Откуда взялась, как развивается и куда движется борьба капоэйра

Давайте поговорим откуда взялась, как развивается и куда движется современная борьба и искусство капоэйра. Для этого,. как всегда, обратимся к советам и наставлениям мудрого Мастера Паштиньи и немного прокомментируем их…. мысли Мастера Паштинья о капоэйре, мнение Паштинья о капоэйре,

1.4.35 «С верой и мужеством»…

«Чтобы научить молодежь будущего, я, с верой и мужеством, присматриваю за этой чудесной борьбой, что есть наследие ранних танцев (танцев кабокло, батук и оригинального кандобре) африканцев из Анголы или Жеже. Многих восхищает эта красивая борьба, когда два товарища играют без эгоизма, без суеты; это чудесно и вежливо»… (11а, 14-23)

Мастер Паштинья указывает, что капоэйра была неким «смешением» культурных традиций различных народов Африки и Бразилии, соединением неких боевых бразильских танцев и даже известного вида африканской магии под названием «кандомбле».

Так что по своей сути капоэйра – это гармоничное сочетание множества искусств в едином разностороннем искусстве. Более того, капоэйра продолжает вбирать в себя некие части из других направлений и по сей день.

Капоэйра – это некое «открытое искусство», которое не имеет четко очерченных границ, его интересы могут расширяться вместе с расширением интересов самих капоэйристов и при необходимости.

Например, мастер Бимба добавил в капоэйру удары и броски из некоторых боевых искусств. Сегодня на капоэйру влияет и современный брейкданс с другими танцами, капоэйристы играют и в театре, и на своих музыкальных инструментах с другими профессиональными музыкантами, поют песни под гитару или фортепьяно. Вариантам использования капоэйры практически нет предела!

Когда-то капоэйра помогала победить и обмануть рабовладельцев, что дало свой отпечаток, затем она помогала делать уличные шоу для зарабатывания денег. Также она служила и обучающим пособием для самообороны, и великолепным танцем, и обыкновенными физическими упражнениями в университете, и мудрой философией для «просветленных мастеров. Все это было привнесено в капоэйру на разных этапах ее развития, и все это сегодня является неотъемлемыми ее частями.

Это и отличает капоэйру от многих других искусств. Она имеет свою традицию, но при этом и пластична, как змея, и может быстро подстраиваться под современные реалии и быть всегда в максимальном «тренде», чтобы привлекать все новых начинающих капоэйристов своими достоинствами.

Но, даже постоянно изменяясь, капоэйра всё же имеет некие духовные и моральные основы, которые могут сделать лучше даже «современную молодежь». Что, как вы, надеюсь, догадываетесь, весьма и весьма непросто.

Так и была сформирована и отшлифована современная капоэйра – как драгоценный «алмаз», сформировавшийся под сильным давлением десятков направлений человеческого знания и культур различных народов. И сегодня капоэйру можно встретить чуть ли не во всех крупных городах мира.

Поэтому умение соединять практически несоединимые вещи, при этом выбирая из них самое лучшее, является одним из самых лучших и полезных качеств капоэйры.

Капоэйра – это великое и многогранное искусство, сосредоточившее в себе лучшие достоинства многих других искусств этого мира. Хотя, к сожалению, часто несущее в себе также и их недостатки.

1.4.36 «О ряде вещей»…

«Мастерам, которые говорят о ряде вещей, что расходятся с сутью капоэйры: вам более не отнять ее ценности, она проворна и имеет уловки, она чрезвычайно важна для того, кто способен видеть прекрасное»… (11b, 1-5)

Комментарий Деканио: «Очень уместное замечание! Авторы новых техник, создатели новых методов преподавания, те, что «крестят» заново старые движения, следуя «моде придумать», в поисках саморекламы, коммерческого продвижения, создают лишь путаницу!

Серии необоснованных модификаций не улучшают традиционный метод обучения, не совершенствуют технику, а только усложняют, ставят под угрозу настоящее и будущее капоэйры!»

Хорошо, что оба мастера согласны с этим моментом, так как основное преимущество капоэйры содержит в себе и большую опасность. Так как капоэйра очень «пластична» и с легкостью вбирает в себя другие знания, то есть опасность, что некоторые люди будут подстраивать ее под свои нужды и желания, а не под «объективно меняющуюся реальность», из-за своего эгоизма или желания заработать.

Не стоит просто так «переназывать» старые движения что бы показаться самым умным, а стоит именно совершенствовать капоэйру, улучшать методы ее преподавания, ориентируясь на современные достижения в медицине и воспитательных науках.

Конечно же, необходимо делать это боевое искусство и более интересным для современной молодежи, чтобы капоэйра «продолжала жить бесконечно», а не умерла без новых учеников, что, к сожалению, происходит сегодня с самыми «традиционными» школами в сердце Баии и Сальвадора, в которых мне, к счастью, уже удалось побывать.

Желаем им долгой жизни, к сожалению, многие традиционные школы, в которых преподают действительно известные, уважаемые и именитые мастера капоэйры, насчитывают сегодня менее десяти регулярно тренирующихся учеников, а вот современные школы, в которых преподают «более находчивые и дерзкие» молодые парни, иногда насчитывают сотни и даже тысячи последователей.

Иногда возникает парадокс в том, что никому не известные молодые парни делают для развития капоэйры даже больше, чем известные и уважаемые мастера. Ведь искусство без учеников – это объективно мертвое искусство. Но при этом искусство, которое может легко изменить каждый эгоист для заработка денег, тоже далеко не уйдет.

Поэтому современной капоэйре так важно соблюдать два вышеназванных правила развития: одновременно совершенствоваться и улучшаться, но и быть уверенными, что эти изменения ведут к лучшему, а не диктуются чьим-то непомерно развитым эго.

Собственно, поэтому данная книга основана именно на цитатах и словах самых известных и традиционных мастеров, чтобы сильно не уйти в сторону «от корней и традиций», но дать немного более полное и понятное для современного человека их толкование.

1.4.38 «Все капоэйристы плохие»…

«Почему все капоэйристы плохие для своих товарищей? Большинство не значит все. Да, в моем центре есть разные капоэйристы, и как я знаю, большинство из них вежливы и стараются не злить партнера: все потому, что мастер не заинтересован в злости – он ищет способ, что содействует обучению, он желает обучать быстро и избегая дурного влияния»… (11b, 6-13)

Комментарий Деканио: «В капоэйре, как и в прочих социальных группах, встречаются те, кто сеет раздор, насилие, некоторые из-за отсутствия образования, другие — из-за психических или духовных заболеваний! Бедные! Но большинство молодежи всегда добрые, щедрые, неподверженные плохому «влиянию». Так сказал Мастер!»

Действительно, капоэйристы бывают очень разные, но хороших и адекватных людей в капоэйре достаточно много. Они действительно не заинтересованы в жестоких драках более, чем в собственном здоровье.

Также и большинство мастеров постоянно ищут способы, как быстрее и лучше научить молодых капоэйристов, а также как обучить их моральным принципам и философии капоэйры, а главное – доказать их пользу и необходимость.

«Все капоэйристы»

Все капоэйристы обязаны подчиняться правилам своего вида спорта, сотрудничать, уважая друг друга, потому что мы несем ответственность за ошибки. В случае же несогласия или проблем следует обращаться к авторитету рефери»… (12а, 1)

Действительно, все капоэйристы, которые хотят заниматься вместе с остальными, должны соблюдать некие несложные правила и уважать других, иначе в зале будет царить очень плохая атмосфера и ученики получат очень много травм во время самой игры.

Если же есть «неразрешимый спор» между двумя капоэрийстами в одной группе, то следует обратиться к мастеру (тренеру) и поговорить об этом, спрашивая его мудрых наставлений.

Вот таким должно быть будущее современной капоэйры и такими моральными качествами и чертами характера должны обладать капоэйристы которые реально хотят достичь успеха в этом славном искусстве. Ну а в следующий раз мы еще подумаем почему в капоэйре так редко бьют руками и делают опасные приемы…

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий