Для изучения этого вопроса, конечно же, обратимся к одному из самых старых и авторитетных источников о капоэйре дошедшему до нс, а именно записям самого мастера Паштиньи, одного из самых известных и мудрых мастеров. Итак, давайте посмотрим, что он писал по этому поводу?
- 2.2.13 «О духовности (в капоэйре)»…
- 2.2.14 «Капоэйрист – это человек»…
- 2.2.15 «Капоэйра терпит поражение»…
- 2.2 16 «Капоэйристы вносят ясность»…
- 2.2.17 «Капоэйра должна двигаться вперед»…
- 2.2.19 «Нейтрализовать пороки капоэйры»…
- 2.2.18 «Лучший вид спорта, что позволил бы человеку дышать»…
- Ничего не бывает несправедливо или без причины, иногда причина плохо видна или непонятна
- 2.2.20 «Я стараюсь узнать»…
2.2.13 «О духовности (в капоэйре)»…
…«Вы капоэйрист? Так, каждый имеет прямое обязательство поразмышлять, помедитировать: подумайте хотя бы раз, по крайней мере, действительно о духовности»… (70а, 8-10)
Именно этому вопросу и посвящена данная книга. Очень многие капоэйристы никогда не задумываются о духовности, они просто ходят на тренировки, занимаются физическими упражнениями и иногда играют. Но этого недостаточно.
Естественно, для новичка и это более чем хорошо. Но для тех, кто действительно хочет достигнуть в капоэйре высот и стать мудрее, просто необходимо хоть раз в жизни сесть и задуматься, а еще лучше – серьезно поразмышлять о духовном развитии, а не только о физической стороне своей личности.
Уже пора начать развиваться выше физического уровня, ведь тело стареет, и, рано или поздно, чисто физические занятия практически потеряют всякий смысл, а вот мудрость и опыт «бессмертной души» не оставит вас никогда.
2.2.14 «Капоэйрист – это человек»…
«Капоэйрист – это человек – позволяя себе увлечься влияниями, забыть об обязательствах несгибаемого духа, того, что он капоэйрист – в этом истинная причина того, что он терпит поражение»… (70а, 16-20)
Как ни прискорбно это осознавать, но капоэйрист, несмотря на все свои достоинства, является обычным человеком, и его также могут увлечь некоторые не очень важные, но якобы срочные дела и обязанности, выполняя которые, он может совсем позабыть о капоэйре. Жизнь такого капоэйриста будет уже не такой наполненной, что, скорее всего, и послужит причиной его поражения, как в материальных, так и в духовных делах.
Чтобы этого избежать, необходимо всегда помнить, кто ты есть на самом деле, осознавать, что является на самом деле более важным – успеть на очередную распродажу нижнего белья или заняться духовным самосовершенствованием.
Необходимо соблюдать определенный баланс между бытовыми делами и саморазвитием и никогда не забывать, что является более важным.
2.2.15 «Капоэйра терпит поражение»…
«Это правда, капоэйра терпит поражение! И это поражение капоэйристов! Но она не умерла, потому что не может умереть – она живет во всех существах, в человеческих ли, в духовных ли»… (70а, 21-23; 70b, 1)
Мне достаточно тяжело пояснить, что конкретно имеет в виду мудрый мастер в данном отрывке, но, в любом случае, капоэйра нередко переживает периоды спадов и не очень большой известности, когда усиливается лень и моральная деградация людей современного общества, но как некое «духовно наполненное» искусство она не может пропасть бесследно.
Кроме того, сами капоэйристы уже внесли достаточный вклад в развитие истории, морали, успешности и духовности общества, что капоэйра уже не должна быть забыта последующими поколениями.
Да и что такое капоэйра? Это всего лишь одно из множества красивых слов, символизирующих настоящую «волю к жизни, к свободе, радости и счастью».
2.2 16 «Капоэйристы вносят ясность»…
«Капоэйристы сами вносят ясность, они начали, действительно, обретать истинное понимание себя. Прилежный и старательный капоэйрист приходит к пониманию капоэйры при наблюдении своими глазами.
И родоначальники нэго не отказывались показать правду: жесты каждого нэго имели различный характер, друзья, в них были секреты, и они очень запутывали, и только с течением времени можно было ими овладеть»… (70b, 1-8)
Да, капоэйристы оказались настолько мудрыми ребятами, что, смешав практически несовместимые вещи — танцы, обряды, культуры и религиозные учения воедино, они научились обретать истинное понимание себя, о чем мечтают многие «просветленные», а тем более «ищущие».
Хотя капоэйристы, как ни странно, дошли они до всех этих истин не при помощи большого количества книг, а просто анализируя свою жизнь и жизни других окружающих людей. Они – «практики» из мира «духовных учений», ведь книжные знания о капоэйре вообще появились не так давно.
Первые капоэристы – нэго – не отказывались передавать основы этого полезного знания, но данное учение, конечно же, нельзя было освоить за несколько дней, а иногда даже и за несколько лет.
Но все же, с течением времени, данными секретами стало возможно овладеть. Необходима только прилежность, «добрый нрав» и большое желание их освоить. Сколько бы на это ни ушло времени.
2.2.17 «Капоэйра должна двигаться вперед»…
«Я утверждаю, что капоэйра должна двигаться вперед, но как?
Она может прогрессировать лишь при наличии доброй воли, если капоэйристы будут отказываться от невежества в себе; только так мы можем прогрессировать; если игнорировать дурное влияние среды, в которой находимся; если прибегать к защите себя от низких действий, что выходят за пределы принципов капоэйры; если прояснить во всех родах и группах, что эта наука обладает своими совершенно определенными законами.
Ничего нельзя изменить, если я только тренируюсь, провожу демонстрации, но не обучаю и не вызываю на игру»… (70b, 14-23; 71a, 1)
Не вызывает сомнения, что капоэйра должна развиваться, но развиваться в действительно правильную сторону, а в противном случае это будет уже деградация.
Только такие преподаватели смогут не поддаться современным далеко не всегда адекватным тенденциям развития (на самом деле деградации) общества. Только такие смогут заново возродить более продвинутые и высокие идеалы, достойные этого искусства и необходимые человеку для счастья.
Конечно же, мало просто тренироваться и играть самому, надо обучать этому непростому знанию других, вовлекая их в эту необычную игру капоэйры, а также в передачу знания последующим поколениям, чтобы данная игра могла продолжаться до бесконечности.
2.2.19 «Нейтрализовать пороки капоэйры»…
«Мы должны помнить, что невозможно нейтрализовать пороки капоэйры, не рассказывая, не просвещая капоэйристов, не искореняя невежество, которое является злейшим врагом для капоэйриста и для его спорта. Задумывались ли?»… (71b, 3-7)
Следует заметить, что недостаточно просто играть капоэйру, недостаточно даже хорошо играть капоэйру и понимать ее, ведь это совершенно ничего не изменит и никак не улучшит саму капоэйру и других капоэйристов. Только тренироваться мало, ведь делаем мы это только для себя, но ведь требуется делать что-то и для обучения других!
Надо больше разговаривать, «просвещать» других капоэйристов, обучать их возвышенным вещам и формировать характер, а не только учить фиическим движениям и «приемам», которые могут быть использованы как в добрых целях, так и в «злых». Только в таком случае у капоэйры будет возможность двигаться и развиваться дальше.
В противном случае обычные люди всегда будут впадать в «невежество», занимаясь видом спорта, в котором есть некое «противостояние», ведь противостояние вызывает агрессию и конкуренцию.
И только когда удастся объяснить другим, что внешнее «противостояние» в капоэйре нужно исключительно для того, чтобы сделать себя лучше внутри, а также сделать лучше своего друга – партнера, не причинив при этом ему физических травм, только тогда и будут «нейтрализованы» главные и самые распространенные «ошибки и пороки» практикующих при занятиях капоэйрой.
2.2.18 «Лучший вид спорта, что позволил бы человеку дышать»…
«В этот мир не приходил еще лучший вид спорта, чем капоэйра. Вид спорта, что позволил бы человеку дышать, работать суставами и задействовать все тело так, как это делает она.
Капоэйра укрепляет, дает здоровье и силу, и при этом имеет свое собственное замечательное сияние. В большинстве капоэйристов имеются превосходство и противостояние, которые поддерживаются сами собой, и доблестные поступки, которые мы практикуем для почтенных людей, заслуживших того, наблюдающих за капоэйрой.
Только оставив ошибки в стороне, я могу проникнуть в действительность капоэйры, не отклонившись от истинных фактов;
Признав, что нет никаких действий без причины, что все имеет свой духовный или физический позыв, что этот свет разума есть, и он уже идет, среди туристов, воочию наблюдавших капоэйру со стороны, я подтверждаю, что завеса отсутствует;
Для того, чтобы быть в действиях демонстрации; это чрезвычайно опасно, хоть и эффектно»… (71, 1-17)
Ну, начнем по порядку. Действительно, капоэйра – один из самых адекватных, здоровых и «близких к природе» видов спорта. Человек, занимаясь капоэйрой, может задействовать все основные мышцы и суставы своего тела, вследствие чего они до самой старости не потеряют своей активности.
При этом, многие мудрые капоэйристы не гонятся за «недостижимым совершенством», и, соответственно, избегают проблем со здоровьем, которые характерны для профессиональных спортсменов. Поэтому капоэйра укрепляет и здоровье, и силу одновременно. Хотя если заниматься слишком фанатично, то это не всегда так.
Но, что еще более важно, в капоэйре есть нечто большее – некое «сияние», которое воспитывает характер и дух капоэйриста, которое поддерживает его в хорошей форме как бы само собой, даже без напряженных тренировок. Что, естественно, видно даже со стороны, теми людьми, которые наблюдают за капоэйристами.
Но самое важное – то, что, только обладая этим «сиянием», имея «чистый дух» внутри себя, можно проникнуть в настоящую суть капоэйры, и даже в истинную суть окружающей реальности. Это происходит за счет того, что сознание не загрязнено жестокостью, эгоизмом, неверием и прочими возможными негативными составляющими личности.
Ничего не бывает несправедливо или без причины, иногда причина плохо видна или непонятна
Только в таких условиях мы сможем увидеть, что все на свете очень справедливо и гармонично. Что не существует ни одного события, у которого не было бы своей объективной и реальной причины. Любой поступок или действие, и даже мысль – все имеет свою физическую или духовную причину, «ничего не может произойти из ничего».
Другое дело, что эти «причины и следствия» обычному человеку «с оскверненным и грязным видением» не дано узреть. Вместе с тем, наши болезни зависят от наших привычек, наше настроение и характер – от наших мыслей, наши мысли, в свою очередь могут зависеть даже от нашего питания и людей, находящихся рядом с нами.
Существует множество других, еще более тонких связей, о которых многие догадываются, но все равно поступают вопреки им, так как, на самом деле, не верят во все это, а увидеть и понять это на сто процентов дано лишь мудрецам и святым.
Причем «прозревшего» человека даже обычным туристам и наблюдателям довольно легко заметить и понять, какая в нем заложена ценность. Ведь мудрость, большой опыт и умение «дышать» по-настоящему тяжело скрыть от других.
Если, конечно, специально не задаваться такой целью, что капоэйристы тоже иногда делают, так как данное знание чрезвычайно опасно, хоть и очень эффективно. Поэтому лучше пусть оно останется в руках «добрых людей».
2.2.20 «Я стараюсь узнать»…
«Я стараюсь узнать, что если капоэйра была бы наукой. Если так, она обладала бы глубиной и шириной, она давала бы знания о Человеке, о духе, а также о теле, и содержала бы нравственные или интеллектуальные учения»… (71b, 23; 72а, 1-4)
Мастер указывает, что капоэйра на сегодняшний день, конечно же, еще «недоразработана» до конца, до, так сказать, идеального состояния, и ей ещё есть, куда расти. Ведь она в идеале должна даже давать исчерпывающие знания о том, кто такой человек, что такое душа, дух, что такое тело, зачем человек пришел в этот мир, и на другие фундаментальные вопросы.
Также капоэйра, естественно, должна содержать в себе и некое учение о нравственности и этической стороне характера и поведения человека, что, в принципе, достаточно исчерпывающе рассмотрено в данной книге и записях мастера.
Ну и, конечно же, интеллектуальная сторона обучения также должна быть полноценно раскрыта, так как капоэйра – это не просто «метод изучения чего попало», а искусство, позволяющее достичь глубины мудрости и понимания сути процессов, происходящих в этом мире, а также объясняющего психологию человеческого поведения и межличностных отношений.
К этому можно добавить еще кучу вещей, которые на сегодня недостаточно хорошо разработаны капоэйристами, в той же музыке, культуре правильного питания, эзотерических и даже неких «магических» основах капоэйры, которые мы практически не затрагиваем в данной книге, так как это еще одна глобальная тема, не на одну отдельную книгу.
Конечно же, все эти аспекты важны, и, будем надеяться, капоэйра все же еще будет более детально исследована и описана мудрыми мастерами, и достигнет наиболее высокого уровня миропонимания и гармоничного сочетания разносторонних знаний, необходимых для счастливой жизни человека.
А пока этого не произошло, будем дальше искать зерна истины, уже и так в избытке содержащиеся в этом великом учении, которое, без сомнения, легко может стать еще более великим и при этом понятным обычному человеку. А для этого предлогаю вам следующую часть моей книги о том что скрывает еще в себе капоэйра, и почему она еще более глубокая система саморазвития чем религия или спорт…