Стили боевых искусств Японии и Китая

Кобудо, Стили боевых искусств с оружием, Ходзёдзюцу, Иайдо, Сегодня мы поговорим о стилях японских и китайских боевых искусств, так как их существует просто огромное количество, такое что не хватило бы даже целой книги по системам боя чтобы их только перечислить. Но при этом разнообразии, если вы все-таки решили начать заниматься одним из них и стать хоть немного экспертом в этой области, или хотя бы просто отдать своего ребенка в спортивную секцию, то очень важно для осуществления правильного выбора знать хотя бы самые популярные самые лучшие из них.

Внутренние стили восточных боевых искусств

Итак, в прошлый раз мы остановились на одном из самых популярных внутренних стилей и видов восточных боевых искусств — Тай чи или как его еще называют Тайдзыцюане. Мастера этого стиля по легендам могут управлять своей внутренней энергией на столько что им даже не требуется прилагать больших мышечных усилий чтобы победить боле сильного и тяжелого противника.

Багуа джан

Также Тай чи во всю использует восточную концепцию восьми триграмм которую вы видите на фото сверху, поэтому бойцы этого искусства обладают такой мудростью, но есть стиль боевых искусств, который использует данный принцип на полную, так и назваться Багуа Джан «ладони восьми триграмм», либо альтернативное название багуацюа́нь-«кулак восьми триграмм».

Суть Багуа Джан в постоянном передвижении по кругу, с ладонями, вытянутыми вперед или направленными в центр круга. Противник выступает как бы центром круга, вокруг которого и перемещается боец багуджан. При этом все движения делаются практически исключительно ладонями и руками, а движения плавно перетекают в друг друга как вода.

Собственно, тренировки этого стиля выглядят именно так, человек просто ходит по кругу с вытянутыми руками, но не стоит недооценивать это грозное боевое искусство, тут изучается даже круговой бой, например, с 9 противниками одновременно.

А сами мастера очень любят закалять, тренировать и укреплять свои ладони и другие ударные части руки, и в связи с довольно небольшим техническим разнообразием этого искусства ходят, например, вокруг дерева обрывая с легкостью с него кору голыми пальцами.

И так годами доводят закалку рук до такой степени, что легко могут вообще не напрягаясь любым пальцем руки ударив по грецкому ореху разбить его, а что могут ударом всей ладони даже подумать страшно, я сам одного такого знаю, так что поверьте это не сказки.

Кроме этого мастера этого стиля БИ очень часто владеют и искусством «железной рубашки» которое также относят к внутренним восточным боевых искусствам, и о котором еще поговорим, а также хорошо владеют длинными мечами, шестом, и даже двухсторонним копьем, что еще больше повышают их опасность в реальном бою.

Синъицюань

И третьим более-менее известным мне внутренним стилем ушу является Синьицюань, что переводиться как «кулак формы и намерения». Из-за того, что кроме внешней формы ударов в Синьицюань, очень важное значение имеет энергетическая составляющая и ваше намерение и соответственно поток энергии во время нанесения ударов.

Так как Синьицюань является так называемым внутренним стилем БИ, то тут очень богатая философия, основанная в первую очередь на «усинцюань» что значит «кулак пяти первостихий».

Логика в том, что по китайской философии в мире существует 5 главных элементов: земля, вода, метал, дерево и огонь, которые могут порождать и разрушать друг друга в определенных последовательностях. И всем им соответствуют определенные типы ударов. Причем каждый удар надо научиться наносить семи различными способами что называется «семь ударов» или «семь кулаков».

А также в «Синъицюань» работают с двенадцатью формами животных, которым также соответствуют определенные связки движений.

И интересной отличительной особенностью этого стиля является то, что редко бьют кулаком. Обычно удары наносятся так называемым «глазом феникса» выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца, а также пальцами и ладонями как в предыдущем Китайском боевом искусстве.

Естественно, все удары бьются не просто так, а с соответствующим энергетическим намерением и бьется очень коротко, со взрывом и на короткой дистанции, причем конечно по болевым точкам, а не куда попало что делает этот стиль очень серьезным и опасным БИ мира, и также называют внутренним стилем восточных БИ.

Естественно если силы духа пока недостаточно, то можно воспользоваться и традиционными видами оружия мечи «Цзянь», копье, сабля «Дао», деревянный посох и большая пика с романтическим названием «И дэ да цянь» — Большая пика поддерживающая добродетель.

Кобудо

Если говорить об оружии дальше, то наверно если кто и знал, как поддержать добродетель с помощью оружия, то это были представители еще одного известного боевого стиля Кобудо.

