Буддизм. Главные идеи учения, Суть, Принципы и Философия

Принципы буддизма, Философия буддизма,Жизнь бывает тяжела и наполнена страданиями: физическая боль, неудачный брак или несчастная любовь, душевные муки, увольнение с работы, внезапная болезнь. В чем корень таких страданий и можно ли их преодолеть? На эти вопросы мы и попытаемся ответить с помощью одного из самых древних и интересных религиозных учений на земле – буддизма. Поэтому сегодня мы поговорим о главных идеях, сути, принципах и философии буддизма.

Буддизм и его учение как все знают и как я уже рассказывал в предыдущей статье об истории буддизма, связано с величайшим Учителем на планете Буддой Шакьямуни.

Учение буддизма зародилось более 2500 лет назад в Индии, когда после 6 летней практики, в возрасте 35 лет, принц из царской семьи, и как его стали называть впоследствии Будда Шакьямуни достиг просветления или нирваны.

На чем же основаны принципы и философия буддизма, в чем его суть и главные идеи учения Будды. Наш сегодняшний рассказ об учении буддизма, о причине его возникновения, о буддийском взгляде на жизнь, и о том, что может дать человеку это замечательное учение, основанное на истине. Потому как, сам Будда Шакьямуни не говорил про буддизм, он назвал свое учение просто «истиной».

Главные идеи учения буддизма

Будда Шакьямуни говорил, что его учение это истина и в этом может убедиться каждый. Каковы же главные идеи его учения.

I — Непостоянство

Одна из главных идей буддизма и непосредственно Будды заключается в том, что мир, в котором мы живем, основан на непостоянстве. Что означает непостоянство, а то, что все созданное будет разрушено.

К примеру, человек родившись должен умереть. Или с теми, кого вы горячо любите, рано или поздно, но тоже придется расстаться.

Если сказать по-другому, нет того, что могло бы продолжаться вечно в мире людей. И учение Будды помогает превзойти непостоянство или избавиться от него, чтобы обрести подлинное и нерушимое счастье.

А почему нужно стать выше непостоянства? Допустим, вы полюбили красивую женщину, и у вас сложились прекрасные отношения, и вы любите ее. Но чем больше вы ее любите, тем сильнее будете страдать в случае расставания с ней.

И у многих из нас есть, наверное, такой опыт, что расставаться с любимыми бывает очень тяжело. Но и это еще не все, так как именно привязанность приводит к новым реинкарнациям или перевоплощениям.

А сколько проблем возникает, когда по каким-то причинам приходится жить в семьях, где с вами могут плохо обращаться, к примеру, теща или свекровь или свекр.

Также философия буддизма говорит, что все факторы в жизни человека постоянно меняются. Тело человека стареет и болеет – это и есть непостоянство. Как бы ни была красива женщина, со временем она станет старухой, ее кожа станет желтой и морщинистой.

Привычки и желания вашего партнера также меняются, его ум меняется – мы видим все тоже непостоянство. И превзойти такое всеобщее непостоянство – это мудрость буддизма, это его путь к счастью, это путь к просветлению в конечном итоге.

Вы знаете, в слове «просветление» есть слово «свет». Свет — это информация, это знание истины, что, к примеру, этот мир непостоянен, жизнь непостоянна, удовольствия непостоянны, взаимоотношения непостоянны.

А что такое тогда тьма или невежество с точки зрения истины или буддизма? Это отсутствие правильной информации, о непостоянстве в том числе.

II –Весь мир есть страдание

Вторая и не менее важная главная идея буддизма – этот то, что мир основан на страдании. Почему в буддизме даже радости считаются страданием. А потому, что они, в сущности, являются страданием. И это, потому что все вещи непостоянны в своей основе.

Взять наше тело, оно проходит через рождение, детский возраст, юность, старость и смерть. И все знают наши чувства, зрение, вкус и обоняния, а также энергия, хороши в детстве и молодости, но затем энергия слабеет, зрение ослабевает и так далее.

(Кстати у нас на ютуб канале есть уже видео о сути буддизма, так что можете посмотреть видео версию, но она не дублирует того что написано здесь, а наоборот дополняет)

3 вида страданий в буддизме

И обычно в буддизме и его философии, все страдания разделяют на 3 вида. Первое страдание – это страдание, связанное с нашим физическим телом, а оно болеет, стареет и умирает. Кроме того, существует физическая и душевная боль.

