В чем суть и главная тайна йоги

Как работают наши чувства и ум

Огромное число людей занимается йогой и медитацией. Многие занимаются дыхательными упражнениями, сидят в позе лотоса, делают йога-асаны и практикуют голодание.

Миллионы пытаются усиленно сосредоточиться, но получается это, увы, лишь у избранных единиц. В этой статье вы узнаете о том, что они делают неправильно, в чем суть и главная тайна йоги, которую нужно знать для успешной концентрации ума, которая им не известна. Но приближаясь к ней, мы начнем издалека. С того, кто мы, каков размер души и как мы устроены.

Размер души и строение тонкого и грубого тела

Перед тем как узнать об этой тайне йогических практик, а также перед тем, как прочитать о различных видах медитации, которые будут описаны в будущих статьях, вы должны четко понять, как устроены наше тонкое и наше грубое материальное тело. Без этих знаний вам будет очень сложно взойти на высшие ступени йоги.

Ведические писания говорят, что у нас есть пять познающих чувств (гьяна-индрии): глаза, нос, язык, уши и кожа. Также у нас есть пять чувств деятельности (карма-индрии): ноги, руки, речь, половые органы и орган выделения. Одиннадцатым органом чувств Веды называют ум или ментальное тело. В древних писаниях, донесенных до нас великими мудрецами, есть описание взаимосвязи ума, органов чувств, физического тела, разума, а также духовной души (атмы).

Общая идея такова. Я, джива-атма, есть вечная неотъемлемая нематериальная частичка Верховного Господа. Я очень очень мал в размере. Размер джива-атмы, индивидуальной души указан в Шветашватара-упанишаде(5.9).Там говорится, что она размером с одну десятитысячную сечения волоса. В современных единицах это порядка 1 нм.

В Мундака-упанишаде (3.1.9) сказано, что размер живого существа или души не превосходит размер атома (ану). Далее, я, крошечная душа, покрыт тонким телом. Мое тонкое материальное тело состоит из ума (манас), разума (буддхи) и ложного эго (аханкара).

Я, дух, покрытый этой тонкой материей, также покрыт физическим телом, состоящим из грубой материи. В этом грубом физическом теле находятся пять познающих чувств и пять чувств деятельности. Одиннадцатое чувство, мой ум (манас) является частью моего тонкого материального тела. Я, душа, нахожусь в сердце моего грубого физического тела.

Как связаны и как работают чувства и ум

Узнав, какие оболочки покрывают нематериальную духовную душу, мы можем узнать, что говорят ведические писания о том, как связаны и как работают чувства и ум.

Большое количество ведических священных писаний (например, Катха упанишада 1.3.4) сравнивает чувства с конями, а ум — с возжами, которые управляют этими конями. Возничий, управляющий возжами, — это разум. Наше тело — колесница, которую ведет возничий. А я, нематериальная духовнаядуша, — седок или пассажир, которого возничий везет.

Вы можете увидеть это на картинке к этой статье. Наши чувства, словно ретивые кони, тянут наш ум, разум, колесницу нашего тела и нас самих к объектам чувственного наслаждения. Наши глаза тянут к красивым формам (например, красивое тело человека). Наши уши — к приятной музыке, нос — к ароматным запахам. Язык хочет наслаждаться вкусной пище. А коже нравится, когда ее гладят.

Кони-чувства увлекают беспомощный и слабый ум за объектами чувств. Он в свою очередь тянет разум. Разум не может сопротивляться. И вся колесница вместе с пассажиром устремляется к объектам чувств. Вот как наш беспокойный ум и наши чувства берут нас в плен. Рождение за рождением в новых телах мы занимаемся, фактически, одной и той же (на самом деле бессмысленной) деятельностью.

Рождаемся, пытаемся насладиться объектами чувств при помощи ума и органов чувств. У нас это не получается, потому что это в принципе невозможно. Затем умираем, так и не найдя подлинного счастья. В следующей жизни все повторяется.

И так миллионы и миллионы жизней мы крутимся в колесе рождений и смертей, пытаясь урвать себе постоянно убегающее иллюзорное счастье. Это, так называемое счастье, может заключаться в красивом физическом теле, в стабильном заработке или в дорогом автомобиле. Но суть у этого мирского удовольствия одна — это мираж.

Попытавшись прыгнуть в этот иллюзорный оазис наслаждений, вы просто получите полный рот песка. Т.е. депрессии, страхи, постоянные нервные срывы, разочарования и т. д. Вместо того, чтобы давать волю своим органам чувств и своему уму, мы должны собрать свою волю в кулак, и хотя бы для начала немного приостановить безудержную погоню за чувственными наслаждениями. Но сделать это будет очень непросто.

Ум непокорен, силен и упрям и управлять им также тяжело, как управлять ветром. (Бхагавад Гита 6.34) Но есть один секрет, который практически никто не знает. Познав его, и, в совершенстве овладев им, можно за очень короткий срок достичь вершин йоги. Войти в йогический транс и вкушать вечное духовное блаженство, которого мы все так жаждем. Ради этого секрета и была написана эта статья.

Неизвестная и самая глубинная тайна йогических практик

Главный секрет в йоге очень прост. У вас должен быть правильный объект для медитации. Если вы сядете в позу лотоса, попытаетесь сконцентрироваться на точке, на свече, на Пустоте, на пупке или еще на чем-нибудь, то у Вас ничего не получится. Эти объекты для медитации не подходят для нашего непростого века ссор, хаоса и постоянных непрекращающихся тревог. Это не то на что нужно медитировать.

Можете даже не тратить свое драгоценное время на это. Эти объекты не обладают необходимой потенцией и могуществом, чтобы помочь нам сконцентрировать наш ум и наши органы чувств. Ваши чувства и вслед за ними ваш ум будут метаться от объекта к объекту, от одной навязчивой мысли к другой. Ваши кони-чувства будут метаться от одной кучи с кормом до другой.

Один конь бежит направо, а другой налево. Еще немного и колесница перевернется. Дерните коня за уздечку и он вас лягнет.

Однако, есть одно очень важное но. Нужно просто взять корм для лошади, поместить его перед носом у коня и повести его в нужном вам направлении, держа корм перед его носом. Он пойдет туда словно ручной объезженный жеребец. Этот конь станет вашем лучшим другом.

Нужно все органы чувств задействовать в служении Господу. Объектом наслаждения для органов чувств должен стать Верховный Господь. Для глаз объектом будет форма Господа, для носа — пища предложенная Господу, для ушей — звук Его имен и рассказов о Нем. Язык должен вкушать только пищу предложенную Господу. А пальцы должны перебирать четки, когда вы повторяете мантры (т. е. Имена Господа).

Все великие йоги прошлого знали этот секрет обуздания своего ума и чувств. И только эти люди достигали вершин в духовном самоосознании. А другие, которым мне посчастливилось узнать об этой тайне медитативных практик, так никуда и не приходили. Они умирали и рождались здесь снова, несмотря на свои духовные поиски.

Вы узнали об этом скрытом знании йоги только мельком. Более подробную информацию о том, как на практике осуществить этот принцип, читайте в будущих статьях. Всегда помните, что времени жизни в Кали-йугу (наша эпоха) очень мало.

У вас не хватит времени на практику сидячей медитации на Пустоту, на свечки, на свое дыхание или на что-нибудь подобное. Медитируйте на Всепривлекательного Верховного Господа. Направьте на Него все свои органы чувств и вы больше никогда не узнаете бед, печалей и тревог этого бренного материального мира.

Если вам интересно, как непосредственно «обуздывать лошадей» ваших непокорных чувств, то вы можете прямо сейчас узнать на практике как правильно медитировать и что такое вообще мантра-медитация. Не забудьте попрактиковать дыхательную медитацию, которая там описана.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий

  1. евгений неважно

    Чуш полная! Да, у йоги есть тайны, но здесь они не описаны не одной. Медитация, технически это вообще нечто иное нежли об этом так пространно говорят. Не взгляды на процесс надо менять и не объект сосредоточения, сам способ делания иной, и вот тогда, кое что действительно здвинется с места. А ещё большая тайна — это то, как за счёт только одних физических приёмов тела, подать те же результаты, которые предлогают высшие стадии медитации, только настоящей медитации а не аутотренинга с релаксажем.

    Ответить
    1. TAMALUKU

      Приветствую, это конечно же не чушь, тем более не полная… Вы конечно же можете видеть йогу через некую призму своего собственного опыта и знаний и вам она будет казаться таковой каковой вы ее смогли понять. Но конечно же при этом в йоге есть место всему в том силе и написанному в статье, и вашему мнению. И конечно же также в данной статье лишь одно мнение и некая часть айсберга, так как только минимум у нас на сайте есть еще пару статей с подобными названиями и попытками объяснить суть и тайну йоги, можете их почитать, скорее всего вы там найдете часть того что искали. А также если у вас есть намного более глубокие знания — обращайтесь, можете попробовать выразить свои мысли в отдельной статье, возможно ваша попытка объяснить тайны йоги будет более удачной если вы долгое время практикуете и считаете что ваше мнение является намного более глубоким чем уже у представленных у нас авторов. Но почему-то мне кажется что это пока еще не так… Перечитайте другие статьи также и мы сможем с вами предметно пообщаться на данный счет.

      Ответить