Сегодня мы поговорим о роли уважения мастера и других учеников в обучении капоэйры. А также в рамках моей новой книги о капоэйре вы узнаете , о том, как долго надо учиться капоэйре и почему?
1.4.23 «Моя профессиональная вера»…
Деканио добавляет: «Я – капоэйрист… у меня был хороший мастер! Такова благодарность истинного ученика к учителю, послушника к своему гуру, прочная связь духа капоэйры c мастером, что формирует ученика. И нет ничего ни более выразительного, ни более краткого!»
И действительно, безупречная вера ученика в своего мастера в капоэйре играет ничуть не меньшую роль, чем такая же вера, например, в йоге.
Между ними на основе «безупречного» уважения формируется некая прочная энергетическая и ментальная связь, без которой нельзя как следует обучать и обучаться столь сложным вещам в такой короткий промежуток времени.
Почему в капоэйре так важно уважать мастера?
Давайте более детально обсудим, почему в капоэйре так важно уважение (респеита), по праву считающееся одним из самых главных, если не самым главным аспектом во многих учениях и в обучении вообще.
Наверняка многие видели, как даже контрмастера (звание предыдущее перед мастером и тренироваться надо минимум 15 лет) ходят за мастерами «по пятам» и на любое слово мастера отвечают одинаково: «Да, мастер, я слушаю. Да, конечно, сейчас сделаю».
Если между вами и кем-либо ещё нет уважения, то, что бы вы другому человеку не говорили, он просто этого не поймет. Он даже, скорее всего, вас и слушать не будет, а если и будет, то не сможет оценить пользу сказанного, а тем более – применить это на практике.
А вот если уважение между людьми есть, то они поймут друг друга, даже общаясь на разных языках – в этом вообще нет проблемы.
Так что уважение, как таковое, даже важнее одного общего языка для понимания. Поэтому обучаться у человека, которого ты не уважаешь, еще хуже, чем у марсианина. Такие уроки будут практически бесполезны, а возможно и даже вредны для вас.
Если есть уважение, то вы сможете понять даже глухонемого по глазам, а если нет уважения вообще, то вы не поймете, что вам говорят, даже если учителем капоэйры будет ваш отец. Понимание – это уважение. Они очень тесно взаимосвязаны.
Зачем нужно уважение?
Уважение – это то, что объединяет сердца людей. Поэтому мостик к быстрому получению знания – это именно уважение. А путь быстрой передачи объемного и непростого знания от сердца к сердцу – это большое уважение и даже преданность.
Многие эзотерики говорят, что уважение – это, возможно, основа вообще всего. Что вещи, которые у нас в жизни получились, были так или иначе следствием уважения к кому-то, а вещи, которые у вас по тем или иным причинам не вышли, были следствием неуважения или недостаточного уважения к другим людям, к себе или даже к важности окружающих вас вещей, событий и явлений.
Так что именно уважение – это основа успеха, прогресса, нашей культуры. Более того, даже если мы с кем-то боремся, а тем более, играем с кем-то, то именно уважение к этому человеку дает нам шанс правильно оценить его силу и способности, а также предугадать его действия. Так как если не будет уважения, то не будет прямой общей с ним связи (это практически как первые шаги к телепатии и настоящему развитию интуиции.)
Поэтому легче победить противника, если ты его уважаешь. И более того, на востоке говорят, что если ты уважаешь своего противника, то ты уже победитель, независимо от того, как пройдет ваше противостояние. Так как в первую очередь ты уже смог победить самого себя и свои негативные эмоции, что уже огромный шаг к осознанности, просветлению и тому подобному. Чему и учит капоэйра, постоянно намекая на проявление уважения.
Есть мнение, что объединиться основным стилям капоэйры не дает небольшое уважение капоэйристов, представляющих разные направления капоэйры, друг к другу.
Хотя многие современные мастера пошли по пути одинакового уважения всех стилей капоэйры и практикуют одновременно и капоэйры анголу, и контепоранью, и режионал. Да и многие капоэйристы играют с удовольствием по правилам и традициям любого другого стиля, так как правила, по сути, одни: уважать чужие правила и традиции, а также жить капоэйрой.
Кроме того, уважение к своему мастеру можно и даже нужно сравнивать с уважением к своему отцу, тем более, что многие культуры утверждают, что тот, кто дал высокое физическое, а тем более духовное знание, реально является для вас «вторым» отцом. А не уважение своего отца приравнивается к большому греху и сразу же перекрывает удачу в жизни и высокое положение в обществе.
Поэтому, что бы ни происходило, уважение к своему учителю не может (как минимум не должно) исчезнуть, как не может исчезнуть и уважение к родителям. Мастера также нельзя сменить, так как первый мастер уже до конца дней останется вашим первым отцом в капоэйре.
Если вы хотите расти дальше и получать новых учителей, при этом, не забывая предыдущие уроки и опыт, просто вам надо развивать в себе еще больше уважения и любви, чтобы хватило на всех.
Чем дальше мы учимся, тем больше понимаем, насколько ценные уроки нам дали наши первые учителя и как сильно они изменили нашу жизнь и мировоззрение к лучшему. По сути, это – бесценный дар мастера или учителя, расплатиться за который просто невозможно, поэтому уважение к мастеру должно быть практически бесконечным.
Вот такая интересная психология: если мы хотим иметь больше учителей, то надо чувствовать все больше уважения, распространяя его на всех людей, кто так или иначе тебя учит.
Но если мы перестаем уважать кого-то из первых учителей, то сразу же теряем силу преемственности, тогда в жизни все начинает изменяться в худшую сторону. Можете даже проверить, если не верите.
1.4.26 «Было это воспитание не три месяца»…
«Я так тебе скажу, я начал воспитывать себя сам в этой игре через силу воли, и было это воспитание не три месяца, не меньше, ведь это очень малый срок. Потому-то я и скачу, прыгаю, проворен и ловок, я имею игру тела и трюки, финты, чтобы ускользнуть, освободиться от агрессора, мои ноги служат мне и голова» … (9b, 1-7)
Здесь все очень просто: капоэйре и всему вышеперечисленному невозможно научиться очень быстро. Я уже упоминал эту закономерность в своей книге о «мудрости мастеров боевых искусств». Очень часто виды боевых искусств, в которых люди очень быстро учатся хорошо драться, способствуют духовной деградации человека.
Ведь многие современные «быстрые» искусства уже названы восточными мастерами «СПИДом боевых искусств». Они привлекательны и учат быстро драться, но при этом не учат, зачем именно нужно драться, и необходимо ли это вообще. И обычно сознание таких людей только деградирует от дальнейшего обучения таким боевым искусствам.
И все равно данные бойцы дерутся достаточно предсказуемо и прямолинейно, в то время как опытный капоэйрист может бить действительно с любого положения и практически любой частью своего тела, что само по себе ценно, но не так быстро в изучении.
Можно сравнить с фаст-фудом: с виду все красиво, готовят очень быстро и довольно вкусно, но если так питаться часто, умрешь ты довольно быстро и от достаточно непредсказуемых болезней. А если будешь питаться так каждый день, то умрешь менее чем через полгода. Хотя необратимые последствия для твоего организма и разума наступят уже через 2-3 месяца.
Вот такую цену мы платим за «ускоренное обучение боевым искусствам», становясь бездумными калеками. За «ускоренное и вкусное питание» мы расплачиваемся, теряя свое здоровье, разум и энергию, за «ускоренное сближение с понравившимися людьми» — тем, что довольно быстро остаёмся нелюбимыми и одинокими, за «ускоренное получение профессии» — тем, что в результате получаем квалификацию дворника или каменщика вместо банкира или писателя.
Можно быстро научиться делать много отдельных простых вещей: можно научиться драться, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, прыгать сальто, философствовать и многое другое.
Но проблема в том, что все эти вещи по отдельности не приведут к счастливой и осознанной жизни. Поэтому, если вы хотите стать гармонично развитым человеком, то стоит выбрать именно гармонично и всесторонне развивающее искусство, а в первую очередь, на развитие своего характера и разума.
Поэтому мастера и тренера предупреждают заранее, что путь капоэйры – не быстрый путь, его нельзя пройти за три недели, за три месяца, даже за три года.
Скорее всего, что и через тридцать или пятьдесят лет вы еще не сможете сказать, что до конца выучили все необходимое и узнали все важное.
Но зато путь обучения капоэйре это счастливый путь – путь, который имеет и «душу и сердце». Путь, по которому можно только идти, но который невозможно пройти до самого конца.
Поэтому правильным ответом на вопрос, как долго нужно учиться капоэйре, будет «всю жизнь», зато это будет счастливо прожитая жизнь и подарок другим людям ищущим правильный путь, так что не стоит этого бояться, этим можно даже гордиться. Ну а в следующей статье вы узнаете какое оружие используют в капоэйре настоящие капоэйристы.