Сегодня мы поговорим о самых распространенных мифах о капоэйре постараемся опровергнуть или подтвердить их, узнаем есть ли в капоэйре боевой искусство или только лишь шоу составляющая, есть ли настоящие удары в капоэйре? Можно ли разобраться в капоэйре в одиночестве без мастера?
Знают ли мастера о капоэйре все, а также стоит ли делить капоэйру на виды стили и подобное, и почему это разделение происходит в наше время.
- 1.10.5 «Почему капоэйру разделяют?»…
- 1.10.6 «В капоэйре нет ударов» …
- 2.1.1 «Не верьте всему, что»…
- Не знаешь что делать – спроси у мастера (мудреца)!
- 2.2.1 « Компетентен в капоэйре?»
- Я знаю, что ничего не знаю!
- Легко ли быть добрым и справедливым ко всем?
- 2.2.2 «Вызывает революцию в среде, для которой он предназначается»…
- 2.2.3 «Капоэйристы, не имеющие никакой поддержки»…
1.10.5 «Почему капоэйру разделяют?»…
«Почему капоэйру разделяют?
- Для публики, для демонстраций;
- Для защиты от агрессора, скрытое;
- Это атаки, удары и прочее»… (21b, 18-20)
Существует также и «боевая капоэйра», которая обучает эффективному сражению на улице и защите от нападающих, причем даже от вооружённых.
В капоэйре вообще существует достаточно много различных техник, и следует четко понимать, в какой ситуации их применять, а в какой – нет. Поэтому надо четко осознавать, что, если вы «играете» с очень опытным капоэйристом, то он, скорее всего, не делает и двадцати процентов тех техник, которые знает, так как сейчас они не соответствуют месту, времени, ритму или настроению данной игры.
Действительно мудр и осознан именно тот капоэйрист, который не делает всегда «все подряд», но четко осознает, что и когда ему нужно применять. Капоэйра настолько многогранна, что искусство точно понимать, что и когда уместно, является необходимым «хорошим тоном» для хорошего капоэйриста.
1.10.6 «В капоэйре нет ударов» …
«Почему говорят, что в капоэйре нет ударов? Если капоэйра не имеет ударов, то и кабокло не боролись, а наго не упражняются в батук и в танцах кондобре. Батук – это борьба, кандобре же раскрепощает тело. Так говорили они: «жинга, сын мой, для того, чтобы избежать когтей нападающего». И отныне это не дает мне покоя»… (21b, 21-23; 22а, 1-6).
Многие люди, которые никогда сами не играли капоэйру, утверждают, что капоэйра – это просто танец, и она не имеет ударов. Естественно, это не так, и тот, кто играет настоящую капоэйру, знает это не понаслышке.
И не просто так капоэйристы «получили в помощь» хитрость и раскрепощение тела, которым бы позавидовали многие мастера боевых искусств, которые делают непредсказуемыми их удары, а тела защищают от атаки.
2.1.1 «Не верьте всему, что»…
«Не верьте всем, кто говорит, не обманывайте себя, стремитесь увидеть сами с помощью Анголы, или спросите своего мастера, чтобы он дал какие-либо объяснения, пусть и не все, потому что и сам он имеет секреты!»… (68а, 3-5)
Это еще один невероятно глубокий совет мастера в стиле самых высоких духовных традиций. Дело в том, что обычный человек практически никогда не может сам объективно оценить ситуацию, в которой оказался.
Человеку почти всегда кажется, что он либо хуже, либо лучше, чем есть на самом деле, или что ситуация, в которую он попал, является исключением из правил. Но, как ни парадоксально, если бы его друг очутился в той же ситуации, он бы легко ему подсказал, как поступить более мудро, но сам он наверняка поступит совершенно противоположным образом. То есть, совсем не мудро.
Таково свойство психики практически всех людей, которые пока еще не являются «просветленными учителями», и, зная об этом «умении» человека «постоянно заблуждаться» и воспринимать ситуацию не такой, какая она есть на самом деле, все духовные учения имели специальных людей — мудрецов, к которым ученики обращались за советом.
И действительно, когда человек находится «внутри» какой-то эмоционально сложной ситуации, он почти всегда поступает неверно, соответственно своим сумбурным мыслям и сиюминутным странным порывам.
Поэтому раньше мудрые молодые люди, например, никогда не женились без благословения родителей, а такие браки практически никогда не распадались.
Сегодня же молодые люди женятся даже вопреки воле родителей, так как считают их «глупцами с устаревшими ценностями». И более восьмидесяти пяти процентов браков распадается уже в первые десять лет совместной жизни. А затем эти же молодые люди идут к своим родителям и плачут, что те «как всегда, были правы».
Не знаешь что делать – спроси у мастера (мудреца)!
Это закономерно, потому что в данном вопросе без определенных знаний вы более чем в девяноста процентах случаев будете ошибаться с выбором, так как не знаете, по какому критерию «правильно» оценивать избранника.
А так как критерии современных молодых людей очень часто неправильны, то почти все браки обречены, если не подкреплены глубоким духовным знанием, пониманием и мудростью, которой современная молодёжь не обладает.
То же самое происходит и в сфере бизнеса. Сегодня распадается большинство бизнесов в первые же годы их существования, но кто из «горе-предпринимателей» попросил совета у более мудрого и опытного бизнесмена? Естественно, этого не сделал практически никто, и результат получился соответствующий.
Представьте себе, девяносто девять процентов неприятностей в вашей жизни – это результаты ваших неправильных решений. И если бы вы каждый раз, принимая решение, хотя бы в уме сверялись с какими-то «высшими духовными знаниями» или наставлениями мудрецов, то процент ваших неудач был бы гораздо меньше, а жизнь – более счастливая.
Поэтому не верьте всему тому, что говорят другие, и не верьте даже тому, что вы сами думаете и чувствуете, особенно если ваше сегодняшнее мнение говорит вам нечто противоположное тому, что говорят мудрецы или духовные учителя.
Решили изменить жене — почитайте духовную книгу и наставления мудрецов, решили сесть пьяным за руль – посмотрите на уровень смертности пьяных водителей, решили жениться — посоветуйтесь с настоящими друзьями и родителями.
Хотя, конечно же, будет лучше, если вы будете советоваться именно с мудрыми людьми, например, с мастерами капоэйры или духовными учителями. А если такой возможности нет, то надо «стремиться увидеть верное решение самостоятельно, не затуманенным взглядом», плюс, очень желательно сверится с правильными духовными книгами.
Сегодня это, наверное, самый непопулярный совет, который можно дать молодежи, но его приходится давать, ибо люди стали ошибаться так часто, что вся их жизнь уже становится практически одной большой ошибкой и недоразумением.
2.2.1 « Компетентен в капоэйре?»
«Друг хочет знать, сам-то я, будучи капоэйристом, компетентен в капоэйре? Нет. Иначе бы я соответствовал миру физической культуры, и он бы меньше меня игнорировал.
Однако, в этой науке капоэйры, всегда есть и будет необходимость думать о людях с хорошим чувством и доброжелательностью. Это удивляет тех, кто отвернулся от меня. Почему? Да потому, что меня поддерживают те, кто желает помогать и учиться хорошему вкусу»… (68b, 3-10)
Это еще более удивительный по степени мудрости отрывок. Мастер честно признает, что он «совершенно не компетентен» в области капоэйры и физической культуры как таковой. Так как он себя оценивает не по поступкам или своим собственным «неразумным и беспечным мыслям», а по конкретным результатам, которые, к сожалению, далеко не всегда были на сто процентов удачными.
Но кто же из нас скажет, что в своей жизни мы всегда добивались успеха? Кто из нас скажет, что он на все сто процентов компетентен в своей профессии, полностью уверен в своем выборе и абсолютно мудр? Конечно же, так поступит только самый последний глупец.
Я знаю, что ничего не знаю!
Мудрецы древности говорили: «Я знаю, что ничего не знаю». Естественно, их «незнание» было в тысячи или даже сотни тысяч раз более мудрым, чем «знания» людей, считающих себя всеведущими.
Мастер продолжает свою мысль словами, что, несмотря на то, что он не полностью уверен в каждом своём действии, он всё же знает одно: необходимо думать о людях ВСЕГДА с «хорошим чувством, и доброжелательностью».
Это несколько удивляет современных людей, привыкших всех подозревать, ненавидеть и враждовать со всеми, относясь с добром только к самым родным им людям. Да что там – сегодня многие ненавидят и ругают даже собственных друзей, родителей, детей, мужей и жен.
Легко ли быть добрым и справедливым ко всем?
Но что делать. Да, путь доброты – это нелегкий путь. Идущих по этому пути уже не раз и распинали, и закидывали камнями на протяжении истории человечества. Поэтому дорога «любви и доброты» кажется абсурдной и глупой большинству людей, которые первыми отвернутся от того, кто ей следует.
Безмерная доброта и любовь всегда вызывала у других большую зависть, а также боль из-за того, что они сами не могут испытывать данное чувство. Поэтому легче отвернуться от такого человека, чем иметь у себя «под боком» постоянное напоминание о том, что ты живешь «как глупец», ведь это самая сильная боль, что может испытать человек.
Действительно, душевная боль несравнима даже с физической, поэтому многие люди так и остаются жить в невежестве даже после всех возможных наставлений. Ведь менять себя, несмотря на душевную боль, под силу не каждому. А, как известно, очищение от такого количества накопившейся грязи не может проходить без боли и усилий, хотя они и незаметны другим людям.
Так что мудрые капоэйристы и духовные учителя молчат о своем «настоящем» знании в окружении большинства людей, приоткрывая завесу лишь тем, «кто действительно и страстно желает помогать и учиться хорошему вкусу». Причем делают это очень осторожно, считая, что порой лучше недодать, чем дать слишком много. Именно поэтому мастер в прошлом отрывке и утверждал, что у других мастеров могут быть свои «секреты».
В противном же случае, если человек возомнит себя «мессией» и захочет распространять это знание, то не стоит надеяться на «легкую и счастливую жизнь». Ведь жизнь мессии, как мы знаем из истории, невероятно «опасна и трудна», хоть и благородна.
Причинять душевную боль своим «хорошим примером и мудрыми словами» большой толпе людей – это невероятное безумство и смелость, которая почти всегда заканчивается большими неприятностями и неблагодарностью.
Но не пугайтесь: путь капоэйриста настолько обширен и многогранен, что становиться мессией совсем необязательно, ведь есть еще много более популярных чудесных и замечательных вещей в капоэйре, которым можно обучить других людей, например, прыгать сальто или делать хорошую акробатику. А затем уже некоторым «избранным» давать большее знание, ну, или не давать его, на ваше личное усмотрение.
2.2.2 «Вызывает революцию в среде, для которой он предназначается»…
«Нет ничего странного, что в спортивной среде, тем более в капоэйре Ангола, при появлении работы, такой как эта, хорошо обучающая, вызывает революцию в среде, для которой он предназначается.
Этот центр принес новый луч света в спортивный мир капоэйры; и если не было принято прежде, «…» то в настоящее время уже принимается хорошо, доброжелательно»… (68b,10-17)
Вот об этом я и говорил. Желание и стремление нести подобные мысли, как делал мастер Паштинья, в самом начале вызывает определённое негодование в среде обычных людей.
Но и с другой стороны, даже если люди прежде не имели подобных знаний, все равно «истинное» знание рано или поздно все-таки доходит сначала до «избранных», и они постепенно начинают его воспринимать очень даже доброжелательно. Затем уже постепенно оно доходит и до всех остальных, как и любая другая революционная идея.
Другой вопрос, происходит это при жизни человека, распространяющего эти знания, или, так сказать, «посмертно».
2.2.3 «Капоэйристы, не имеющие никакой поддержки»…
…«существует много вариантов: капоэйристы, не имеющие никакой поддержки, разделенные невежеством и гордостью на несущественные классы, в них ничего хорошего не увидишь и не примешь, почему?»… (69, 3-6)
В этом отрывке говорится о критике в сторону тех капоэйристов, которые разделяют в своей голове, а тем более в своем сердце, капоэйру на различные виды, типы и стили, особенно капоэйру режионал и анголу.
Мастер Деканио говорит, что более разумно «принять истинную капоэйру, игру капоэйры, откуда вышли два стиля, созданные двумя величайшими мастерами капоэйры Бимбой и Паштиньей.
Первые студенты Бимбы (что уж говорить об остальных!) во время «игры внутри» или во время «игры внизу» не могли найти отличий между стилем Бимбы и Паштиньи.
Вся разница заключается в правилах! В стиле Паштиньи запрещается выполнять некоторые движения, к которым, однако, вполне терпимо, и даже с одобрением, относился Бимба.
Режионал, по словам Паштиньи — это та же капоэйра Ангола: «Там нет таких модификаций, из-за которых потерялось бы драгоценное значение капоэйры».
Также мастер Деканио утверждает, что уверен в пользе игры капоэйристов с различными «стилями» между собой, так как такие игры позволяют открывать новые грани в этом чудесном знании, а также дарят необычный и бесценный опыт. С чем я лично, конечно же, более чем согласен.
Обычно проблема состоит лишь, как я уже говорил, во взаимном уважении представителей разных стилей. И я уже не говорю слова «любовь», так как сегодня это уже невероятная редкость между представителями разных стилей в традиционных школах капоэйры. К стыду этих великих мастеров, конечно же, занимавшихся одним общим делом – развитием и популяризацией капоэйры.
Надеюсь, мы с вами таки смогли развенчать самые странные, но укоренившиеся мифы о капоэйре под руководством самого Мастера паштинья, ну а в следующей статье мы с вами поговорим что является главным в капоэйре и на что следует обращать внимание капоэйристам прежде всего.