Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе и портале обучения и саморазвития мы разбираем увлекательное, информативное и полезное видео, в котором будет дана информация, во многом раскрывающая причину того, почему практически у всех современных детей есть трудности с обучением грамотности, да и со школьным обучением как таковым вообще.
Но главное, что мы, как всегда, берем информацию не от потолка или из непроверенных источников, а наоборот нашли для вас, наверное, самую интересную и полезную видео лекцию на эту тему, более чем на пол часа протяженностью и с сотнями одобрительных комментариев, а главное о том, о чем вам точно не расскажут, да и сами не знают преподаватели в обычной школе.
А автор её не кто иной, как Ясюкова Людмила Аполлоновна, которая является кандидатом психологических наук, а даже руководит лабораторией социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Так же Ясюкова Л.А. руководит Центром диагностики и развития способностей.
Ну и конечно является автором трудов многих научных трудов, посвященных психологическим технологиям оптимизации обучения и развития школьников, способам развития потенциала педагогических коллективов и подобных. А её видеолекции и доклады являются одними из самых популярных в среде теории альтернативного образования.
В общем, Людмила всю жизнь реально, а не для славы и денег, изучает, какой могла бы быть школа, и какой она должна быть, чтобы наши дети становились действительно осознанными и мудрыми членами общества, а не только запуганными исполнителями и мелкими винтиками большой государственной системы. Так что мы супер настоятельно рекомендуем посмотреть и наши короткие саммари версии её лекций для тех, у кого недостаточно свободного времени, конечно, полные лекции в которых содержится ещё больше полезной информации.
(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)
Почему раньше дети были грамотнее?
Итак, Людмила Ясюкова начинает с очень простого, но интересного вопроса, почему раньше практически все дети в школе писали диктанты по 6 страниц, причем писали грамотно и всё сдавали. А сочинения вообще писали по 8 листов, и тоже все успешно сдавали этот экзамен. Ну а почему сейчас найти ребенка способного написать такое сочинение или диктант с таким уровнем грамотности – возможно только в каких-то специализированных гимназиях?
В чем причина? Дети изменились? Ничего подобного. Дети, как были в 50-х годах, такие же они и сегодня. Тоже шли в школу, не всегда умея читать и писать. Но при этом выучились грамоте. А сейчас со многими детьми занимаются логопеды и психологи. А проблема с успеваемостью начинается уже с первых классов.
Так в чем проблема на самом деле? В современных детях, или в программах, по которым детей обучают? Поверьте, когда детей обучают по программе, дающей систематизированные знания, и эти знания стройной системой укладываются в голове у ребенка, формируя понятийное мышление, у таких детей нет проблем с обучением.
Если знания детям даются логично и систематизировано, то таким детям не нужна посторонняя помощь в виде психологов, дефектологов, логопедов. И даже если в классе будет не 25 детей, а 40, то все равно они все всему научатся.
Раньше к услугам репетиторов прибегали в самом крайнем случае. В современных реалиях репетиторство начинается с начальной школы. Почему это происходит? Дети не усваивают те знания, которые им даются в школе, и родители нанимают в помощь репетиторов. Но даже так дети усваивают знания с большим трудом.
К сожалению, всё упирается в программы обучения. Изменения программ начались ещё в 70-е годы. Педагоги и психологи изобретали новые методы, якобы чтобы облегчить детям получение знаний. Психолог Эльконин, занимающийся детской психологией, например, разработал новый учебник для детей.
Букварь Эльконина
Еще в 1961 году он разработал букварь, который основывался не на зрительно-логическом методе подачи информации, а на фонетическом, плюс на фонетическом методе обучения чтению. Эльконин считал, что в основе чтения и письма лежит звуковое восприятие.
Результат апробации этого учебника показал, что этот метод не учит детей практически ничему. Но этот метод оставили, как интересный методологический способ обучения. Хотя Эльконин и такой результат не удовлетворил, поэтому он начал всячески продвигать свою систему обучения.
И надо сказать, что 20 лет педагогика активно сопротивлялась такому фонетическому обучению. Проблема фонетического обучения в том, что разработчики, составлявшие такую программу обучения, уже изначально умели читать и писать.
Фонетический разбор легко делать тем, кто уже умеет читать. А вот тем, кто читать не умеет, фонетическому разбору слов нужно учиться длительное время. Современные дети теряют на это около двух лет. Для взрослых фонетический анализ не является проблемой, а для детей это большая проблема.
В 70-х годах дети шли в школу почти все читающие. Поэтому программу начальных классов сократили до трех лет вместо четырех. А также стали внедрять букварь Эльконина и он пошел, поскольку дети и так умели читать. Так продолжалось до 90-х годов.
Грянули тяжелые перемены в стране, родителям стало некогда заниматься детьми, их подготовкой к школе. Многие дети перестали посещать садики, в которых велась предварительная подготовка к школьному образованию, дети пошли в школу не умеющие читать, вот тогда букварь Эльконина и проявился во «всей красе».
Почему дети сейчас так долго учаться читать?
Практика показала, что этим методом научить детей читать невозможно даже за четыре года. Тогда решили, что у детей не развито фонетическое восприятие, поэтому обучение фонетическому анализу начали применять ещё в садике. Но результат оказался не удовлетворительным и по сей день.
Особенность русского языка в том, что мы говорим не так, как пишем. Мы говорим «сабака», а пишем «собака»; произносим «малако», а пишем «молоко», и т.д. Правильно писать не так, как мы произносим, а то, что соответствует правилам написания.
