверть монахов, а то и меньше, заняты непосредственно изучением философии и практикой Тантры. Многие монахи так до конца жизни и не приступают к серьезным практикам. Им достаточно и того, что они живут в среде духовно близких людей, некоторые из которых согласились на подвиг одоления себя и заняты тяжелым трудом развития в практиках буддизма.
Жизнь буддийских монахов
Это хорошая карма, помогать монахам расти, забирая себе все их материальные трудности.
Чем занимаются монахи в Тибете?
Другие монахи занимаются сельским хозяйством, ведь надо что-то кушать.
Тибет высокогорная страна и до недавнего времени тут мясо яков было гораздо дешевле овощей. Но разводят в основном яков, не мелких животных, так как убийство — это тяжкий грех. Но с одного убитого яка мяса больше чем с овцы или козы. Поэтому монастыри занимались разведением яков и рацион состоял из их мяса, риса и цампы.
Многие монахи также сильно заняты в быту, ведь надо строить, убирать, готовить, ухаживать за растениями и животными.
Некоторые монахи постепенно переходят из рабочих в ученики философии. А многие так и остаются до конца своих дней рабочими, им так нравится. Учитель не может заставить монаха заняться изучением философии. Для всего нужно созреть, а насилие только приводит к деградации.
Поэтому Учитель мотивирует учеников заниматься философией и практиками в первую очередь собственным примером, а также проповедями. Так же монахи видят, что много добившиеся ученики занимают более высокое положение в обществе, и это тоже мотивирует их учиться.
Однако, тибетцы во многом простые фермеры, с детства, приученные к тяжкому физическому труду и лишь немногие из них имеют тягу к обучению. Многие живут в монастырях продолжая вести тот же образ жизни что и дома, но более счастливы: физический труд плюс Учитель рядом. А дома только тяжкий физический труд.
Основные практики буддистских монахов
Основная практика для всех буддистских монахов, вне зависимости от их достижений и возраста это сострадание. Но они вкладывают в этом слово другое понятие. Для них сострадание это в первую очередь обретение внутреннего мира и гармонии таких, что реакция на окружающих людей будет только миролюбивая и понимающая.
Одна из граней сострадания: каждый должен быть понят. Обычно мы, европейцы, слышим только себя. Состраданием же будет услышать другого человека.
Обычно мы реагируем так как если бы нас хотят обидеть или обокрасть. Монах в буддизме же должен научиться реагировать так, как если перед ним друг всегда, видеть только дружелюбное и доброе в людях.
Это очень важно выработать до рефлексов, чтобы другое даже не входило в ум. Такое сострадание делает человека не агрессивным и дружелюбным не только ко всем живым существам, но этот навык распространяется и на Знания и мудрость.
Научившись не сопротивляться карме, монах тем самым открывает свое восприятие миру, и начинает видеть и понимать то, что другие не понимают и не видят, так как ум их сопротивляется.
Так же благодаря активному обучению состраданию, в монастырях устанавливается атмосфера братства и благости, отсутствуют ссоры и розни. И такая атмосфера очень способствует познанию и развитию. Ведь самые развитые существа, Бодхисаттвы, живут в мире друг с другом и источают знания и мудрость в мир.
И если здесь, на земле, достичь такой же атмосферы дружелюбия и братства, то знания и мудрость Бодхисаттв сможет спокойно перетекать и сосуществовать с людьми, и больше не будет антагонизма между средой и наполнением.
После того как сострадание ко всем живым существам прочно укоренилось в сознании монаха, он может приступать к практикам. Ведь теперь он будет восприимчив к тому что они ему несут. Но о философии, секретах, мировоззрении и духовных практиках действительно продвинутых буддистских монахов, мы поговорим уже в следующей части, а также читайте отдельно и третью часть рассказа о самом высшем уровне буддийских монахов Ламах и Римпоче.
Кроме того, на нашем портале обучения и саморазвития, вы можете отдельно ознакомиться с тем что такое учение Будды и с основами философии, историей, принципами и сутью буддизма как религии.