Боевые бронепоезда. Удивительная история военных бронепоездов Мира

Друзья, всем добра и мудрости! Приветствуем вас на портале обучения и саморазвития. Сегодня мы поговорим про историю бронепоездов, в которой много интересного и даже забавного. И что удивительно, эти железные монстры дожили и до наших дней. Да, действительно мало кто знает, что настоящие боевые и военные бронепоезда существуют и даже производятся и сейчас. Например, РЖД, которой не свойственно выбрасывать деньги на ветер, в последнее время заинтересовалась боевыми бронепоездами, и даже заказала несколько штук в этом году.

Но обо всем по порядку. Не, секрет что большинство полезных гражданских изобретений при первой же возможности очень быстро превращаются в средства уничтожения врагов. Так было с кораблями и подводными лодками, с дирижаблями и аэропланами. Так случилось и с паровозами, обросшими бронёй, ощетинившимися пулемётами и пушками, и начавшими гонять по просторам государств, решая специальные задачи.

Боевые бронепоезда оказались очень эффективным средством. А за внешний вид и из идеологических соображений они получали порой весьма забавные имена. Например, «Мохнатка Мэри», «Донской Баян», «Три мушкетёра» и тому подобные. Были даже военные бронепоезда «Единая Россия» и «Слава Украине». Как говорится, ничто не ново под луной. Но если вы думаете, что бронепоезда насовсем ушли в историю, то ошибаетесь. Недавно РЖД заказала целых два! Но — обо всём по порядку…

(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов с профессиональным видео монтажем, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)

Первые модели бронепоездов

Для превращения обычных поездов в бронированные понадобилось время на то, чтобы железные дороги опоясали сушу в достаточной мере. Когда это случилось, в таком превращении и появился смысл. Но первые бронепоезда выглядели скорее как импровизированно укреплённые чем попало паровозы и вагоны. Брони на них не было, но был навален всякий хлам, хоть как-то защищающий от вражеских пуль и снарядов. Позже поезда стали специально блиндировать, то есть укреплять в заводских условиях. Эти первые модели поездов получили названия блиндированных. И только в 20-м веке появились настоящие боевые бронепоезда.

Первой удачной пробой прообраза бронепоезда считается давний эпизод в Америке, когда в 1862 году янки тихо подкрались к лагерю конфедератов на укреплённой и вооружённой железнодорожной платформе, и положили всех картечью, сами ничуть не пострадав. После этого целесообразность применения боевых бронепоездов была признана, и инженерная мысль стала развиваться в этом направлении.

Первым успех пришёл к французам. Они изобрели компенсатор отдачи орудий на колёса железнодорожной платформы, и хорошо усилили защиту всего состава. У них получился первый блиндированный, правда, пока ещё довольно кустарным способом военный бронепоезд. Вагоны защищали штабеля шпал и рельсов, уложенных вдоль бортов на высоту человеческого роста, и мешки с песком. Англичане быстро переняли французский опыт, и усовершенствовали его при борьбе за Суэцкий канал в Египте, а особенно – в англо-бурских разборках в Южной Африке в самом конце 19 века.

Тогда и прославилась «Мохнатка Мэри» — блиндированный поезд, прозванный так за пикантную внешность, приобретённую им благодаря способу защиты. И паровоз, и вагоны покрывали густо насаженные на них толстые морские канаты из пеньки. По конструкторской идее, в них полагалось застревать пулям и шрапнели противника. При разгоне Мохнатки канаты феерически развевались вокруг неё, что завораживало всех, а главное – противника. Это был лучший бронепоезд того времени, хорошо послуживший его владельцам.

Бронепоезда становятся главной ударной силой

Южная Африка и стала местом становления первых настоящих бронепоездов, где в ходе различных противостояний их конструкция усовершенствовалась. Паровоз и вагоны стали обшиваться бронированными стальными листами, было определено оптимальное местоположение пушек и пулемётов, в составе обязательно присутствовала платформа с запасными шпалами, рельсами и ремонтной бригадой. Определился и классический состав команды бронепоезда, который был очень схож с командой корабля – из-за похожести стоящих перед ними задач. Поэтому-то моряки и были первыми освоителями бронепоездов, называя их «Сухопутными крейсерами».

Запасные рельсы и шпалы вовсе не были лишними, наоборот. Подорвав рельсы спереди и сзади движения, можно было довольно легко взять боевой бронепоезд в окружение, и расстрелять. В подобную ситуацию попал в своё время будущий британский премьер Уинстон Черчилль, бывший в пору англо-бурского конфликта военным корреспондентом. Правда, отделался он тогда только пленом.

Бронепоезда России проявили себя в полной мере в начале 20 века, когда Российская сеть железных дорог позволила им разгуляться как следует. Да и историческое время подоспело. Первыми испытали российские бронепоезда на себе китайцы во время восстания ихэтуаней, из-за которого пострадали русские школы и храмы в Китае. В 1900-м году русскому отряду пришлось взять под контроль китайскую железную дорогу.

На базе нескольких китайских поездов наши создали первый русский вооруженный блиндированный поезд, который служил средством сообщения между русской эскадрой, стоявшей у побережья, и войсками, ушедшими вглубь Срединной Империи. Менее чем через год в Китай снова пришли русские бронепоезда, но уже изготовленные по всем правилам на Путиловском заводе. На этот раз их миссия была более серьёзной: участие в деблокаде Харбина, который был осаждён китайцами, и в охране Китайско-Восточной железной дороги.

Результативные манёвры и забавные названия бронепоездов

Далее началась затянувшаяся надолго Первая мировая, в которой боевые бронепоезда играли большую роль. С их помощью быстро перемещались в нужное место артиллерийские и пулемётные расчёты, но главное, их неожиданное появление в глубоком тылу противника часто заставало того врасплох. Правда, после разрушения мостов и железнодорожных путей, их деятельность была ограничена оставшимися отрезками, на которых они, тем не менее, курсировали, продолжая наносить серьёзный урон противнику.

Следующий этап – гражданский конфликт на территории бывшей Российской империи позволил бронепоездам проявить себя во всей красе. Отсутствие линии фронта способствовало перемещению в любых направлениях. А частый переход власти из одних рук в другие ускорял этот процесс.

Боевые бронепоезда СССР носились по необъятным просторам страны, лязгая и гудя, пыхтя и воняя гарью, наводя ужас на население одним только своим видом и именами. Это были целые дивизионы бронепоездов. Среди них встречались какие угодно названия: бронепоезд «Красная Чувашия», «Смерть паразитам!», «Студент», «Углекоп» «Грозный мститель за погибших коммунаров» и другие с не менее суровыми именами.

История одного красного бронепоезда той поры особенно примечательна. Его душевное имя «Свобода или смерть», с которым он достался в качестве трофея одесской братве, не было первым. При заводском появлении на свет его окрестили «Заамурцем». Это был очень технически продвинутый бронепоезд, оснащённый по последнему слову тогдашней техники. Он переходил из рук в руки многократно, и кроме упомянутых имён назывался ещё «Хунгуз», «Орлик» и «Слава Украине». У одесских бандитов его отбили революционные матросы, затем он перешёл к красноармейцам, после которых – к чехословакам, японцам, белогвардейцам, китайцам, и вновь к японцам.

Был свой военный бронепоезд и у так называемой украинской Галицкой армии, существовавшей совсем недолго. Назывался он «Вильна Украина». Это был один из поездов серии «Хунгуз», оснащённый 12-ю пулемётами и башенной орудийной установкой с углом обстрела более 200-т градусов. «Хунхузы» производились на одном из киевских заводов, причём с большой скоростью – 1 поезд в 16 дней.

В штатной команде каждого поезда полагалось иметь 94 человека, среди которых пулемётчики, артиллеристы, сапёры, ремонтники, машинисты, хозяйственники и другие нужные люди. Новая украинская власть так называемой УНР – Украинской Народной Республики, пришедшая на волне революции в Киев, экспроприировала один из этих поездов.

Переименовав в «Вильну Украину», его укомплектовали националистически настроенными юношами-романтиками, и отправили их на убойное сражение с Красной армией, где они и были разгромлены в бою с красным бронепоездом «Советская Россия». Сильно повреждённая «Вильна Украина» отползла обратно в Киев, где впоследствии отвоевавшие власть большевики привели её в чувство, переименовали в «Коммунист Коростеньского района», и в 1919 году отправили сражаться под своим флагом. «Коммунист» ещё долго был в строю, совершая ратные подвиги.

Уход на второй план и возрождение

Дальнейшая судьба бронепоездов того периода весьма печальна. Большинство их порезали на металлолом, как устаревшую морально и физически боевую технику. Из оставшихся сформировали несколько небольших дивизионов. Однако Великая Отечественная заставила вернуться к данному виду вооружений. Бронепоезда Второй мировой использовались преимущественно как передвижные зенитные батареи, и в меньшей степени – в качестве традиционных ударных составов. Чем, конечно, тоже способствовали приближению Победы.

Однако Победа в мае 45-го не была окончательной. Оставалось ещё разобраться с теми, кто воевал на стороне врага, а теперь занимался вредительством внутри страны. Так, железные дороги Западной Украины до самого 1953 года охранялись курсирующими по ним бронепоездами от нападений отрядов УПА. Но и на этом не закончилось. Крепости на колёсах пришлось применять и в 60-х, когда испортились отношения с Китаем, и распоясавшиеся хунвейбины стали представлять опасность нашему Транссибу.

Специально для защиты от них были разработаны и изготовлены модульные бронепоезда, представляющие собой облегчённый вариант классических. Они состояли из бронированного небольшого тепловоза с прикреплёнными с обеих сторон платформами, на каждой из которых располагалась стрелковая башня, а также несколько танков и бронетранспортёров.

После распада СССР устаревшие бронепоезда импровизированно использовались разными сторонами в локальных конфликтах на территории бывшей большой страны, в том числе в России. Но настанет ли день, когда мы увидим последний бронепоезд, стоящий в каком-нибудь музее? Вряд ли… удивительная история военных бронепоездов продолжается.

Недавно РЖД неожиданно заказала 2 бронепоезда. Это будут полномасштабные копии модели БП-43 времён Великой Отечественной. И судя по дате изготовления, а это 30 апреля 2020 года, данные поезда будут участвовать в праздновании юбилея Победы, 75-летие которой отмечается в этом году. Кроме того, не исключено, что начнут создаваться суперсовременные модели боевых бронепоездов с соответствующим вооружением.

Пока писалась статья, современная история внесла свои коррективы. И теперь дата празднования Дня Победы перенесена. Но будем надеяться, что оно всё же состоится по полной программе.

Ну а нам остается пожелать вам мудрости и здоровья и, конечно же, следите за нашими новыми историческими видео и статьями на портале обучения и саморазвития, а также не забудьте написать в комментариях как вам наша новая рубрика и стоит ли её продолжать дальше… Д.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий