Творчество Анатолия Коненко. Микроминиатюры «сибирского Левши»

Вы когда-либо слышали о микроминиатюрах? Даже если вы ответите «нет», возможно, это не так. Ведь историю о Левше, подковавшем блоху, вы знаете? И хотя изначально это была выдуманная история, действия ее персонажа давно воплощены в жизнь. Я расскажу о творчестве Анатолия Коненко, микроминиатюры «сибирского Левши» поистине достойны восхищения.

Микроминиатюра «Караван верблюдов в игольном ушке», фигурки верблюдов и погонщиков из золота, высота 0,25 мм, работа А. Коненко

Человек создан по образу и подобию Творца. Все мы слышали это высказывание, но мало кто задумывался о том, что же оно на самом деле означает, что же такого заложено в каждом из нас, что роднит с Творцом.

Бог создал мир, в котором мы живем, и, возможно, продолжает творить другие миры. И в человеке тоже заложена творческая искра – что-то создавать, творить, жить не только ради удовлетворения потребностей тела, но и для того, чтобы создать нечто уникальное, чего никто раньше не делал.

И это особенно сильно чувствуешь, когда сталкиваешься с кем-то, кто раскрыл, пробудил в себе творца и делает нечто, что, вроде бы, не несет никакой практической пользы, но при этом будоражит воображение.

И для меня одним из таких творцов является Анатолий Коненко, создатель микроминиатюр, «сибирский Левша», как его называют.

Что такое микроминиатюра

И прежде чем мы перейдем к разговору о нашем «сибирском Левше», Анатолии Ивановиче Коненко, следует сказать несколько слов о том, что же такое микроминиатюра.

В источниках о ней сказано так: «Микроминиатюра – редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких удивительных творений. Порой настолько маленьких, что их просто нельзя разглядеть невооруженным глазом.

В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся таким интересным делом. Все они самоучки, так как школы микроминиатюры не существует».

Далее там говорится о том, что создание микроминиатюр – очень сложная, тонкая работа, требующая максимальной сосредоточенности.

Также приводится высказывание микроминиатюриста Владимира Анискина: «Делается все это под микроскопом. Вручную. Без использования каких-либо манипуляторов. Инструмент держу, зажав пальцами. Если, например, взять иголочку, расположить ее в поле зрения микроскопа и максимально успокоиться, расслабиться, то иголочка начнет «трепыхаться» в такт сердцу.

Это одна из бед и трудностей микротворчества. Причем «трепыхания» эти существенны, и от них никак не избавишься. Поэтому приходится к ним приспосабливаться – особо тонкую работу выполнять между ударами сердца».

Естественно, что такие работы не имеют никакой утилитарной ценности, микроминиатюры имеют чисто эстетическую направленность. Но глядя на них, порой ощущаешь небывалый внутренний трепет перед тем, на что способен человеческий гений.

Микроминиатюры Анатолия Коненко

Именно такие чувства у меня и у многих других вызывает творчество Анатолия Коненко, микроминиатюры, которые, по словам зрителей, просто «отправляют в нокаут» – настолько невозможным кажется то, что видишь с помощью оптики.

Подкованная блоха

Подкованная блоха, работа Анатолия Коненко

Ведь если описанная Лесковым история Левши, который подковал механическую блоху, от начала и до конца выдуманная, то Анатолий Коненко, можно сказать, в чем-то воплотил ее в реальность.

По многочисленным просьбам почитателей мастер микроминиатюры подковал настоящую блоху золотыми подковами размером 0,25 х 0,2 мм. Три отверстия просверлены сверлом диаметром 0,03 мм. Разработка технологии и изготовление этой микроминиатюры продолжались в течение 7,5 лет.

Коненко начал заниматься микроминиатюрой в 1981 году, первым в нашей стране, и ему целых семь лет пришлось добиваться, чтобы такой вид творчества, как создание микроминиатюр, был официально признан разновидностью искусства.

Технику и инструменты ему пришлось изобретать самому, и его наработки даже помогли офтальмологам. В свое время Анатолий Коненко общался со Святославом Фёдоровым.

Самые известные микроминиатюры Коненко

Теперь непосредственно о творчестве Анатолия Коненко, точнее, о самых известных его микроминиатюрах.

Из наиболее интересных работ Коненко хотелось бы отметить «Караван верблюдов в игольном ушке» – ироническое оспаривание известного евангельского изречения о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие».

Эйфелева башня на хоботке комара, работа А. Коненко

У Коненко же в игольном ушке оказывается целый караван верблюдов, причем с погонщиками и пальмами.

Поражают воображение также такие работы, как, например, «Эйфелева башня на хоботке комара» или «Медный всадник на маковом зернышке».

Они представляют собой микрокопии известных памятников, причем с соблюдением всех мельчайших деталей.

Самая маленькая книга в мире

Одним из направлений творчества Анатолия Ивановича Коненко является также миниатюрная книга. Именно им создана самая маленькая книга в мире, размер которой менее миллиметра!

Это даже не миникнига, а супермикрокнига! Самой маленькой книгой в мире микроминиатюра Коненко считалась до 2013 года.

При создании своих книг мастер является и издателем, и художником, и переплетчиком, и дизайнером, и гравером. Переплет микрокниг выполняется вручную, и в 1997 году Анатолий Иванович вошел в тройку лучших мастеров переплетного искусства России.

За эти годы он создал более 200 миникниг, из которых примерно четвертая часть – издания произведений А.С. Пушкина. Интересно, что к созданию серии миникниг его подтолкнуло нежелание дочери читать «Евгения Онегина». В микроварианте там вместо обычного текста QR-коды.

Каждый книжный экземпляр – плод семейного творчества. Письма Онегина и Татьяны супруги Коненко писали друг другу собственноручно. Пока глава семейства создает конструкции для своих маленьких книг, супруга оформляет книжные мини-творения красками, приготовленными из соков овощей и фруктов.

Живопись в микроминиатюре

Среди работ мастера микроминиатюр Анатолия Коненко также много микрокопий произведений живописи.

Здесь целый музей живописи в микроминиатюре: К. Брюлов, А. Венецианов, В. Боровиковский, Н. Аргунов, В. Перов, П.Федотов, В. Васнецов, А. Иванов, И. Глазунов, М. Врубель, В. Серов, а также Сальвадор Дали, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Питер Рубенс, и это еще не всё.

Из чего делают микроминиатюры

Из чего же делают микроминиатюры? Нет такого материала, который бы не смог использовать Коненко в своем творчестве, в своем искусстве.

Это золото и серебро, драгоценные камни, бивни мамонта и стекло, дерево и кожа, косточки плодовых (персика, абрикоса, грецкого и кедрового орехов), семена огородных (мак) и зерновых культур (рис, овёс), человеческий волос и лепестки роз…

И всякий раз, когда видишь подобные работы, то невольно задаешься вопросом, а как такое возможно? Ведь это тяжелый, кропотливый труд.

Как признавался сын А. Коненко – Станислав: «Глаза болят ужасно. Иногда неделями вытачиваешь какую-то деталь, а она потом ломается или куда-то улетает. Не дай Бог чихнуть. Приходится начинать все сначала».

Ответ на этот вопрос дает сам мастер микроминиатюры: «Для чего искусство нужно? Оно должно не то что удивлять человека. Он должен увидеть то, что не видит в обыкновенной жизни».

Другие мастера микроминиатюры

И подобного рода работы действительно дают возможность увидеть то, чего не заметишь обычным взглядом, разглядеть красоту, которая находится в прямом смысле слова у нас под ногами.

Так, например, в одной интересной, очень тонкой работе другого известного мастера микроминиатюры Владимира Анискина «Царевна-лягушка на маковом зернышке» стрела, которую держит лягушка, и камыши вокруг нее сделаны из пылинок (!!!!).

Как утверждает мастер микроминиатюры, пыль только на первый взгляд смотрится серой, а под микроскопом можно обнаружить пылинки различных цветов.

И у него дома есть специальная не протираемая полка, оттуда он берет материал для своих работ. И здесь невольно приходит мысль о том, что в масштабах Вселенной каждый из нас – пылинка, но при этом – целая Вселенная.

Микроминиатюры часто бывают настолько хрупки и чувствительны к малейшим изменениям окружающей среды, что их нередко постигает трагическая судьба.

Такая судьба постигла, например, работу Анискина «Караван верблюдов в волосе», которая стоила мастеру очень больших трудов, – волос нужно было просверлить, отполировать, поместить в него микроскопических верблюдов.

А волосы, как известно, очень чувствительны к изменению влажности воздуха, у них от этого меняется диаметр. А поскольку работа долгое время находилась в Санкт-Петербурге, который славится капризной погодой, то от частого изменения влажности она пришла в негодность.

Но, несмотря на это, мастера микроминиатюры, такие, как Анатолий Коненко, Владимир Анискин и другие, продолжают создавать свои удивительные творения, радуя ими своих зрителей и заставляя их задуматься о хрупкости окружающего мира, побуждая тем самым к более бережному и внимательному к нему отношению.

И мировосприятие каждого, кто по-настоящему внутренне соприкоснулся с этими маленькими чудесами, уже не будет прежним.

Известный философ-мистик Е. П. Блаватская сказала как-то, что когда каждый человек пробудит в себе поэта, задача человека на Земле будет выполнена. И как мне кажется, подобного рода творчество способствует именно этому.

Я искренне надеюсь, что сумела открыть для вас чудесный мир микроминиатюры. Я лишь намекнула, а вы можете более углубленно изучить творчество мастера микроминиатюры Анатолия Коненко и других талантливых микроминиатюристов. Возможно, микроминиатюры «сибирского Левши» перевернут ваше мировоззрение.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий