Первый раз в детский сад — настоящий стресс не только для ребенка, но и для мамы, которая не разлучалась с малышом на целый день. Многих родителей волнует вопрос, как адаптировать ребенка к условиям детского сада.
Что такое детский сад
Детский сад — это режим дня. В строго определенное время дети приходят сюда, кушают, ложатся спать, т.е. живут по графику. Также, посещая детский сад, ваш малыш всесторонне развивается: физически, духовно-нравственно, творчески и т.д.
На начальном этапе адаптации при посещении дошкольного учреждения, ваш ребенок сталкивается с определенными проблемами:
- Он оказывается в коллективе незнакомых детей (25-30 человек).
- Он должен подчиняться незнакомой и не всегда доброй тете.
- Новые порядки, новая еда, новое место для сна, новые игрушки.
Все это вызывает стресс, при этом тут нет рядом мамы, которая могла бы его успокоить. Поэтому в первые дни не рекомендуется оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Период адаптации ребенка в детском саду может длиться от 1-2 недель до 3 месяцев. Подготовку следует начать заранее, приблизительно за 1-2 месяца.
Советы психолога по адаптации к детскому саду
Разговаривайте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Обязательно сходите с малышом на детскую площадку при детском саде, чтобы показать чем занимаются дети.
Не нужно забывать и о еде, дома она должна быть наиболее приближенной к той, что дают в саду. Необходимо узнать распорядок дня в детском саду, чтобы ребенка подготовить к этому распорядку.
Это конечно если вы хотите, чтобы ваш ребенок несильно отличался от других и испытывал как можно меньше стресса при поступлении в детский сад первый раз. А вот если у вас дома строго отдельная философия жизни или очень отличающийся рацион питания, то надо подумать стоит ли вообще ребёнка вести в детский сад. Но если вы уверены идем дальше.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- Самостоятельно садиться на стул.
- Самостоятельно пить из чашки.
- Пользоваться ложкой.
- Активно участвовать в одевании, умывании.
- Уметь пользоваться горшком.
Приучение ребенка к горшку
Волнительная для многих родителей тема, как приучить ребенка к туалету. Методов приучения детей к горшку перед поступлением в детский сад очень много, каждый родитель выбирает для себя важный, удобный способ. Осознание самого горшка у ребенка происходит к 1,5-2 годам.
Приучать малыша следует постепенно, до наступления 1,5-2 лет. В основном все процессы у детей происходят на уровне рефлексов, поэтому показывать и приучать нужно заранее.
Как приучить ребенка к туалету?
Как правило, к 8-9 месяцам у ребенка уже формируется режим дня, поэтому в связи с этим каждая мама уже знает, как ребенок себя ведет в определенной ситуации, что ей нужно делать. Приблизительно мама всегда знает в какое время ребенок будет проситься в туалет.
Положено чтобы ребенок мочился каждые 2-2,5 часа, исходя из этого формируется режим высаживания на горшок. Предлагайте, присаживайте, показывайте и все время проговаривайте для чего горшок, что это такое и что в него нужно делать. Горшок всегда должен находиться в пределах видимости и досягаемости. Каждый раз после «аварии» ласково напоминайте ребенку о существовании горшка. Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте и не заставляйте его насильно сидеть на горшке.
Если малыш использовал горшок по назначению и у него все получилось, обязательно похвалите его, нежно обнимите, погладьте по головке, для того, чтобы у малыша остались приятные эмоции, связанные с применением горшка. Предлагайте ребенку горшок сразу после сна, также после еды, тогда период привыкания к условиям детского сада пройдет гораздо легче.
Что делать если ребенок сопротивляется?
Если у ребенка страх или активное отрицание горшка, не нужно заставлять, нужно показать, что это не страшно, это не больно, ничего в этом нет такого, что пугает малыша. Возможно даже убрать на какое-то время горшок (день-два), чтобы ребенок забыл, что от него хотят. Можно поменять горшок.
- Не нужно устраивать из этого игру.
- Не нужно сидеть долго на горшке.
- Не нужно покупать музыкальные горшки (потому что у ребенка все на рефлексах, услышит он где-нибудь эту музыку и ему захочется в туалет, поэтому не надо из этого делать какое-то шоу).
- Не нужно ругать ребенка и заставлять насильственно.
Процесс приучения к горшку ребенка очень кропотливый, длительный и терпение родителей здесь играет основную и важную роль. Это ни день, ни два и даже не месяц. Каждый ребенок индивидуально привыкает и приучается к горшку.
Как научить ребенка держать ложку
Также не менее волнительный вопрос многих родителей в рамках адаптации и подготовке своего ребенка к детскому саду — как научить малыша самостоятельно держать ложку.
Процесс очень длительный и трудоемкий.
Чтобы уменьшить проблемы с раскидыванием еды, начните приучение с густой пищи, а потом уже постепенно переходите на супы. Покажите на собственном примере, посадите рядом с собой за стол и кушайте вместе с ним, ребенок копирует ваше поведение. Сначала доешьте свою еду, покажите ему пустую тарелочку, а уже потом помогите малышу.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.
Советы родителям при адаптации ребенка к условиям детского сада
Важным этапом адаптации к детскому саду является процесс расставания с ребенком.
Для детей очень важны четкие правила, если ребенок поймет, что вот так будет всегда, так было вчера, так мама будет со мной прощаться сегодня и завтра, ребенок безоговорочно примет эту ситуацию.
- Утром, по дороге в детский сад, рассказывайте ребенку, куда вы идете, зачем вы идете, кто его там ждет.
- При расставании с малышом возьмите его на ручки и скажите уверенным и доброжелательным тоном, что вы уходите на работу, либо в магазин или еще по каким-либо делам. То есть ему нужно честно говорить куда и зачем вы идете, тогда ребенок будет понимать, что мама уходит туда, где не страшно, где хорошо, от куда она обязательно вернется.
- Поцелуйте, попрощайтесь как вы обычно это делаете и передайте на руки тому человеку, с которым он остается. Попрощавшись, уходите не задерживаясь.
- Когда вы приходите за ребенком, обязательно поощряйте его, похвалите малыша за все новые достижения, изредка можете принести новую игрушку, книгу, вкусности.
Вот такие у нас советы от психолога для родителей:
- Ваш малыш еще не знает, что ждет его в детском саду, и эта неизвестность его пугает — поговорите с ним, расскажите как много там новых игрушек, что он там познакомиться с такими же маленькими детками.
- Никогда не показывайте ребенку свою тревогу и слезы. Дети чувствуют настроение своих близких.
- У каждого ребенка есть любимая игрушка и для малыша будет спокойней, если он возьмет ее с собой в детский сад.
- Также можно попробовать разработать вместе с малышом несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас (придумайте несколько забавных способов прощания).
- Когда забираете малыша из детского сада, постарайтесь проявить как можно больше внимания к нему, ведь он хочет рассказать вам, как много нового и интересного случилось с ним за день.
- Также, советуем родителям, научиться правильно реагировать на выходки ребенка. Умейте говорить «НЕТ» спокойным и твердым голосом.
- Демонстрируйте малышу свою любовь и заботу.
Если вы примите все эти рекомендации профессионального психолога по адаптации вашего ребенка к детскому саду и сделаете это с любовью и без особой спешки, то уверенна этот процесс у вас пройдет очень легко и непринужденно, можно сказать играючи.
Ваша главная задача просто проявить родительское терпение, спокойствие и внимательность.