Путь сказочного героя… Как часто в детстве мы с замиранием сердца следили за ним, переживали, иногда отождествляя себя с героем, и, тем не менее, знали, что все закончится хорошо – герой пройдет все испытания и в конце обретет свою возлюбленную и царство. В детстве мы еще не осознаем, какую роль путь сказочных персонажей играет в становлении личности, но уже понимаем, чему учат сказки взрослых, и что когда вырастем, станем похожими на любимых героев.
Сказочное в повседневном
Попробуем посмотреть на путь сказочного героя с этой стороны и разобраться, чему нас взрослых учат и могут научить герои русских народных сказок.
Чему учат герои сказок
«Было у царя (вариант – у крестьянина) три сына, двое умных, третий – дурак» — именно так зачастую начинается сказка. И уже с этих слов нетрудно предугадать, чем она закончится – Иван-дурак, пройдя множество испытаний, в конце концов, окажется гораздо удачливее своих умных братьев, и получит все, они же, нередко, наоборот – все потеряют.
Почему же так происходит? От чего сказочная реальность благоволит именно дуракам – наивным, простодушным, добрым? И кто такой на самом деле Иван-дурак? Тот, кто немного не от мира сего, кто не довольствуется тем, чем живет большинство людей, то есть привычной, обыденной реальностью.
Ему нужно что-то другое, что лежит за пределами обычного миропонимания, и что нередко вызывает насмешку окружающих. Но Иванушка все равно в это верит, и уходит из дому «куда глаза глядят» в поисках неведомого, и именно благодаря своей наивности и душевной чистоте обретает волшебное могущество: «Ванюша не хитер, не мудер, а куда смысловат».
Чему учат русские народные сказки взрослых
Следуя своим путем, Иван-дурак проходит внутреннюю трансформацию, раскрывается и иной стороны, проявляя свои лучшие качества, и, в конце концов, преображается, становится Иваном-царевичем, то есть подлинным хозяином царства, что находится внутри него.
Ведь по сути дела сказка в символической форме повествует об инициации, то есть о преображении, переходе в новое, более совершенное состояние. Это введение героя в новый мир, а может быть, новое видение привычного мира, открытие в нем доселе неведомой глубины.
Таким образом, путь сказочного героя может быть близок и понятен каждому, ведь русские народные сказки учат в символической форме становлению индивидуальности человека, рассказывают о его пути внутрь собственной души, преодолении темного начала в себе и открытии сокровищ. Рассмотрим это на примере всем нам знакомой с детства сказке «Царевна-лягушка».
Путь героя – осознанный выбор
Как мы помним, начинается она с того, что царь велит сыновьям выбрать себе невест. А делают они это путем запускания стрелы, причем не глядя, вслепую. Почему именно так? Что символизирует собой этот акт? Почему именно вслепую?
Чему важному может научить эта сказка? И здесь, на мой взгляд, важен момент, что интеллект человека отключен, и выбор делает Душа. Ведь стрелы, которые пускают братья, символически представляют их стремления, порожденные их осознанными и неосознанными представлениями о том, что важно и ценно в жизни и ради чего стоит жить, а невесты, выбранные героями, представляют модели жизни, с которыми они (герои) «вступают в брак».
Так можно «жениться» на боярской жизни, если в жизни тебя больше всего привлекают слава и почести. Можно «жениться» на купеческой жизни, если для тебя важнее всего материальный достаток и желание утвердиться, приобретая блага физического мира. Для человека, сделавшего такой выбор, если пользоваться терминологией Э. Фромма «быть» значит «иметь».
Братья, женившиеся на боярской и купеческой дочерях, остаются в том царстве, в котором родились и, судя по всему, проживут в нем до старости. Они не способны выйти за рамки обыденного и творить чудеса. «Старшие невесты пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми руками — кость царю прямо в глаз попала». Купеческая и боярская жизни протекают без существенных перемен. Их герои остаются одними и теми же, они движутся через жизнь, но при этом внутренне не меняются.
Так чему же учат такие моменты в сказке?Посмотрим, что происходит с Иваном-царевичем. И здесь мы видим совершенно иную ситуацию. Его стрела попадает в болото и достается лягушке.
Когда же братья смеются над ним, говорят: «Зашиби да выброси!», он, движимый состраданием, говорит: «Нет, видно судьба моя такая – лягушку в жены взять». И с точки зрения здравого смысла, то есть обыденного сознания, он поступает более чем странно, то есть как Иванушка-дурачок, хотя напрямую так не называется, а вот с точки зрения иного, сказочного сознания…
Как мы видим дальше, получает он гораздо больше, чем братья, и его глазам открывается новый мир, ведь скрывающаяся под лягушачьей кожей Василиса Прекрасная оказывается гораздо умелее и мудрее жен старших братьев, она способна творить чудеса: «Махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди…»
Таким образом, она олицетворяет жизнь мудрую и красивую, а также поиск и «тайное» знание, которое позволяет облагородить нашу повседневную действительность.
В таком случае, чем помогает сказка? Решить многие внутренние задачи. И задача Ивана-царевича в данном случае – за убогой, некрасивой оболочкой разглядеть подлинную, прекрасную суть. Ведь царевна-лягушка принадлежит к Тридесятому царству, царству смерти и воскресения.
Лягушка символически связана с этими категориями. Осенью она умирает, погружается в состояние летаргии, и весной снова воскресает. В Индии лягушка считается певцом Матери-Земли, ее пение предвещает возобновление жизни, а в некоторых мифах она является опорой Вселенной.
Испытания героя – поиск себя и своего внутреннего центра
Иван-царевич проходит испытание, проявив чуткость и сострадание к лягушке, и она является ему в своем истинном облике – Василисы Прекрасной. Но следующего испытания, как мы помним он не проходит, хочет получить все и сразу, торопится избавить свою суженую от лягушачьей кожи и тем самым ее теряет.
В этом моменте тоже скрывается глубокий смысл: В начале пути Великое и Прекрасное открывается искателю, но не принадлежит ему по праву. Оно находится рядом и одновременно — в Тридесятом царстве. И для героя начинается новый период испытаний, ведь для того, чтобы снова обрести то, что тебе дорого нужно пройти долгий путь, победить Кащея бессмертного – для того, чтобы изменится самому, стать другим. Ведь долгое путешествие Ивана в поисках своей возлюбленной – это, по сути, дело путешествие внутрь себя, поиски истинного Я, своего внутреннего центра.
Инициация героя через сказочные образы
Как же проходит это странствие? Сначала герой идет, сам не зная куда, то есть бредет наугад, не зная направления пути. Как мы помним, он встречает на своем пути старичка, который объясняет, в чем была ошибка Ивана, и дает клубочек, путеводную нить судьбы.
Старик в данном случае может символизировать разум, но не рациональный, а высший, интуитивный, который всегда подсказывает душе нужное направление. Дальше герой движется уже осознанно.
Далее на его пути встречаются животные, которые могут символизировать различные аспекты его личности. И первым порывом Ивана-царевича бывает желание их уничтожить, но каждый из них, как мы помним, говорит: «Я тебе пригожусь», и герой щадит их, тем самым понимая, что за каждым недостатком скрывается достоинство.
Далее происходит еще один важный момент преображения героя – встреча с Бабой Ягой. Ведь кто такая на самом деле Баба Яга? Она хранитель перехода из мира живых в мир мертвых, что-то вроде Харона-перевозчика у древних греков.
Избушка на курьих ножках стоит на опушке леса, то есть на границе двух миров, и исследователи фольклора считаю, что она имеет своим прообразом домовину, в которой раньше на Руси хоронили покойников. Домовины стояли на столбах над землей, и вход в подобный склеп действительно был обращен в сторону леса, то есть – противоположно миру живых. И герой должен отправиться в это царство для того, чтобы вернуться победителем, тем, кто прошел через смерть и сумел возродиться.
Этим примером мы хотели показать, как русские народные сказки учат нас преодолению себя и поиску источника внутренних сил.
В самом образе Бабы Яги – ужасной старухи с костяной ногой – запечатлено отношение человека к иному миру. Ее образ сначала пугает, отталкивает, но если вдуматься, мы ее боимся не потому, что она такая безобразная, а она безобразная потому, что мы ее боимся. Ведь она олицетворяет собой наше видение мира, выходящее за рамки привычного, это олицетворение наших слабостей и страха перед неведомым, а самое неведомое для нас как раз то, что связано со смертью, с потусторонним миром.
И герою, оказавшемуся в такой ситуации, нужно действовать решительно, то есть не поддаваться страху, а проявить характер: «… не накормила, не напоила, баню не истопила, а уже расспрашиваешь».
Герой проявляет твердость, и Баба Яга помогает ему: парит в бане, омывая и очищая от грязи мира земного, готовит к встрече с Кащеем Бессмертным.
Кащей – одна из самых загадочных фигур русской сказки. Если смотреть этимологию этого слово, то ее можно связать со словом «кощуна» — а так на Руси в дохристианские времена называли сказки, басни, мифы (слово «сказка» в известном нам значении появилось сравнительно недавно, в XIX веке).
С принятием христианства кощуна стала синонимом чего-то ложного, нечистого, срамословия. И здесь логично предположить, что под именем Кощея когда-то скрывались волхвы, знатоки традиций, хранители знаний, передававшихся через сказки-«кощуны» из поколения в поколение.
Можно сказать, что Кащей – это некий магический корень сказки, который присутствует в ней с самого начала, создавая своего рода возможность, ткань волшебства. Ведь это именно он наложил чары на Василису, «спрятав» ее таким образом, сокрыв его истинный облик с тем, чтобы Иван сумел за невзрачной оболочкой разглядеть суть. И именно это незримое «вторжение» в жизнь героя и заставляет последнего начать свое инициатическое путешествие.
Внутренняя борьба, осмысление и преображение
Как мы помним, Ивану, чтобы победить Кащея, необходимо найти его смерть, которая находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д. А все это – в сундуке, который либо подвешен на дубе, растущем на острове посреди океана, либо спрятан у его корней. И здесь стоит повнимательнее приглядеться к символике.
Русские народные сказки учат в символах видеть смыслы. Яйцо и дерево – это древние символы мироздания. Вспомним Мировое яйцо, из которого зародился мир, как, например об этом говориться в «Калевале»: «Из яйца, из нижней части, вышла Мать Земля сырая, из яйца, из верхней части встал высокий свод небесный». Или дуб Игддрасиль, который в скандинавской мифологии, является основой мироздания, древом жизни, судьбы.
Поэтому логично предположить, что на самом деле не смерть там спрятана, а источник жизни. И для того, чтобы до него добраться, герою необходимо познать все четыре стихии (землю, воду, воздух, огонь), из которых построен мир, и которые в разных сказках символизируют утка, щука, заяц и другие животные.
Так в традиционных культурах инициация заключала в себя испытания землей, водой и другими стихиями – символами наших психологических состояний. Герою нужно было преодолеть инерцию земли, пробудить силу жизни, которую имеет вода и обрести способность преображать мир вокруг себя подобно огню.
Таким образом, герой сказки проходит инициацию, в нем пробуждается его внутренняя сила, осознание себя, он обретает свою возлюбленную, которая может символизировать Божественную душу, и под конец становится царем в своем царстве. А царство – это, в первую очередь, его собственная душа, внутренний мир, и каждый из нас является в нем царем тогда, когда подчиняет все свои низшие инстинкты и стремления высшему началу.
Чему учат сказки в итоге, какова мораль? В финале героя ждет мудрость и зрелость, то есть способность привнести свет иной реальности в свою повседневную жизнь. И Иванушка-дурачок превращается в Ивана-царевича, то есть в того, кто достиг внутренней гармонии, просветления, и его «дурость», наивность оборачивается мудростью.
Недаром в одной из песен раннего Гребенщикова есть такой образ — Иван Бодхидхарма, который, по словам рок-критиков, является «одновременно Иваном – дураком и первым апостолом дзен (букв. – «посвященный в дхарму»).
И это не случайно, ведь пройдя свой путь, инициацию Иван действительно обретает то состояние просветления, что так ценили на Востоке, то есть способность видеть мир таким, какой он действительно есть, расширить грани повседневной действительности, и может помочь в этом другим. Вдумайтесь:
Он движется мимо строений, в которых
Стремятся избегнуть судьбы.
Он легче, чем дым,
Сквозь пластмассу и жесть
Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья
Там, где мы склонны видеть столбы,
И если стало светлей,
То, видимо, он уже здесь.
Он вылечит тех, кто слышит,
И, может быть, тех, кто умен,
И он расскажет тем, кто хочет все знать,
Истории светлых времен.
Глубокий смысл таят в себе народные вымышленные истории, но совершенно ясно, чему учат сказки: добру, осмыслению себя, поиску света и мудрости.
(В статье использованы материалы философской школы «Новый Акрополь»).
О том, для чего нужны сказки людям и их детям, и какие «истории светлых времен», зашифрованные в наших народных сказках, сумел увидеть один современный Иван-царевич, мы поговорим в следующих статьях. А также не забывайте смотреть и наш видеоканал обучения и саморазвития.
https://www.youtube.com/watch?v=_1qOBP6yeOI
https://www.youtube.com/watch?v=s5guuKODsUM
https://www.youtube.com/watch?v=D4feajN6uJU
Именно русские народные сказки, написанные советскими авторами, более добрые и носят положительный характер при воспитании ребёнка. Не даром даже сейчас детям эти же сказки читают детям современные родители, а книги переиздаются в более красочных и интересных иллюстрациях. Уверена, что подобные сказки будут жить вечно, учитывая высокий спрос на них