Сегодня мы обсудим почему в капоэйре не бьют руками. коленями, головой и локтями и не делают, или делают очень редко различные запрещенные приемы которые могут повредить противника и проще вывести его «из строя». И как всегда для этого в рамках моей книги по капоэйре обратимся к мудрым наставлениям Мастера Паштиньи…
1.4.40 «Не следует применять»…
Добавляя к предыдущему, важно заметить, что мастер или главный тренер в группе также должен всегда следить за игрой других, более молодых капоэйристов, чтобы успеть вмешаться в случае нарушения физических или даже моральных правил «доброй игры».
В таких случаях он может остановить игру и объяснить обоим участвующим в конфликте, в чем их основная ошибка и как можно ее решить, а также напомнить основной смысл, правила и нормы капоэйры.
Следует помнить, что запрещенные приемы, особенно в «неумелых руках», сильно ухудшают межличностные отношения в группе, а также ведут к травмам. Опытные капоэйристы также должны себя сдерживать от разного рода провокаций, от побуждения партнера к безумной игре, в которой он (партнер) может пострадать.
Ведь не все капоэйристы могут сдержаться, когда их специально подначивают к бою, поэтому порой это для них печально заканчивается. Так что провоцировать, а потом жестоко «наказывать» или травмировать соперника не стоит. Провоцировать можно, но любя, без травм, не часто и исключительно в воспитательных или тренировочных целях, а не развлечения ради.
На тренировках вообще не должно быть травматизма, там должен царить мир и доброжелательная обстановка, за которой и должен следить главный тренер, мастер или человек, управляющий «игрой – родой».
1.4.42 «Не применять свои руки для ударов»…
«Каждый мастер должен донести до своих учеников, что нельзя применять свои руки для ударов в игре. Если учитель не сделал так, то ему не следует зваться мастером, те, кто имеет образование, доказывают свою порядочность, играя со своим товарищем, не стремясь победить, чтобы досадить своему компаньону.
Уже пора понимать, пора помогать нашему спорту, и прививать моральные ценности, поднимать капоэйру, которая уже увядает»… (12b, 1-10)
Это достаточно спорный отрывок. В целом тут указывается, что в игре ученикам не стоит применять удары руками, и каждый мастер обязан оповещать об этом своих учеников.
И если воспринимать этот отрывок так, то все верно, ведь ученики, особенно начинающие, которые еще не научились хорошо бить ногами, начинают пытаться ударить рукой, так как это намного проще и быстрее. Но капоэйра не ищет легких путей, а пытается развить это искусство до более высокой степени сложности и непредсказуемости, поэтому идет намного дальше.
Поэтому, если ученики хотят научиться более сложным движениям, им поначалу следует вообще не использовать данные удары. Тем более, что они естественным образом еще больше усиливают раздоры, противостояние и агрессию между начинающими учениками, которых и так очень тяжело утихомирить.
И если не соблюдать этот совет, то моральные ценности в капоэйре так и останутся мифом, а капоэйра станет обычной дракой между двумя людьми. И, самое главное, перестанет быть «игрой».
Поэтому, если удары руками «не вредят общему позитивному настроению в игре», то, как лично мне кажется, они могут применяться в игре, особенно если они при этом не «сужают арсенал применяемой техники» капоэйристами и не ведут к драке, а наоборот – усложняют игру, арсенал техник, усиливают доброжелательность и красоту движений.
Почему в капоэйре редко бьют руками?
Естественно, это практически недостижимый идеал для тех, кто хотя бы лет десять не поработал над более сложными техниками и над своими мольными качествами, поэтому мастер и говорит, что ученикам руки для ударов использовать не следует.
Можно сказать, что удары руками настолько эффективны и просты, что капоэйрист в обычной игре просто считает «недостойным» для своей «высокой» техники их применение, предпочитая более сложные и красивые движения.
Существует и второй момент: применять удары руками нельзя, по словам мастера, именно в «игре», тогда выходит, что их можно использовать, например, в уличном сражении для самозащиты. Причем это не вызывает сомнения, так как, по словам мастера, для самозащиты применяются даже ножи и другое оружие. Значит в реальном бою могут применяться и удары руками.
Руками драться намного проще, поэтому, если капоэйрист может научиться использовать свои ноги так идеально, как это делают некоторые профессионалы, но начнет бить не хуже еще и руками, то мало кто с ним вообще сможет совладать.
Поэтому в ходе продвинутых тренировок по капоэйре скорее всего таки можно тренировать удары руками для применения их вне игры, например, для самозащиты при нападении на улице, или даже в случае необходимости в тот момент, когда «игра» уже перестала быть игрой, и оппонент пытается навредить вашему здоровью.
Ведь для «осознанного и разумного» капоэйриста в первую очередь важно его здоровье и жизнь, чем все возможные правила капоэйры, и это не подлежит сомнению.
Однако, позднее Мастер Бимба в своей считающейся «боевой» капоэйре ввел удары руками и во время игры. Но все равно, не вызывает сомнения тот факт, что, если неопытные ученики начинают бить руками друг друга, то игра становится гораздо более агрессивной, напряженной и менее красивой.
Поэтому как минимум на первых этапах ученики недолжны даже пытаться использовать «боевые» удары руками, локтями, коленями или головой, а также другие опасные приемы, так как это приведет к обидам и травмам из-за того, что ученики не смогут полностью проконтролировать такие движения.
Следовало бы ввести в капоэйру еще одно общее правило для уменьшения травматизма: в игре нельзя использовать те удары или приемы, которые ты не можешь как следует проконтролировать, так как без сомнения лучше лишний раз выполнить более простую технику, чем оставить другого человека инвалидом.
Поэтому мастер и обязан указывать ученика на то, что в капоэйре наибольшее внимание надо уделять именно безопасности и «хорошему настроению» игроков, и только потом оттачивать технику. Надеюсь теперь стало понятнее почему в капоэйре редко бьют руками и делают запрещенные приемы, а также почему среди капоэйристов чаще всего царит дружелюбная атмосфера, которую я и рекомендую вам поддерживать, ну а в следующей части мы еще немного поговорим об истории капоэйры и какую функцию она должна исполнять в этом искусстве…