Второй вид страдания – это страдание от изменчивости. Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или допустим, ваш партнер получил увечья или ожог лица, тогда вы тоже страдаете. А что вы будете испытывать, если вас уволят с работы. Избежать подобных изменений невозможно.

Третий вид страдания связан с нашими чувствами и ощущениями. Вот мы едим приятную еду, она нам нравится и возникает привязанность. И вот мы объелись и нам плохо. Да это еще ладно, но ведь есть люди как в Африке, которым просто нечего есть.

И можете ли вы себе представить, что есть желание поесть, но нет еды. Вот где возникают настоящие страдания. Ну, а болезнь разве это не сущностное страдание, когда наше любимое тело заболевает. Вот это есть третье сущностное страдание.

III — Наши желания – источник страдания

Третья главная идея буддизма в том, что мы страдаем из-за наших желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако, на деле это не совсем так, а лучше сказать совсем не так.

Вот человек умирает, хотя хочет еще пожить в этом мире, и каково ему, можете ли вы это представить. Где же здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.

А сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но этого не получается. Или кто-то хочет заработать денег, но тоже не получается. А если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. И это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а нами всего лишь управляют наши желания и страдаем мы лишь из-за них.

IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения

Закон Будды Шакьямуни объясняет причины возникновения желаний в этом мире и что мы представляем собой, по сути.

Вообще в буддизме наше подлинное состояние называется не Бог, а именно состояние. И это состояние называют иногда Атман или Истинное Я. Это состояние независимого существования, где есть только огромное блаженство и огромное счастье.

И все мы ранее находились вот в этом независимом состоянии. И далее Будда описывает процесс того, как мы «вышли» или «упали» из этого независимого состояния, которое еще и нирваной порой называют.

Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подверглось вмешательству трех изначальных энергий и из-за своего невежества Истинного Я, и падает, подвергаясь внешней информации.

На этом этапе Истинное Я человека пытается найти нечто более приятное и лучшее вовне. Так возникают и форма внешность, и различные элементы души, и различение или разделение себя и других. Так душа начинает искать удовольствие во внешних вещах и возникает захваченность или привязанность.

Разве люди не считают, когда получают какой-то объект, «то мое, это мое»? И на основе такого разделения возникает ненависть к другим… Вот так происходило рождение в этом мире.

Каждому становится понятно, что наш подлинный, настоящий дом находится не здесь. Нашим подлинным состоянием является именно состояние или мир без формы, запахов, вкусов и т.д.

Это мир одного лишь света, наполненного огромным блаженством и счастьем. И где мы одновременно являемся и счастьем, и радостью, и блаженством, и вечностью, одновременно.

Незрелые души продолжают поиск удовольствий

Душу, которая все еще ищет удовольствий в этом мире можно назвать незрелой. Однако, где же те удовольствия, к которым она так стремится?

Многое в жизни не получается и складывается не так, как хотелось бы. Так душа человека приходит к выводу, что то, что считалось ей как удовольствие, на самом деле является именно страданием.

И вот после осознания нашей душой того факта, что все есть страдание она хотела бы вернутся в свое Изначальное Состояние Счастья и Блаженства, но как вы видите ей мешают вот эти взаимозависимые условия, проще говоря, ей мешают опыт и различение, накопленные в течение долгих воплощений.

И поэтому люди, которые не хотят больше страдать обращаются, например, к буддизму, который помог бы им вернуться в свое изначальное состояние «первозданного душевного счастья».

И вот здесь и начинается процесс просветления и понимания буддисткой философии, когда отдалившись от страданий и желаний, путем правильного анализа и размышления, что мир есть страдание, что он непостоянен, что он является иллюзией. И что тело не является сущностью, а также ум, ощущения, опыт и различение.

И на основе вот такого правильного взгляда избавляются от страданий этого мира, обретают просветление, обретают освобождение.

Суть учения буддизма

Основные принципы и философия буддизма,Сутью учения буддизма является осознание того факта, что все в этом мире является страданием и основано на непостоянстве. По этой причине одним из первых законов, проповедуемых Буддой Шакьямуни был Закон о Четырех Благородных Истинах.

И в первой Истине о Страдании Будда объясняет истину о том, что рождение есть страдание, а также старость, болезни и смерть. Разлуки, отчаяние и душевная скорбь – тоже страдание. Будда в данном учении говорит, что весь мир есть страдание.