Слово Кобудо переводиться очень просто, ко-старинный, бу-воинский, до-путь. Есть и другие более длинные названия: Рюкю-кобудо и Окинава кобудо.

А на деле кобудо — это искусство владения холодными и восточными традиционными видами оружия. Этот стиль боевого искусства очень связан с карате, так как часто развивался вместе с ним на известном острове Окинава.

Да и сегодня многие последователи традиционного карате в обязательном порядке изучают и кобудо.

Стили боевых искусств с оружием

Естественно суть кобудо помочь бойцу за счет умения искусство обращаться со многими видами оружия, справиться с несколькими вооруженными противниками. И особенно когда ситуация становиться уж слишком опасной для обычного махания руками и ногами.

В традиционном стиле боевых искусств с оружием кобудо чаще всего изучают такие виды оружия: Бо (Шест), Нунчаку, Кама (серпы для сбора риса), Тонфа (подобие дубинок американских полицейских), Саи (Нож трезубец).

И чуть реже Тимбей (подобие небольшого щита, или просто крышка от большой кастрюли) часто применявшийся с пикой или сэйрюто (мачете для разделки рыбы), или просто Хэра (лопатка для перемешивания риса, Еку или Эку (весло), Суручин (веревка или цепь с грузиками на обоих концах), Сансецу кон (трехзвенный шест).

Естественно, существуют и другие еще менее известные виды оружия, которые на сегодня еще менее актуальны и популярность их сошла на нет, но хорошо обученный владению оружием Кобудист естественно легко может воспользоваться для самообороны любым попавшимся под руку предметом.

На сегодня для самозащиты на улице это искусство уже не так актуально, но соревнования по традиционному Кобудо с выполнением Ката (связок ударов и блоков) очень часто встречаются в большинстве современных чемпионатов по карате.

Martial arts современный вид шоу боевого искусства

В последние годы иногда проводятся и контактные бои с подобным оружием, точнее с его более безопасными смягченными версиями, я даже когда-то сам участвовал и даже побеждал на каких-то там чемпионатах европейского уровня, как собственно и в русской версии martialarts.

Martial arts -это еще более современное и одиночное бесконтактное направление владения основными видами традиционного оружия Кобудо, но не в виде не заранее продуманных ката, а скорее очень артистической демонстрации лучших своих навыков владения оружием под музыку.

Этот современный стиль боевых искусств с оружием не совсем боевой, ведь тут все перемешано с акробатикой и очень сложными техническими движениями, иногда не очень применимыми, а иногда и совсем не применимыми в реальном бою.

В Америке данное шоу боевое искусство стало популярным и отделилось получив название Мортл артс (martialarts), по нему проводятся кучи чемпионатов мира, а современные мастера делают трюки и жонглирование боевым оружием такой сложности, которая ранее даже не снилась, и выглядит это более чем красиво и интересно для зрителей.

Ходзёдзюцу

Еще один странный стиль боевых искусств сосредоточился вообще только на одном оружии, а вернее обычном бытовом предмете – веревке. Это Ходзёдзюцу или другое название навадзюцу – представляет из себя «искусство связывания веревкой» или даже другими подходящими для этого предметами, иногда даже поясом от кимоно или ремнем от штанов.

Ранее Ходзедзюцу развилось из-за необходимости связывать и конвоировать военнопленных во время войн, а в мирное время надо было арестовывать и доставлять куда надо преступников ну или утихомирить распоясавшихся хулиганов, при это не причиняя им особых физических повреждений.

Хотя на данный момент это полезное искусство редко изучается само по себе, а чаще входит в дополнительное обучение в других школах восточных БИ, например, в Будо или Дзю дзюцу, но ранее были известны сотни школ, в которых отдельно разрабатывались методы связывания на все случаи жизни.

Техника связывания зависела от роста, веса, телосложения, пола связываемого, особенностей его одежды. Отдельно продумывалось как связывать нищих, аристократов, воинов, монахов, крестьян и т.д. Также есть узлы, позволяющие двигаться медленно, узлы полного обездвиживания, узлы, причиняющие боль связанному при попытке бежать и даже приводящие к потере им сознания при малейшем сопротивлении.

В наше время необычный и с появлением наручников уже не такой востребованный стиль ходзёдзюцу обычно изучается только как раздел других боевых искусств, для обучения полиции, или даже как отдельный тип искусства, вышедший из него Сибари.

Искусство сибари (в переводе связывать, привязывать) – эстетическое или даже эротическое искусство связывания и бандажа с применением очень сложных и красивых узлов, так что даже сами по себе эти узлы образуют очень красивый узор, а самое главное, что и счастье связуемым.

Фестивали с эротическим направлением данного искусства кстати очень популярны во многих странах мира, в России это «RopeFest» в Питере, фотка моих знакомых естественно прилагается, кстати у каждого мастера этого искусства свой стиль, и по пленным легко можно угадать кто его или её взял в плен 😉

Иайдо

Еще одним странным, но интересным стилем боевого искусства является Иайдо или иайдзюцу. Которое дословно переводиться как «искусство встречать сидя» а на самом деле за этой казало бы гостеприимность встречается смертельное БИ и искусство быстро и неожиданно поражать противника японским клинком «катаной».

В Отличии от традиционного Кендо – искусства фехтования на мечах, тут изучается именно мгновенное убийство противника, а не долгое фехтование в традиционном стиле.

То есть основной упор делается именно на первый и единственный удар, ведь если все сделано правильно, то второго уже не потребуется.

Таким образом мастер Иайдо путем тренировок мог обезопасить себя от внезапного нападения и тренировал скорость первого удара и искусство доставать меч из ножен до идеального уровня. Что самураям в то нелегкое время очень часто пригождалось, и даже чихать рядом, а не то что замахиваться на какого мастера само по себе было смертельно опасно.

Сегодня конечно уже с катаной по улице ходят редко, а вот спортивные соревнования и чемпионаты по Иайдо проходят как в Японии, так и некоторых других странах мира. Хотя чемпионаты главное не для всех, и самое Иайдо нередко используется и в целях духовного роста и саморазвития.

Киай дзюцу

Но есть и совсем внутренние и даже можно сказать эзотерические стили БИ, которые пошли еще дальше. Например, Киай дзюцу или Киай до вообще считают духовным направлением так как целью этого искусства научиться управлять своими эмоциями и психологическим состоянием, и также эмоциями, психологией и даже физическим здоровьем противника с помощью своего голоса и боевого крика Киай.

Само слово Киай можно перевести как Ки-энергия и Ай-гармония или присоединение, что дает «гармонию с энергией». Кстати это не тоже самое что Ай-ки в айкидо.

Так как Киай это то что происходит внутри самого человека его настроение и мысли, а Айки — это то, как эта ваша энергия влияет на противника. То есть Айки физическое проявление Киай.

На практике Киай как искусство кричать во время удара сегодня применяют во многих восточных стилях боевых искусств как дополнительную технику, с помощью которой бойцу удается наносить более сильные удары. Происходит это за счет правильного дыхания на выдохе во время удара.

Зачем каратисты кричат кия (киай)

Также с помощью Киай, который по звучанию так напоминает нам «кия» можно испугать или удивить противника криком до такой степени что он просто не сможет вас ударить, либо удар будет очень слабым.

Кроме того, во время боевого крика противник очень часто пугается, а если вы еще крикните демонстрируя свою силу духа и вложив желание его уничтожить через секунду в пух и прах как делают львы, например, то скорее всего у него вообще отпадет всякое желание драться с вами.

А для неуверенных в себе искусство Киай дарит таблетку уверенности лишая вас возможности и времени даже начать испытывать страх. Боевой крик сразу дает настрой и уверенность идти вперед и сминать противника как морально, так и физически.

Правильный крик накручивает ваши эмоции до такой степени что и мысли не будет о том, чтобы сдаться, именно поэтому на войне часто кричат себе и товарищам подымая боевой настрой и деморализуя противника, да и тренера часто так стимулируют своих подопечных раскачивая их энергетику и нервную систему.

Хотя бытуют легенды или же не легенды, что идеале мастера этого странного стиля БИ могли криком легко сбить противника или же противников с ног. А супер мастера даже настроившись на позитивную энергию с помощью медитаций могли крикнуть так что пострадали бы только злые и в этот момент чувствующие негативные эмоции противники, а остальные люди даже ничего бы и не почувствовали.

Так как энергетическое воздействие вступало в контакт только с негативными вибрациями в людях, устранение или выбивание которых и было действительной целью этих настоящих мудрецов восточных стилей боевых искусств.

Ну а если вам вышеперечисленных стилей японских и китайских БИ недостаточно, то и правильно, это только разогрев, намного больше вы можете прочесть в моей небольшой энциклопедии боевых искусствах, хотя и в следующей статье, на нашем портале вы также найдете еще одну порцию лучших боевых искусств прошлого и современности.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий