Капоэйра больше чем спорт и религия? Чем необычна и примечательна капоэйра?

Почему капоэйристы ходят против часовой стрелки?Сегодня мы узнаем, является ли капоэйра чем то большим чем обычный спорт или даже религия и некое учение, и вообще, чем необычна капоэйра, чем она примечательна и чем отличается от других боевых исскуств, видов спорта, духовных практик и т.д.

Чтобы разобраться в этом вопросе детальнее, попробуем взглянуть на него на основе авторитетного мнения одного из самых мудрых и известных мастеров — Мастера Паштиньи и его рукописи…

2.2.21 «Повороты тела»…

«Теперь постараемся увидеть наши показные повороты тела, которые дают нам, действительно, чудесные впечатления, без понимания, чем они являются, а чем нет (борьбой ли, танцем ли, гимнастикой ли, акробатикой ли).

Да, это самба, потому что в одно и то же время видно, создается впечатление борьбы: все потому, что любое действие тела следует своей природе (природе тела). Я знаю, что наука, содержащаяся в капоэйре – это плод нашего интеллекта, и всего, что нас окружает: среды и атмосферы»… (72а, 5-13)

Это еще один великий парадокс капоэйры. На самом деле, большинство, или, наверное, даже все капоэйристы мира сами не понимают, чем они занимаются, и не могут даже своими словами объяснить, что это такое.

Тот, кто занимается карате, сразу скажет, что карате это боевое искусство. Тот, кто исповедует Буддизм или Христианство, сразу скажет, что он – религиозный человек. Тот, кто танцует, сразу скажет, что занимается танцами.

 И только капоэйристы могут сказать, что они занимаются, наверное, всем на свете: музыкой, танцами, пением, боевыми искусствами, религией, путешествиями, физической гимнастикой, акробатикой, философскими размышлениями, активной медитацией, игрой и Бог знает, чем еще. Причем зачастую все это происходит одновременно.

Поэтому мастер и говорит, что капоэйристы просто смотрят на повороты и движения своего тела, не понимая, чем они на самом деле являются и какую мудрость в себе несут. При этом, все движения гармоничны, и капоэйристы ничего не пытаются доказать другим, а просто «следуют истинной природе своего тела».

Поэтому и говорится, что капоэйра – это заслуга не только нашего ума, но и самой природы, окружающей среды и, конечно же, некого «божественного вмешательства», без которого, как известно, столь великие учения никогда не рождались на этой планете.

2.2.22 «Воспитать в ребенке»…

…«Это обязанность для каждого – воспитать в ребенке личность, достойную восхищения: не следует упускать правила дисциплины, цивилизованности, уважения к вниманию, хорошее расположение, хорошее настроение, солидарность, верность и любовь к правде. Это основы, которые дадут стабильность моральной структуре бытия»… (72b, 17-23; 73а, 1)

Каждый капоэйрист, как мы уже говорили, должен быть и хорошим тренером, чтобы не зацикливаться только на своей личности.

А в задачи хорошего тренера входит привитие новым ученикам желания вести себя дисциплинированно, цивилизованно, относиться внимательно к мелочам, всегда быть расположенными больше к дружбе с другими, нежели к вражде, иметь хорошее настроение. А главное – быть верными своим принципам, своим ученикам, и никогда не предавать и не продавать правду.

Такой ученик может быть воспитан только настоящим мастером капоэйры, который уже и сам обладает должными качествами, ведь невозможно передать то, чего у тебя самого нет.

Так что, если у вас есть хотя бы один такой ученик, то вы достойны гордого звания настоящего капоэйриста. А если еще нет, попробуйте начать воспитывать такого ученика прямо сейчас. А возможно, для начала просто в самом себе…

2.2.23 «В долгу, как капоэйрист»…

«Как я думаю, я в долгу, как капоэйрист. Капоэйрист должен осмысливать требования отношений, жестов, слов в каждом шаге, что подразумевает ответственность на всем протяжении шага, да избегая нанесения вреда нравственности своих товарищей, не создавая проблем;

Никто не должен уклоняться от исполнения долга – это наносит ущерб; великая цель капоэйры именно в этом (в обязанности), ее можно получить в центре, и в академии;

Дисциплина – это исполнение ряда обязательств, которые являются неотъемлемой частью режима академии; исполнение долга – означает честность с самим собой, уважение к себе и действия с чистой совестью; каждый долг, являющийся погашением обязательств, это импульс, направленный вперед, это эволюция»… (73b, 9-23)

Долг и осознанность – это, несомненно, основные вещи в жизни капоэйриста, которые должны формировать его характер и его сущность в целом.