А уже во второй истине, Истине о Причине Страдания говорится, что причина в привязанности к желаниям, привязанности к удовольствиям. По этой причине люди, которые гоняются за удовольствиями этого мира, на самом деле получают лишь страдания.

В этом неправильный взгляд обычных людей, которые хотят видеть лишь одну сторону явления – удовольствие, не осознавая того факта, что за удовольствиями скрываются боль, душевные муки, старость, болезни и смерть.

В третьей истине, Истине о Прекращении Страдания Будда Шакьямуни говорит о том, что страдания и непостоянство этого мира можно прекратить или уничтожить. А для этого нужно отдалиться от привязанностей и захваченностей удовольствиями и желаниями этого мира.

Четвертая истина – это Истина о Пути Прекращения Страданий. Будда объясняет, что существует путь, пройдя который можно избавиться от непостоянства и страданий. Обычно путем для прекращения страданий является Восьмеричный Святой Путь.

Восьмеричный путь в буддизме и его смысл

И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.

Что такое правильный взгляд?

Правильный взгляд — это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.

Что такое правильное мышление?

Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.

Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.

Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.

Что такое правильная жизнь по Буддизму?

Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.

Правильные усилия в Буддизме

Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.

На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.

Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?

Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания — это иллюзия и что страдать на самом деле некому.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.

Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.

Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.

Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.

В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.

То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.

Принципы буддизма

Восьмеричный Святой Путь в Буддизме, Учение о Четырех Благородных Истинах Буддизма,Слово принцип означает, что что-то работает, так или иначе. К примеру, двигатель машины работает по принципу внутреннего сгорания, нужен бензин, и нужно завести машину, чтобы она поехала.

А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.

И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.

Реинкарнация или перевоплощение

Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.

Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.

Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.

А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.

Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.

Карма или принцип причины и следствия

Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.

Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.

Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.

Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.

А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».

Философия буддизма как учения

У философии буддизма особый смысл. Он заключается в том, что человек умрет и смерть неизбежна. И что человеческая жизнь коротка, поэтому очень драгоценна, потому как от нее зависит следующая жизнь. Люди, которые ведут практику медитации или практику истины – являются обладателями высшей заслуги в этой жизни.

Вероятность того, что человек будет вести практику дхармы или истины очень мала и об этом говорится в одной сутре буддизма.

Представим себе Сансару или круговорот бытия как океан. И в этой Сансаре все существа страдают. И вероятность того, что какая-то душа задумается о страдании и освобождении от него, возникает лишь раз в 500 лет.

Будда Шакьямуни 2500 лет назад так говорил об этом океане: вот огромный океан, а на дне обитает совсем слепая черепаха, которая лишь раз в несколько сотен лет поднимается на поверхность океана, чтобы глотнуть свежего воздуха. И в это время проплывает деревянный круг или ярмо и в него черепаха попадает головой. Такова аналогия с человеком и его желанием избавиться от страдания, и достичь просветления.

В заключение могу сказать, что главные идеи, Суть, Принципы и Философия в учении буддизма – это всего лишь путь к счастью, путь в будущее без страданий. В конце концов, в нирване, как идеальном достижении буддизма или в нашем истинном состоянии нет ни прошлого, ни будущего – там есть лишь настоящее, наполненное счастьем, радостью и свободой.

Ну а если вы не совсем поняли сути буддизма из данного текста, то также на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы можете прочесть и рассказ об основах, сути и философии буддизма, более простыми словами и с реальными жизненными примерами. Кроме того читайте и о множестве других религиозных течений, о дзен буддизме, Исламе, Христианстве, Индийской йоге, Православии, Индуизме, Кришнаизме, Растафарианстве, Шаманизме, Суфизме, Конфуцианстве, Синтоизме, Зороастризме и даже сатанизме и многих других религиозных течений и вер планеты земля.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий

  1. Юра Буддист

    Нужно как можно больше деревьев акации желательно

    Ответить
  2. Юра

    Бог Буддистов хочет больше деревьев!

    Ответить
    1. TAMALUKU

      Что за бог у буддистов?))

      Ответить
      1. Юра

        Юра Буддист Бог у Буддистов очень добрый к людям а Будда говорил так не задавайтесь вопросами о Боге создавайте условия для успешной медитации и все поймете!У спешной медитации!Тамалуки

        Ответить