Сегодня мы обсудим почему в капоэйре так важно пение, зачем в капоэйре поют песни и играют на музыкальных инструментах, и зачем вообще музыка существует в капоэйре. И все это как всегда в рамках моей новой кароэйра книги…
1.4.30 «Друзья, почему вы не поете?»…
И действительно, вполне обоснованным будет заявление, что именно пение и музыка является самым главным в капоэйре.
По сути, музыка в капоэйре и есть сама «душа капоэйры». Так сказать, ее внутренняя наполненность, без которой даже «духовная» игра двух людей превращается в обыкновенную гимнастику, вид спорта или уличную драку.
Как человек абсолютно бесполезен без души и без жизни, так и капоэйра является мертвой без оживления ее с помощью музыки, пения и ритма. Поэтому сразу же и теряется «вся магия и логика капоэйры», как только люди перестают петь и играть.
Мастер Деканио дополнительно поясняет: «Старый мастер с присущей ему простотой подчеркивает важность хора, важность объединения участников круга капоэйры в единое энергетическое поле.
Хоровое пение является истинной мантрой! Чтобы насладиться красотой, нужно успокоиться и сконцентрироваться.
Спокойный, печальный ритм, переданный от капоэйристов прошлого, хранится в стиле Паштиньи: игры, а не борьбы!»
Зачем в капоэйре поют песни?
Действительно, когда люди в капоэйре начинают петь вместе, они в кругу объединяются в некое общее «энергетическое поле», которое объединяет вместе их ауры, энергетические поля, а также собирает их общую энергию жизни и активности (Аше) для помощи тем, кто играет в кругу.
Плюс музыка, как минимум, пение – это определенные мантры меняющие сознание, они есть как почти во всех религиях, так и в йоге. Кроме того, ведические знания, пришедшие к нам из славянских, утверждают что только через звук можно понять многие вещи по-настоящему и изменить свое сердце, поэтому так важно петь и также говорить о капоэйре с мастерами, а не только тренироваться физически.
Пение как отдельная духовная практика
К тому же, многие песни сами по себе духовны, так как в них упоминается Бог, некоторые святые, ориша и т.д. А повторение имен святых может с ними объединять, даря нам некоторые их качества. Повторение же имени Бога, а тем более, его прославление – одна из главных и самостоятельных практик многих учений, по слухам, дарящая много полезных «побочных эффектов» для нашей души и тела.
Помимо всего прочего, пение – это очень хорошая тренировка легких, увеличивающая их силу и объем. И не секрет, что сегодня самые лучшие пловцы используют для развития легких именно дыхательные практики из йоги и пение мантр.
Поэтому само по себе пение — это отличная тренировка всей дыхательной системы, позволяющая получить очень выносливые легкие и намного меньше уставать во время реальной физической активности и «игры».
Кроме того, пение в группе людей – это и неплохой тренинг по коммуникабельности и уверенности в себе.
Обычному человеку такое пение хорошо помогает развить множество социальных качеств, убрать стеснение и неуверенность в себе, приобрести умение держать себя на людях, поставить правильный, сильный и уверенный голос. И еще много чего другого, для чего в капоэйре важно пение, что уже не так явно проявляется и требует более длительного объяснения.
1.4.31 «Для смелости»…
«Не желайте учить капоэйру для смелости, но учите ее для защиты своей физической неприкосновенности, потому что однажды у вас возникнет необходимость использовать ее для самозащиты. И она защитит вас от любого агрессора вооруженного бритвой, ножом, серпом или другим оружием»… (10b, 17-23)
Это действительно так. Не следует учить капоэйру как боевое искусство, вырабатывая в себе гордыню, которая станет причиной многих бед в дальнейшем.
Хотя при этом капоэйра может научить «осознанного и смиренного» человека защищаться от практически любого оружия и в любой ситуации. Ведь почти не бывает таких ситуаций, из которых нельзя было бы найти выход с помощью хитрости, смирения и мудрости.
Капоэйра на мой взгляд является одним из самых «прогрессивных и эффективных» видов боевых искусств, и с помощью некоторых техник и, конечно же, с помощью бесконечной импровизации в их использовании также можно противостоять многим видам оружия даже голыми руками. Что, естественно, требует постоянных тренировок и большого опыта, поэтому за месяц, два или три достигнуть этого уровня практически невозможно.
Как справедливо заметил под этим отрывком Мастер Деканио: «Самооборона основана на рефлексах, отработанных ежедневными тренировками. Все зависит от времени и настойчивости, они – как мудрость старцев, сокрытая под белыми волосами — приходят неожиданно, не знамо откуда и как, но в нужное время!
И действительно многие вещи, как в интеллектуальном и духовном развитии, так и в развитии физического тела, просто приходят как бы «сами собой», с годами, после долгих регулярных тренировок и практики.
Сначала – моральные качества, а только потом – сила
Самое главное для практикующего «прогрессивную и духовно развивающую капоэйру» — не пытаться учиться насилию над людьми изначально, так как это приведет к отсутствию контроля над собой, что повлечёт за собой большие проблемы. Это совсем не путь капоэйры, и, естественно, не путь созидания и духовного развития.
В первую очередь нужно учиться именно контролю над собой, своими желаниями, своими побуждениями, мотивами и мыслями. Представьте, что случилось бы, если бы в школе, в день, когда вы сильнее всего были раздражены или обижены на кого-то, вам выдали автомат, полный патронов?
Поверьте, очень многие раздраженные, не умеющие контролировать себя люди и на секунду не задумались бы, а просто высадили бы весь автоматный рожок в своих школьных «друзей» или в учителя. Но в чем же тогда путь созидания и прогресса?
Настоящий путь капоэйры – в том, чтобы сначала получить «соответствующие правильные качества», развить свой характер, а затем уже взять сильное «оружие» в свои руки, чтобы при этом оно не испортило вашу жизнь и вашу душу.
Как, например, без контроля мудрых и любящих ребенка родителей, шоколадные конфеты и гамбургеры с газировкой могут испортить жизнь и здоровье ребенка или наркотики – подростка.
Поэтому сначала просто необходимо искоренить из своего характера этого глупого, «безрассудного ребенка», а вернее – научиться его полностью контролировать. И только потом браться за «настоящее оружие», которое следует использовать только в благих целях.
Ответьте честно, как вы думаете, чтобы случилось бы с государством, если бы завтра всем детям в школах раздали настоящие пистолеты и ножи? Да каждый день бы кто-то в кого-то стрелял»! Ведь дети чаще всего обижаются друг на друга по малейшему поводу. И каждый день каким-то родителям приносили бы новых жертв «этого подарка».
Это происходило бы неизбежно, ведь дети получили бы сначала силу, а только затем – мозги. А скорее всего, они просто решили бы, что мозги тут не нужны, что и происходит сегодня во многих «современных боевых искусствах». Как говорится, сила есть – ума не надо.
Но этого следует избегать в практике капоэйры. Сегодня на тренировках, к сожалению, гораздо большее значение придается тому, чтобы дать новый навык, но мизерное время уделяется тому, чтобы объяснить, как именно и в каких случаях его можно и нужно использовать.
Не забывайте, что огромная сила и огромные возможности – это одновременно и путь огромных соблазнов, поэтому, чем большую силу вы хотите получить в свои руки, тем строже вам следует воспитывать себя, развивая в себе правильные качества. Иначе полученная вами сила уничтожит вашу же жизнь.
Нужные качества не заложены в нас «по умолчанию» с самого детства, их необходимо в себе воспитывать. Иначе практика капоэйры для нас и наших окружающих будет очень вредна и не принесет абсолютно никакого счастья, спокойствия и благополучия. То есть, потеряет какой-либо смысл вообще и будет полностью обесценена.
Именно этим, по мнению мудрого и необычного мастера капоэйры, она и отличается от боевого искусства, и даже принципов самообороны и обыкновенного вида спорта.
Хотя капоэйра – это также же борьба и спорт. Но вот борьба против кого-то или за что-то? Возможно, об этом стоит немного поразмыслить каждому капоэйристу.
1.4.33 «Уметь петь и отвечать»…
«Это обязанность каждого капоэйриста – уметь петь и отвечать, не знать, как петь – не недостаток, но недостаток – не уметь отвечать хору. Людям, которые не поют в хоре, запрещено быть в составе батерии»… (11a, 4-10)
Далеко не каждый человек имеет от природы сильный голос, хорошо запоминает песни и не стесняется петь громко, хотя и этому достаточно быстро учатся практически все капоэйристы.
Но на первых этапах каждому следует хотя бы научиться подпевать и отвечать хору вместе с остальными присутствующими. Подобная практика «общего пения» очень сильно сближает людей, а также, по слухам, создает некое общее энергетическое поле и объединяют энергии всех присутствующих.
Если же все поют, а один молчит, то он выбивается из общей волны и из общего настроя. Поэтому считается, что и новичкам обязательно петь с хором. Даже если они еще не знают, какие именно слова петь, они могут петь просто гласные звуки, чтобы поддержать своих товарищей. Товарищи обязательно почувствуют что вы стараетесь и уважение к вам будет еще больше, даже если у вас все получиться не с первого раза.
Естественно, человеку, не умеющему даже петь, нет смысла играть на музыкальных инструментах в ответственной «роде». Он начнет сбиваться с ритма, если начнет петь, и вот тогда он лишь внесёт разлад в общее настроение. Поэтому на важных и официальных мероприятиях надо чтобы на инструментах играли уже хорошо умеющие, а для тренировок новичков существуют отдельные музыкальные занятия по капоэйре.
Вот и все что для начала надо знать начинающему капоэйристу о музыке в капоэйре, этого вполне достаточно чтобы понять почему так важно пение и музыка в капоэйре и для капоэйристов, приступить к занятиям и начать свои самостоятельные, уже более глубокие поиски в данной теме, которых без сомнения великое множество. Ну а в следующей части нашей капоэйра книги читайте немного подробнее об игре с монетой, или Тику тику в капоэйре…