Капоэйрист должен быть настолько осознан, чтобы быть в состоянии осмысливать каждую секунду своей жизни, отдавая себе отчет, какие сейчас необходимо сделать жесты, какие сказать слова, какие отношения выстраивать с другими людьми.

И все это должно происходить естественно, без совершения насилия и без вреда характеру товарищей и своему собственному. А также важно не создавать этим проблем окружающим людям.

Осознанность и долг капоэйриста

Осознанность и долг – это, в первую очередь, умение понять, что ты делаешь в данный момент: «то, что хочется», или «то, что нужно и правильно».

Мудрецы почти всегда или всегда поступают так, как нужно, а глупцы и деградировавшие личности – так, как им хочется.

Да, порой бывает, в данный момент хочется сделать что-то плохое или неправильное, вредное для себя и других, но это обычно некое «наваждение», от которого нет толка, а только один вред. Более того, неизвестно, откуда эти наваждения и мысли берутся. Скорее всего, это некое «испытание».

Сможешь ли ты справиться с тем, что хочется, но нельзя, или не сможешь. Если ты всегда (или хотя бы чаще) справляешься, то будешь постепенно расти, если не сможешь – будешь деградировать.

Например, может хотеться изменить жене с другой красивой девушкой или сорваться на непослушном ребенке и ударить его, но это без сомнения будет вредно для гармонии и счастья в твоей семье. Поэтому ты поступаешь как надо, а не как захотелось в данную секунду. Либо ты не будешь счастлив

Ребенку тоже может хотеться гамбургеров, сладостей, мороженого и конфет одновременно, но если он это начнет получать в том размере, в котором он «хочет», он очень быстро деградирует и вскоре, возможно, даже потеряет нормальный человеческий вид, а его дальнейшая судьба будет разрушена.

Капоэйра и развитие разума

Алкоголикам или наркоманам, например, сильно хочется выпить или уколоться, несмотря на то, что они сами знают, насколько это вредно. Более того, они практически не могут сопротивляться этому разрушающему желанию, так как слабы разумом.

Не секрет, что у человека есть такая «штука» как разум, помимо его «физического ума».

Разум – это, так сказать, более высокое понятие, «ум души». А «физический ум» — это обыкновенная биологическая машина в виде мозга, который анализирует, как сделать лучше для физического тела и как доставить ему больше удовольствия, желательно как можно быстрее.

Чем чаще мы поступаем так, как нам хочется, не задумываясь и полезности данного поступка, тем чаще мы ставим свой ум выше разума, и тогда способность поступать разумно постепенно у нас атрофируется. Как следствие, мы неизбежно деградируем.

Так постепенно опускаются до животного состояния сознания алкоголики, наркоманы, обжоры, «сексоголики» и т.д. Из этого состояния не смогут выйти также и дети, родители которых потакают всем их желаниям и капризам. Такой ребенок, возможно, никогда не научится ответственности и поэтому может натворить в своей жизни огромное количество глупостей.

За это в итоге поплатятся некогда баловавшие его родители, которые испортили ему жизнь своей так называемой «любовью».

Но это на самом деле не любовь, это просто безответственность и нежелание правильно воспитывать ребенка (либо собственный характер), так как давать сыну или дочери хорошее воспитание в десятки раз сложнее, чем потакать всем его капризам, «лишь бы не плакал».

Люди, практикующие подобное безответственное поведение в своей жизни, также никогда не бывают счастливыми продолжительное время. Ведь иногда даже одно проявления «слабости характера», один случай потворства своим низменным желаниям уже может разрушить всю вашу жизнь, и пути назад не будет.

Так что развитие разума и умения не потакать вредным сиюминутным желаниям это важный вопрос, в разрешении которого следует быть очень бдительным и осознанным.

Развивать разум необходимо каждому человеку. Начать можно с самого простого: есть полезные продукты не с отвращением и из необходимости, а с любовью к своему здоровью, исполнять свои обязанности с рвением, а не спустя рукава, с радостью помогать другим, когда они нуждаются, слушать советы более мудрых с вниманием и благодарностью.

И постепенно, когда сила вашего разума возрастет, вы осознаете, какими глупыми были, когда сопротивлялись хорошим и полезным вещам, а глупые, ведшие к сиюминутному удовольствию, но несчастливой дальнейшей жизни, делали с большим удовольствием.

В капоэйре слабый разум чаще всего проявляется в невозможности сдержать агрессию и раздражительность, в нежелании тренироваться, непослушании мастеру, не следовании традициям, правилам игры в роде, этикету и т.д.

Поэтому по-настоящему осознанным и «просветленным» капоэйрист становится только тогда, когда он начинает делать то, что нужно делать, постоянно ограничивая и строго дозируя то, что просто хочется его эго и его животной сущности в данный конкретный момент, сверяя с тем, что надо для его развития по-настоящему.

Исполнение долга в капоэйре

Исполнение долга не всегда приятно и просто, но умение исполнять свой долг закаляет наш характер и делает нас лучше, а вот регулярное неисполнение обязанностей ведет в пропасть. Дисциплина помогает регулярно и вовремя исполнять свой долг, поэтому она не менее важна.

Но как же регулярное исполнение долга может сделать человека лучше, спросят многие?

Часто, как только нас просят сделать что-то «правильное», так сказать, ограничивающее нашу «свободу делать то, что не надо, но очень хочется», мы сердимся, думая, что просящие об этом поступают плохо. Но обучение капоэйре и подлинной духовности, умению исполнять свой долг и дисциплине, как раз начинается именно с этого момента.

Это большой парадокс, который дано понять очень не многим, потому что, делая то, что «надо», и то, что «мы должны», мы и становимся по-настоящему свободными.

А делая то, «что хочется, но нельзя», занимаясь глупостями, крадущими наше время, мы становимся зависимыми от этих глупостей, и они превращаются в пагубную привычку, отчего это «мнимое ощущение свободы» тает, как дым.

Кто может сказать, что мальчик, в двенадцать лет весящий восемьдесят килограмм, или заядлый алкоголик, по-настоящему свободен? Кто будет утверждать, что ученик со «свободным посещением школы» не станет самым несвободным и низкооплачиваемым работником в своей компании?

Все эти люди не делают того, что должны, и даже не пытаются ограничивать свои желания. Они делают только то, что им хочется, называя это «свободой». Но в этом и парадокс: почему-то обычные люди ищут «свободу» на противоположной стороне от того места, где она находится.

Но мудрые люди знают, что настоящая свобода находится именно в ограничениях, исполнении долга и концентрации на главном. Такие люди развивают свой разум.

Мудрые ограничивают себя в некоторых «вредных радостях» и вместо этого концентрируются на главном, вследствие чего прогрессируют гораздо быстрее, чем те, у кого есть мнимая свобода.

Бурная река ограничена с двух сторон большими и твердыми скалами, но именно от этого она становится намного сильнее и получает настоящую свободу двигаться туда, куда необходимо. И не найдется в мире такой силы, которая будет способна ее остановить. Естественно, кроме отсутствия разумных ограничений.

Это и есть настоящая свобода, полученная от исполнения своих обязанностей и самоограничения, это и есть чудесная сила самодисциплины и осознанности, без которой невозможно расти в верном направлении.

2.2.24 «Ответственность»…

«Каждый капоэйрист несет ответственность за свой долг; принимая ответственность своего долга, он увеличивает рост своих знаний; друг, прежде, чем связать себя, не обещай сделать больше того, что в твоих силах, вместе с обещаниями, без сомнений, должна быть сила, чтобы их сдержать, в пределах же своих возможностей не стесняйся; в этом причина, из-за которой следует быть подготовленным и бдительным, всегда начеку, всегда внимательным к своим обязанностям, всегда подчиняющимся центру, академии, и своему делу»… (73b, 23, 74а, 1-10)

Каждый должен сам думать о своем долге и гордиться его исполнением, а не выполнять его «из-под палки» и без особого желания, только тогда наши знания и мудрость, наконец, станут эффективными и полезными.

Перед тем, как что-то пообещать, надо сначала подумать, сможешь ли ты сдержать обещание, так как в твоих словах всегда должна быть сила, иначе люди запомнят тебя как человека безответственного и ненадежного, и именно так будут воспринимать всегда.

Только таким образом можно воспитать силу своего характера, и, конечно же, получить уважение и доверие к тебе других людей. Таковы черты характера действительно великой и уважаемой личности, на которую другим следует равняться.

2.2.25 «Что есть мышление?»…

«Что есть мышление? Мышление – способность духа, которую мы должны использовать, чтобы выполнить действие. Если капоэйрист уважает мышление, он видит силу, он может вникнуть в суть, это дает ему свободу мысли и веру истине. Для хорошего исполнения нужно иметь знания о том, как (через интуитивные способности) действуют силы, те же капоэйристы, которые не знают этого, должны научиться»… (74а, 12-20)

Вновь мы попадаем на территорию фундаментальных принципов эзотерики и размышления о процессах, происходящих внутри человека и даже целой вселенной.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое мышление и наш ум вообще? Зачем он нужен? Мышление – это способность души с помощью мозга обдумывать некие мысли. Которые, еще неясно, как туда, в этот мозг, попали.

И, соответственно, какие мысли наша душа чаще всего «предпочитает» обдумывать, такие эмоции и поступки становятся свойственными нам в реальной жизни. Все это неразрывно связано и начинается с мышления.

С контроля своих мыслей, начинается контроль своей жизни

Поэтому, если капоэйрист уважает процесс мышления и понимает, что в нем заключена огромная сила и способность менять всю его жизнь, его поведение и предпочтения, то он сможет вникнуть в самую суть и затем научиться управлять этим процессом, обретя свободу мысли и действия.

Естественно, данная способность полностью контролировать свои мысли невероятно ценная и очень редко встречается у обычных людей. Для её обретения необходимо иметь много знаний о взаимодействии физического тела и души, а также о много другом, а главное силу характера, следовать по этому пути.

Обычным людям тяжело управлять своими мыслями и желаниями, и именно поэтому их жизнь не идет по запланированному ими сценарию, она просто с ними случается, но о полноценном управлении своей жизнью и речи быть не может.

В то время как капоэйрист должен уметь в точности управлять, как своими мыслями, так и своими желаниями, а тем более –  своими действиями. Только осознанное мышление может стать причиной осознанных действий.

2.2.26 «Действие мысли»…

«Мы должны понимать действие мысли, это сила воли, это мое желание, прогресс. Я был обязан пройти через все фазы: детства, юности, и прийти в свой нынешний возраст, став хорошо известным, всегда активным и сильным представителем, всегда имеющим возможность, готовность и желание помочь.

Мой нынешний возраст – это фаза старости, и я рад быть с теми товарищами, которые приходят ко мне, желая встретиться лицом к лицу со своим искусством»… (74а, 23; 74b, 1-7)

Главное – понять, что наши мысли не должны быть случайными, ими надо управлять с помощью своего желания и силы воли. Только тогда можно быстро прогрессировать в выбранном направлении, следуя туда, куда нужно, а не «туда – не знаю куда».

Понимание этой истины и возможность управлять своей жизнью приходит не сразу, а с возрастом и правильной практикой. Но тем важнее как можно раньше передавать ее молодым капоэйристам, да и просто подрастающему поколению.

И делать это надо, конечно же, с радостью в сердце и терпением, даже если и они поймут данную науку не сразу. А закреплять своё поучение следует примерами из собственной жизни. Именно собственный пример учителя и есть самый лучший, самый понятный и самый быстрый способ обучения.

2.2.27 «С верой в Бога»…

«Чтобы победить, нужно жить с верой в Бога: он – владыка правды; он дал мне все необходимое, чтобы победить; он снял с меня все причины моих трудностей и показал мне путь, чтобы следовать»… (74b, 11-15)

Это важные строки, ведь, действительно, чтобы прожить достойную и счастливую жизнь (победить), «нужно жить с верой в Бога». Только Бог (или Вселенная, не знаю, как вы называете) может обеспечить человека всем необходимым для «идеальной жизни» и всем нужным для счастья.

Конечно же, только Бог способен указать правильный путь, помочь преодолеть трудности, когда это нужно, а также верно построить все обстоятельства жизни, необходимые для нашего духовного прогресса.

Таков опыт всех верующих людей большинства мировых религий и учений, и даже современных капоэйристов, которые идут по пути не только физического, но и духовного развития.

2.2.28 «Подготовка к завтра»…

«Постоянство наших уроков — это подготовка к завтра»… (75b, 1-2)

Развитие, как своё, так и других, не может произойти в одну секунду, как бы мы этого ни хотели и какими бы способностями не обладали. Для достижения успеха необходимо какое-то время и постоянство нашей практики. Как нельзя накачать мышцы за одну тренировку, так и за одну лекцию или прочитанную книгу нельзя понять суть духовного развития.

Поэтому и говорят, что уроки и тем более, наши тренировки должны быть именно регулярными, это главный критерий достижения успеха, и каждый новый урок – это небольшой шаг вперёд к более высокому уровню мастерства.

Причем «постоянство» уроков настолько важно, что даже важнее практических всех остальных критериев. Если вы будете заниматься и стремиться к своей цели регулярно, а не от случая к случаю, то даже если все остальные обстоятельства настроены против вас, то вы все равно, практически гарантированно достигнете успеха в любом деле.

2.2.29 …«капоэйристы паясничают»…

«Дорогой друг, ты задумывался ли, что в игре капоэйристы паясничают? Но, тем не менее, все позиции, изучаемые капоэйристами, полезны, когда они раскрываются в момент необходимости.

Ритм движений должен быть уверенным, чтобы скрывать то, что хорошо, и маскировать движения во время демонстраций, для развития нашей физики. Капоэйрист еще не профессионал, не обучившись этому, и требует это практики далеко не три месяца. (75b, 7-21)

Действительно, капоэйристы иногда делают движения, которые напоминают танец или даже актерскую игру, и явно не применимы в реальной жизни. Но в действительности все движения, которые изучают капоэйристы, несут некую логику и утилитарное значение. Особенно это ценно, когда изучающий осознает это движение и может применить его в верный момент.

Существует очень много разновидностей движений в капоэйре. У каждой разновидности – своя цель. Это может быть и атака, и защита, и контратака, и бросок. А возможно, это хитрый обман с целью замаскировать следующую атаку, агрессивные действия для «деморализации» или просто способ разозлить другого игрока, чтобы он в порыве гнева потерял бдительность и попался в вашу следующую ловушку.

В любом случае, все движения следует исполнять уверенно, а также чаще всего следует скрывать «истинные» движения теми, которые на них похожи, чтобы ввести противника в заблуждение и позволить ему решить, что вы задумали совершенно другое.

В противном случае все ваши намерения и удары будут легко читаемы другими опытными капоэйристыми, поэтому, не овладев способностью «скрывать свои намерения», что требует также немало времени и практики, вы не можете считать себя профессионалом в капоэйре.

2.2.30 (Капоэйра) «для всего добра в жизни, о каком только можно помыслить»…

…«имеет возможность для всего того добра, что есть в жизни, о каком только можно помыслить»… (76b, 9-10)

Как мудро сказал мастер Деканио: «Капоэйра может быть использована тысячами различных способов, она имеет бесконечный потенциал!»

Действительно, капоэйра – это полностью открытое учение, это «гениальный и почти совершенный» инструмент, который можно использовать тысячами и даже миллионами способов, при этом он невероятно эффективен и быстро помогает решить множество проблем и задач.

Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы все эти способы касались добрых дел и исполнения «благородных» жизненных целей, а также вели и саму капоэйру к развитию. Надеюсь что теперь стало понятно что капоэйра много больше чем просто спорт, учение или религия, хотя конечно же чем еще необычна и примечательна капоэйра и посвящена целая моя книга, но в следующей статье мы попробуем еще немного приотрыть эту завесу и узнаем о том, как правильно практиковать капоэйру и развиваться, и дополнительных проблемах на пути изучения капоэйры

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий