Алханай национальный парк

2
3 660

Алханай национальный парк, Природа Алханая, Parque Nacional AlkhanaiСегодня я расскажу о первом и единственном в Забайкалье национальном парке Алханай, органично объединяющем в себе несколько функций: культовую, природоохранную, лечебно-оздоровительную, научную и туристическую. На бескрайних просторах Забайкалья, там, где встречаются тайга и степь, сопки и равнина, есть священное место поклонения буддистовгора Алханай. Территория в 138 тысяч гектар вокруг этой горы в 1999 году была взята под охрану государства. 

Почему же это место привлекло внимание не только буддистов, но и ученых?

Гора Алханай

Гора (голец) Алханай – потухший вулкан, научный объект геологического наследия. Это самая высокая точка Могойтуйского хребта, что лежит к юго-востоку от города «Чита». На вершине горы остался кратер, который наполнен водой.

Вода из этого вулканического озера считается целебной. В окрестностях гольца много интереснейших скальных образований, минеральные источники, бьющие из щелей в скалах, а также здесь можно увидеть даже грязевые вулканы.

Природа Алханая

На склонах горы Алханай в национальном парке представлены все природные экосистемы Забайкалья. Флора и фауна очень богата. Здесь можно встретить высокогорные сосну сибирскую (кедр), можжевельник сибирский, кедровый стланик, лиственницу и березу. А также редкие виды: барбарис сибирский, алтайский лук, перепончатый астрагал и другие растения. Многие из них занесены в Красную книгу.

Фауна Алханая, Природа национального парка Алханай, The nature of National Park Alkhanai Фауна в Алханае представлена очень широко.  Здесь водятся изюбри, лоси, сибирская косуля, кабарга. Пушные звери – соболь, колонок, рысь, горностай. Традиционные герои русских сказок – бурый медведь, лисица, волк, заяц.

На территории парка Алханай обитают черный аист, лебедь-кликун, гуменник, красавка, беркут, дрофа и другие птицы. Реки и озера населяют 18 видов рыб. В реках есть хариус, ленок, таймень, налим. В озерах – карась, щука, сом, сазан и др.

Археологические памятники Алханая

Также национальный парк Алханай насчитывает у себя множество археологических памятников, поэтому интересен историкам и археологам. На территории парка находятся захоронения древнего народа хунну (азиатские гунны), населявшего Забайкалье в 1 тыс. до н. э. Эти захоронения представляют собой скопление камней с вертикальными плитами по периметру могилы. Отсюда еще одно их название – культура плиточных могил.

На территории парка встречаются стоянки первобытных людей и петроглифы – наскальные рисунки.

Местное население Забайкалья наших дней, буряты, издревле почитали Алханай. Там проводили обряды шаманы и молились буддисты. О горе Алханай и ее окрестностях сложено много легенд и сказаний.

Легенды Алханая

Этимология названия «Алханай» связана с древними бурятскими легендами. Одна из версий происхождения названия от бурятского «Алаг Хан», что в переводе на русский значит Пестрый Владыка. Его назвали пестрым возможно потому, что гольцы гор в Алханайском национальном парке покрыты каменным лишайником, который раскрашивает горы яркими пятнами.

Существует легенда об Алаг Хане. Это был могучий богатырь, очень красивый, с пламенным взором, в прекрасных одеждах, украшенных серебром и золотом. У него был огромный богатырский белоснежный конь, его копыта дробили камни и высекали искры, когда он мчался по степи, а из ноздрей искрилось пламя. Богатырь владел волшебной плетью, удары которой прогоняли беды.

Однажды на людей нагрянуло несчастье, черная беда – хара зуд, которая истребляла все живое – людей и скот, они умирали один за другим. На помощь людям пришел Алаг Хан. Своей магической плетью он стал бороться с напастью. Он хлестал ею, и беда исчезала, сходила на нет. Так он проскакал на своем белом коне с плетью в руках по всем окрестностям, из улуса в улус и прогнал хара зуд.

Люди вновь зажили счастливо, в благоденствии и достатке. Но пришла новая беда, страшнее прежней, огненная – халуун зуд. Снова все живое стало умирать. Сначала погибли слабейшие – старики и дети, затем огненный жар стал убивать мужчин и женщин.

С этой бедой плеть Алаг Хана справиться не могла. Богатырь долго думал как справиться с бедой и придумал. Он превратился в горную гряду и загородил людей скалами от халуун зуд, преградил огненному злу дорогу. С тех пор эта гряда лежит на краю степи и самая высокая вершина в ней – Алхана или Алаг Хан – священная для бурят.

Откуда пошло название «Алханай»

Другая легенда рассказывает о хоринской княжне Бальжин Хатан. Ее отдали в жены сыну монгольского хана Буубэй-Бэйлэ хана. Родственники мужа невзлюбили Бальжин. Тогда супруги решили вернуться обратно в Забайкалье, бежать от злых родственников. У подножия высокой горы их настигла погоня.

Чтобы задержать преследователей, Бальжин отрезала правую грудь и бросила позади себя – образовалось молочно-белое озеро. Это озеро и сейчас существует и носит имя прекрасной княжны – Бальзино. Но враги преодолели препятствие и стали ее нагонять.

Они схватили Бальжин не верхушке той самой горы. Последним криком княжны было – «Алханы!», что в переводе значит «Убивают!». Так она дала имя месту, на котором погибла.

История Алханая

Фото Храма Ворота, Hram VorotaУ Российских ученых есть обоснованная исторически версия (с которой спорят монгольские ученые), что отец монгольских народов Чингисхан родился в долине реки Онон, которая протекает недалеко от национального парка Алханай. Все речки и ручейки, стекающие с его гор, впадают в Онон. На левом берегу реки, посреди степи есть памятники поклонения, связанные с именем великого хана.

Алханай и Чингисхан

Один из них, самый известный – Чаша Чингисхана. Это огромный валун, покоящийся на нескольких валунах поменьше. Еще ее называют скала Камень-Котел, потому что своей формой она напоминает древний сосуд трипод.

Недалеко от него расположены еще несколько таких скальных останцев. После дождя в углублениях и трещинах на их вершине собирается вода. В одном из них есть еще один памятник – углубление в форме стопы, ванна, наполненная водой, которая, по мнению местных жителей, лечит болезни. Это След Чингисхана.

Но два этих памятника, связанных с именем Чингисхана, не связаны с Алханаем, они лишь объясняют, почему предания бурят говорят о том, что на горе Алханай был постоянный дозор Чингисхана.

Гора Алханай  самая высокая точка этих мест и  с вершины ее открывается обзор на много десятков километров вокруг. Застава на вершине Алханая позволяла за много километров обнаружить врагов Великой монгольской империи.

Шаманизм на Алханае

В добуддийские времена на территории национального парка Алханай жили шаманы и совершали там свои культы и обряды. Они тоже издавна почитали это место.

Особенно почитали Храм Ворота – огромную скалу в форме арки. Под аркой могло одновременно пройти 6 навьюченных верблюдов. На внутренних стенах арки изображены рисунки первобытных людей – петроглифы.

Фото Храма Ворота, Hram Vorota

В давние времена люди называли ее «скала с дырой». Когда местных жителей кусали бешеные собаки или волки, или люди чем-то заболевали, их проводили под аркой, и они излечивались. Так излечивали не только людей, но и домашний скот. Когда одолевали эпидемии и болезни, местные приходили к скале, приносили подаяния и молились о том, чтобы боги и духи им помогли. И они, видимо, помогали.

Издавна в этих местах наблюдались не только целительные чудеса, но и различные сияния и свечения. Наверное, поэтому это место силы притягивало шаманов. В середине 19 века на Алханае практиковало до тридцати шаманов.

