Богатые устные народные традиции, возникшие из обрядовой поэзии, до сих пор сохранились у славянских народов. Эта особая форма устного народного творчества живет в станицах и селах юга России, на Украине и в Белоруссии.
Один из таких древних славянских обрядов, щедровки, связан со временем года — зимой и отражается в нем крестьянский уклад и культ урожая. Уклад жизни и традиции славянских народов, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице – вот в чем смысл щедровок.
Щедрование, как это было
В обрядах щедрования восхваляются хозяева дома, их семьи, высказываются пожелания роста благосостояния в будущем году. В щеровках, как и в колядках слова обрядовых песен выполняют магическую функцию.
Принято было щедро одаривать участников щедровок, чтобы в будущем году был богатый урожай, хороший приплод у скотины и птицы, а так же чтобы хорошо роились пчелы.
Со времен Киевской Руси, в календарно-обрядовых песнях, называемых щедровками, можно проследить описания княжеско-дружинного быта. С приходом христианства в обрядовых песнях уже встречаются мотивы библейских и евангелистских рассказов о рождении Христа, появлении волхв.
Щедровки христианского периода отличаются глубоким нравственным содержанием, наполненным христианкой любовью, милосердием и почитанием матери.
Современные щедровки
Современные сценарии щедрования утратили древний магический и христианский, глубоко нравственный смысл. Сейчас главное – хозяев развеселить и детей разбудить.
Далее все участники обряда щедрования начинают славить хозяев и желать им: «пану господарю» жить «в домочку с женой и детками, как в раечку», самому господарю — сиять ясным месяцем, деткам — частыми звездочками».
Требования о вознаграждении певцам всегда отличались юмором: «дайте книш — бо пущу в хату миш, дайте ковбасу — бо хату рознесу, дайте калача — бо впущу в хату рогача, дайте пирог — бо не помилує Бог, дайте сало — бо заберу сани, дайте копійку — бо поберу дівку» и т. д.
Щедровать ходят молодые девушки вечером под Новый год по старому стилю, то есть 13 января в наше время. Вечер, когда поются щедровки, называется «щедрый вечер».
Обычно в сельских домах к вечеру готовятся вареники с картошкой или с сыром. Жарят колбасу и пекут пирожки для встречи желанных гостей во всех домах хозяева. А вечером веселые ватаги девчат приходят под окна дома и спрашивают разрешения пощедровать. Получив положительный ответ, девушки поют песни:
До віконця припадала
Що ти тітка напікла,
Неси нам до вікна.
Як горяче – неси нам,
Як холодне – нехай вам!
В ответ хозяева должны обязательно угостить щедровальниц варениками: «Угощайтесь, гости дорогие!»
Меланка ходила Василю носила…
Народные традиции и обряды тесно переплелись с христианскими праздниками и днями памяти святых. Так 13 января день памяти святой Мелании Римляныни, а день старого Нового года — святого Василия Великого. Вот поэтому в народных песнях звучат имена Меланки и Василия.
Вечером накануне Нового года по улицам населенных пунктов ходят группы девушек и молодых женщин. Они поют щедривку и народную песню: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье…».
Одновременно можно встретить ряженых. Это парни, одетые в женское платье водят «Меланку» или «Козу». Ватага молодежи может ворваться к вам в дом и напроказничать. Хозяева от них обычно откупаются самогонкой и закуской.
Посевание под новый год
Обряд, который совершается утром первого дня Нового года 14 января, в народе называется Посевание. Чтобы удача и благополучие поселились в доме на весь год надо совершить этот обряд. Здесь мы расскажем подробно, как посевать.
Содержание обряда посевания
Исполнять обряд посевания полагается мальчикам или мужчинам. Истоки этого действа уходят корнями в земледельческую магию наших предков. Ведь новый год у славян долгое время начинался весной, когда приступали к севу зерновых культур.