До 85-го года детей сначала учили читать. И лишь только потом, когда у детей формировалась зрительная доминанта, внедряли фонетический разбор слов. Когда же у детей формируется в основном слуховое восприятие языка, то буквенное восприятие слов для них уже вторично.
В результате дети в начальной школе пишут «агурец», потому что они пишут так, как слышат. И даже правила не могут помочь в этой ситуации. Это квалифицируется как дислексия. (Справка: Дислекси́я — это нарушение речи, если более научным языком, то избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).
И кстати миф о том, что без фонематического слуха человек не научится грамотно читать, основывается непонятно на чем. Глухонемые дети, которые лишены звукового восприятия, пишут вполне грамотно. И учат таких детей, естественно, зрительно-логическим методом. Более того, такие дети обычно куда грамотнее, чем дети в общеобразовательных школах.
Более того в некоторых общеобразовательных школах иногда доходят до такого абсурда что делая упражнения на развитие фонетического восприятия, заменяют знаки фонетического разбора слов на разноцветные фишки. Случай из школьной практики, когда ребенок допустил ошибку в слове «гусь», он написал «гус». На вопрос учительницы, какая буква была пропущена в слове, ребенок ответил, что это зеленая.
В общем теперь главная проблема с этим аспектом в образовании, что, когда формируется какая-то доминанта, зрительная или слуховая, ее потом очень трудно убрать. Над этим нужно очень много работать. И конечно уже не добиться от детей идеальной грамотности, которые изначально воспринимали всё на слух и делали звуковой анализ. Потому они затем пишут «сасна», «малако» и прочее, они закрепили это знание так сказать двигательно-графически, поэтому теперь от этого избавиться очень сложно.
Наш мозг так устроен, что убрать что-то из усвоенного практически невозможно. Можно только достроить сверху. А для этого детей нужно целенаправленно переучивать. Но почему-то современные педагоги решили, что у всех современных детей дислексия и дисграфия, ссылаясь на опыты Лурия.
Забывая при этом, что Лурий проводил свои опыты над людьми, пострадавшими во время военных действия и в результате травм утративших способность читать и писать. А вот у современных детей мозг вроде в порядке. Они вполне способны грамотно писать и читать, если их конечно этому грамотно обучить.
Вывод
Ну а пока что на практике в результате со всей этой поддельной образностью дети годами и учат бесполезные зеленые, синие и красные буквы, наверняка сами не понимая зачем это им пригодиться в реальной жизни.
Так что уже иногда и непонятно продвигают ли подобное не эффективное и даже во многом деструктивное образование в государстве некие специально заинтересованные в этом лица, или всё же когда-то что-то пошло случайно не так в образовательных технологиях и почему-то затем так и поехало по наклонной всё дальше и дальше.
В любом случае если мы желаем добра нашим детям, то главная цель правильного образования – это научить детей думать и анализировать. Ну и конечно мы физически не можем всё знать и обо всем помнить. Нужно уметь об этом и прочесть. Может ли быть что кому-то действительно выгодно чтобы люди разучились воспринимать написанное?
Для чего нужно обучать детей по такой программе, которая не прибавляет им навыки и умения, а наоборот отупляет их? Почему было практически полностью искоренено считавшееся самым лучшим в мире советское образование, а вместо этого было введено такое какое есть сегодня, одно из самых отстающих и это в то время, как в некоторых странах как раз-таки пытаются ввести многие элементы бывшего советского мудрого образования.
В общем вот вам вопросы на сегодня подумать и мы еще обязательно совсем скоро вместе с Людмилой Ясюковой постараемся вам на них подробно ответить в следующих наших коротких версиях её лекций. А если вы уже знаете ответы на эти вопросы, а также у вас появились какие-то дополнения, возражения или вопросы, пишите, с удовольствием обсудим их в комментариях.
Ну и конечно, совсем скоро ждите подборки советов, разборы и короткие версии и других интересных видео, книг, а также советы множества других выдающихся личностей прошлого и современности на нашем канале и сайте.
Кроме того, если вы хотите получать ещё более короткие, минутные выводы из наших обзоров, то смотрите отдельно в нашем телеграмм, инстаграм и тик ток каналах, а также для более детального ознакомления в печатной версии на сайте…
Краткий вывод из виде о том как программируют неграмотность наших детей
Друзья, приветствуем в саммари клубе канала обучения и саморазвития. Сегодня мы поговорим о том, что происходит с современным образованием. У вас возможно тоже возникает ощущение, что оно сейчас не развивает детей, а наоборот отупляет? Думаете это намеренный заговор против способных думать, ведь неграмотными легче управлять, или всё же чистая случайность?
Давайте попробуем разобраться. Тем более, многие ученые, всю жизнь посвятившие изучению образования, тоже обеспокоены. Например, Ясюкова Людмила Аполлоновна руководитель лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного университета и Центра развития способностей утверждает, что всё дело в запутанной системе, угнетающей мышление с раннего возраста.
Раньше у детей развивали зрительную память и мышление. При союзе, допустим, вначале учили именно читать, и лишь потом разбивать слова на звуки. Современное же образование настаивает, чтобы ребенок вначале запоминал слова на слух, еще не научившись толком читать.
В итоге дети не осознают полностью слова при чтении, а лишь звуки из которых они строятся. В результате грамотность и скорость обучения падает в несколько раз.
Подробнее обсудим на ютуб канале саммари клуба. Ссылка в описании и профиле. Всем добра…