Буддизм на Алханае

Именно в это время на священную гору пришел первый лама из Цугольского дацана – Шагдар Намнанай. Он стал медитировать недалеко от Храма Ворота. Местные жители построили ему домик и подкармливали его. Было это в 1859 году.

Домик ламы Шагдара Намнанай, House of Lama Shagdar Namnanay

Но шаманам такое соседство не нравилось, и они насылали на ламу разные проклятия и вредили ему всячески. Им удалось его выжить – Шагдар Намнанай ушел, но потом шаманы пожалели об этом.

Из Алханая Намнанай пошел в Тибет, где набрался силы для борьбы с шаманами. Он встретил там учителя, который многому его научил. А когда лама уходил обратно, учитель подарил ему стрелу, обвязанную разноцветными ленточками (хадаками).

Когда Шагдар Намнанай вернулся на Алханай, он воткнул эту стрелу в землю у Храма Ворота. Таким образом, он оградил эту землю от действий шаманов и провозгласил Алханай буддийской землей.

Он позвал всех шаманов и объявил им, что это больше не их территория – теперь они должны уйти. Конечно, шаманы его не послушали и остались. Но жизнь их стала невыносимой – они не могли справиться с ламой, стали болеть и постепенно вынуждены были все уйти оттуда.

Алханай священная буддийская святыня

Он поставил на вершине горы Алханай обоо (место поклонения местному духу, хозяину горы), а под аркой Храма Воротабуддийскую ступу и стал проводить обряды почитания, буддийские подношения, медитативные практики. Фото Ступы у Храма Ворота, Hram Vorota

Позже на Алханай приезжал Дечен гэгэн, Ринпоче (высший лама) и подтвердил, что это не простое место, а тут обитает Идам Чакрасамвара (буддийское божество, одно из воплощений Будды) с защитниками и дакинями (женскими духами, носителями тайных учений). Он это доказал поведя несколько медитативных практик.

Так же он установил, что многие скалы в Алханае священны и в каждой живет какое-нибудь божество.

На Алханай приезжали и другие гэгэны – Туган Ринпоче и Сэ Римпоче. Они тоже подтвердили своими медитативными практиками и буддийскими ритуалами, что Алханай – это благодатная земля, дом Идама Чакрасамвары.

Вблизи Храма Ворота обнаружили пещеру Божества Дэмчог (Чакрасамвары). И у этого места стали постоянно проводить хурал молебен.

В 1911 году Жимба Жамгарсан гэгэн, посетив Алханай, подтвердил это. Еще он определил, что в скалах вокруг Храма Ворода живут дакини Ваджравараха (Юм Падма Доржин орон), Ваджрайогини (Наро Хажод), Что вход в пещеру Чакрасамвары охраняют дакини Сындымы и многие другие.

С тех пор появлялись целебные источники, обнаруживались обители разных божеств, и все великие ламы, посещавшие Алханай продолжали подтверждать, что Аханай – обитель Идама Чакрасамвары.

Алханай святыня и туристическая достопримечательность

В 1991 году это священное место посетил Далай-Лама XIV. Он провел молебен и наказал охранять природу этого места, так как она была подвержена в то время загрязнению. Нерегулируемое никем паломничество разрушало экосистему Алханая.

Вид с Димчиг-Сумэ, Алханай святыня и туристическая достопримечательность, National Park of AlkhanaiС тех пор началась работа над проектом Национального парка. И с 15 мая 1999 года Национальный парк Алханай в Агинском бурятском автономном округе начал свою историю.

Сейчас Алханай — священное для буддистов место, место религиозного паломничества, а также известная туристическая достопримечательность, посетить которую каждый год приезжает огромное количество народа с различных регионов России и даже из-за границы. 

Ну а в следующей статье вы сможете узнать немного больше об Алханае и его туристических условиях, религиозных мест паломничества и достопримечательностях.

Авторы фотографий национального парка Алханай: Анастасия Свинкина, Артем Вершинин, Елена Щепетова

2 КОММЕНТАРИИ