Поэтому отголоски земледельческой магии трансформировались в новый обряд посевания, который был перенесен на зиму. Участники обряда «сеятели» рано утром посещали дома односельчан. Они имитировали сев.
Войдя в дом, мальчики или мужчины начинали разбрасывать зерно сначала в красный угол, затем на хозяев дома и по комнате крест- накрест. При этом обряд начинался со слов: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
Народные традиции и обряды требуют, чтобы хозяйка дома старалась поймать горсть зерна, и потом накормить кур. Во время обряда посевания хозяева просят первых посевальщиков разуться и на пороге дома присесть и покудахтать.
А хозяин в это время должен пойти в сарай и согнать кур с насеста, чтобы те быстрее начали нестись. После такого действа куры по преданию будут нестись лучше и чаще.
Зерно, которое лежит в комнате надо сохранить до утра будущего дня на полу. А потом смести его и одну часть надо скормить курам, опять же для того чтобы птица лучше несла яйца. Вторая часть зерна собирается в холщевый мешочек и хранится весь год.
Существует поверье, что это зерно сохранит в доме благополучие, процветание, достаток и добро, на протяжении всего года!
Роди, боже, жито, пшеницу,
Горох, чечевицу, всяку пашницу.
Из одного колосочка будет жита бочка.
Дай тебе Боже, хозяин,
Сынов женить, дочерей замуж отдавать,
Горилки гнать, пива наварить
По завершении обряда посевания, хозяева угощали посевальщиков сладостями, конфетами, пирогами, а тем, кто постарше наливали рюмочку самогону и давали сытно закусить.
В нынешнее время во многих селах и станицах на юге России 14 января женщинам полагается быть дома и по гостям до самого обеда ходить запрещено.
Обязательные блюда для новогоднего стола
В народных традициях и обрядах Святой Василий считается покровителем свиней. Поэтому хозяева стараются к новогоднему столу приготовить блюда из свинины, или даже целого поросенка запечь.
Обычай гласит, если в новогоднюю ночь много свинины на столе, то эти животные будут хорошо плодиться и приносить своим хозяевам хороший доход.
Так же на стол подавали блюда из петуха и зайца. Чтобы быть проворным и ловким как заяц, нужно съесть мясо зайца, а для того чтобы быть легкими, как птица, нужно отведать петуха.
Крещенский сочельник
Завершается святочный период крещенским Сочельником. «День Крещенья Господня (Богоявление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается».
Вечером 18 января — Навечерия Богоявления или Крещенского Сочельника. Народ расстается со святочными забавами до самой Масленицы. Весь день христиане готовятся к празднику Крещения. Для этого держат строгий пост.
За стол было принято садиться только после появления первой звезды и эту трапезу называют «Голодною кутьей или Голодным святым вечером».
В храмах на вечерней службе освящается вода. Эту воду несут домой, она считается целебной и помогает в излечении всех болезней. Ею окропляют людей, дом, сараи, животных. Чтобы «оградить свое жилье от посещения бесовского» на окнах, стенах и дверях в доме и в домашних постройках освященным мелом принято ставить кресты.
Даже снег, собранный в Навечерие Богоявления собирали. Он так же считался целебным. Воду из этого снега подмешивали в корм животным, бросали в колодцы, а девушки и женщины старались умываться этой водой. Воду из этого снега так же использовали для бани, чтобы исцелить все болезни и добавить красоты женщинам.
В сам праздник Крещения ходили окунаться в проруби. Причем те, кто во время Святок ходили ряжеными, окунались, чтобы «смыть с себя бесовскую личину».
Самые продолжительные и значительные для народа празднества во время Святок не утратили своей значимости до сих пор. Обряды щедрования и посевания так же, как и другие календарно-обрядовые песни хранятся и передаются из поколения в поколение. Надеемся, что наш материал поможет вам лучше узнать народные традиции и обряды наших предков и весело провести приближающиеся праздники.