Друзья приветствую вас на портале обучения и саморазвития, сегодня я расскажу о первом и единственном в Забайкалье национальном парке Алханай, органично объединяющем в себе несколько функций: культовую, природоохранную, лечебно-оздоровительную, научную и туристическую.
На бескрайних просторах Забайкалья, там, где встречаются тайга и степь, сопки и равнина, есть священное место поклонения буддистов – гора Алханай. Территория в 138 тысяч гектар вокруг этой горы в 1999 году была взята под охрану государства.
Но почему же это место привлекает внимание не только буддистов, но и такое большое количество туристов и даже известных ученых?
(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов с профессиональным видео монтажем, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)
https://www.youtube.com/watch?v=qLJHbbVMI-8
Гора Алханай
Вода из этого вулканического озера считается целебной. В окрестностях гольца много интереснейших скальных образований, минеральные источники, бьющие из щелей в скалах, а также здесь можно увидеть даже грязевые вулканы.
Природа Алханая
На склонах горы Алханай в национальном парке представлены все природные экосистемы Забайкалья. Флора и фауна очень богата. Здесь можно встретить высокогорные сосну сибирскую (кедр), можжевельник сибирский, кедровый стланик, лиственницу и березу. А также редкие виды: барбарис сибирский, алтайский лук, перепончатый астрагал и другие растения. Многие из них занесены в Красную книгу.
Фауна в Алханае представлена очень широко. Здесь водятся изюбри, лоси, сибирская косуля, кабарга. Пушные звери – соболь, колонок, рысь, горностай. Традиционные герои русских сказок – бурый медведь, лисица, волк, заяц.
На территории парка Алханай обитают черный аист, лебедь-кликун, гуменник, красавка, беркут, дрофа и другие птицы. Реки и озера населяют 18 видов рыб. В реках есть хариус, ленок, таймень, налим. В озерах – карась, щука, сом, сазан и др.
Археологические памятники Алханая
Также национальный парк Алханай насчитывает у себя множество археологических памятников, поэтому интересен историкам и археологам. На территории парка находятся захоронения древнего народа хунну (они же азиатские гунны), населявшего Забайкалье в 1 тыс. до н. э. Эти захоронения представляют собой скопление камней с вертикальными плитами по периметру могилы. Отсюда еще одно их название – культура плиточных могил.
Местное население Забайкалья наших дней, буряты, издревле почитали Алханай. Там проводили обряды шаманы и молились буддисты. О горе Алханай и ее окрестностях сложено много легенд и сказаний.
Легенды Алханая
Этимология названия «Алханай» связана с древними бурятскими легендами. Одна из версий происхождения названия от бурятского «Алаг Хан», что в переводе на русский значит Пестрый Владыка. Его назвали пестрым возможно потому, что гольцы гор в Алханайском национальном парке покрыты каменным лишайником, который раскрашивает горы яркими пятнами.
Существует легенда об Алаг Хане. Это был могучий богатырь, очень красивый, с пламенным взором, в прекрасных одеждах, украшенных серебром и золотом. У него был огромный богатырский белоснежный конь, его копыта дробили камни и высекали искры, когда он мчался по степи, а из ноздрей искрилось пламя. Богатырь владел волшебной плетью, удары которой прогоняли беды.
Однажды на людей нагрянуло несчастье, черная беда – хара зуд, которая истребляла все живое – людей и скот, они умирали один за другим. На помощь людям пришел Алаг Хан. Своей магической плетью он стал бороться с напастью. Он хлестал ею, и беда исчезала, сходила на нет. Так он проскакал на своем белом коне с плетью в руках по всем окрестностям, из улуса в улус и прогнал хара зуд.
Люди вновь зажили счастливо, в благоденствии и достатке. Но пришла новая беда, страшнее прежней, огненная – халуун зуд. Снова все живое стало умирать. Сначала погибли слабейшие – старики и дети, затем огненный жар стал убивать мужчин и женщин.
Откуда пошло название «Алханай»
Другая легенда рассказывает о хоринской княжне Бальжин Хатан. Ее отдали в жены сыну монгольского хана Буубэй-Бэйлэ хана. Родственники мужа невзлюбили Бальжин. Тогда супруги решили вернуться обратно в Забайкалье, бежать от злых родственников. У подножия высокой горы их настигла погоня.
Чтобы задержать преследователей, Бальжин отрезала правую грудь и бросила позади себя – образовалось молочно-белое озеро. Это озеро и сейчас существует и носит имя прекрасной княжны – Бальзино. Но враги преодолели препятствие и стали ее нагонять.
Они схватили Бальжин не верхушке той самой горы. Последним криком княжны было – «Алханы!», что в переводе значит «Убивают!». Так она дала имя месту, на котором погибла.
История Алханая
У Российских ученых есть кстати довольно обоснованная исторически версия (с которой правда спорят монгольские ученые), что отец монгольских народов Чингисхан родился в долине реки Онон, которая протекает недалеко от национального парка Алханай.
Все речки и ручейки, стекающие с его гор, впадают в Онон. На левом берегу реки, посреди степи есть памятники поклонения, связанные с именем великого хана.
Алханай и Чингисхан
Один из них, самый известный – Чаша Чингисхана. Это огромный валун, покоящийся на нескольких валунах поменьше. Еще ее называют скала Камень-Котел, потому что своей формой она напоминает древний сосуд трипод.
Недалеко от него расположены еще несколько таких скальных останцев. После дождя в углублениях и трещинах на их вершине собирается вода. В одном из них есть еще один памятник – углубление в форме стопы, ванна, наполненная водой, которая, по мнению местных жителей, лечит болезни. Это След Чингисхана.
Но два этих памятника, связанных с именем Чингисхана, не связаны с Алханаем, они лишь объясняют, почему предания бурят говорят о том, что на горе Алханай был постоянный дозор Чингисхана.
Гора Алханай самая высокая точка этих мест и с вершины ее открывается обзор на много десятков километров вокруг. Застава на вершине Алханая позволяла за много километров обнаружить врагов Великой монгольской империи.
Шаманизм на Алханае
В добуддийские времена на территории национального парка Алханай жили шаманы и совершали там свои культы и обряды. Они тоже издавна почитали это место.
В давние времена люди называли ее «скала с дырой». Когда местных жителей кусали бешеные собаки или волки, или люди чем-то заболевали, их проводили под аркой, и они излечивались. Так излечивали не только людей, но и домашний скот. Когда одолевали эпидемии и болезни, местные приходили к скале, приносили подаяния и молились о том, чтобы боги и духи им помогли. И они, видимо, помогали.
Издавна в этих местах наблюдались не только целительные чудеса, но и различные сияния и свечения. Наверное, поэтому это место силы притягивало шаманов. В середине 19 века на Алханае практиковало до тридцати шаманов одновременно.
Буддизм на Алханае
Именно в это время на священную гору пришел первый лама из Цугольского дацана – Шагдар Намнанай. Он стал медитировать недалеко от Храма Ворота. Местные жители даже своими силами построили ему домик и подкармливали чем могли. Было это в 1859 году.
Но шаманам такое соседство не нравилось, и они насылали на ламу разные проклятия и вредили ему как могли. Более того, им даже удалось его выжить – Шагдар Намнанай ушел, но потом шаманы пожалели об этом.
Из Алханая Намнанай пошел в Тибет, где набрался силы для борьбы с шаманами. Он встретил там учителя, который многому его научил. А когда лама уходил обратно, учитель подарил ему стрелу, обвязанную разноцветными ленточками (хадаками).
Когда Шагдар Намнанай вернулся на Алханай, он воткнул эту стрелу в землю у Храма Ворота. Таким образом, он оградил эту землю от действий шаманов и провозгласил Алханай буддийской землей.
Он позвал всех шаманов и объявил им, что это больше не их территория – теперь они должны уйти. Конечно, шаманы его не послушали и остались. Но жизнь их стала невыносимой – они не могли справиться с ламой, стали болеть и постепенно вынуждены были сами уйти оттуда.
Алханай священная буддийская святыня
Затем он поставил на вершине горы Алханай обоо (место поклонения местному духу, хозяину горы), а под аркой Храма Ворота — Буддийскую ступу и стал проводить обряды почитания, буддийские подношения, медитативные практики.
Позже на Алханай приезжал Дечен гэгэн Ринпоче (высший лама) и подтвердил, что это не простое место, а тут обитает Идам Чакрасамвара (буддийское божество, одно из воплощений Будды) с защитниками и дакинями (женскими духами, носителями тайных учений). Он это доказал поведя несколько медитативных практик.
Так же он установил, что многие скалы в Алханае священны и в каждой живет какое-нибудь божество.
На Алханай приезжали и другие гэгэны – Туган Ринпоче и Сэ Римпоче. Они тоже подтвердили своими медитативными практиками и буддийскими ритуалами, что Алханай – это благодатная земля, дом Идама Чакрасамвары.
Вблизи Храма Ворота обнаружили пещеру Божества Дэмчог (Чакрасамвары). И у этого места стали постоянно проводить хурал молебен.
С тех пор появлялись многие целебные источники, обнаруживались обители разных божеств, и все великие ламы, посещавшие Алханай продолжали подтверждать, что Аханай – обитель Идама Чакрасамвары.
Алханай святыня и туристическая достопримечательность
Ну и наконец в 1991 году это священное место посетил сам Далай-Лама XIV. Он провел молебен и наказал охранять природу этого места, так как она была подвержена в то время загрязнению. Нерегулируемое никем паломничество разрушало экосистему Алханая.
Хотя сейчас все более менее уже восстановилось и это место снова наполнилось туристами и многими паломниками желающими на своем опыту убедить в чудодейственных и духовных его свойствах.
Поэтому в следующий раз, во второй части вы узнаете много больше интересного об Алханае, его уже современных туристических условиях, религиозных местах паломничества и достопримечательностях.
Я родилась в Бурятии, православной веры, прапрабабушка у меня была бурятка по маминой линии, деды казаки. Про гору Алханай не знала до прошлого года. У меня есть дети. У старшего сына в первом браке долго не было детей, брак по настоянию тёщи распался. В прошлом году в начале года вижу сон, что я паломником подымаюсь трудной длинной дорогой прямо из Бурятии в толпе пожилых женщин на гору Алханай. На горе почувствовала, что в моей руке детская ладонь, смотрю -девочка. Понимаю, что она мне очень близка, но не дочь. Смотрю, а на вершине горы много ещё других детей бегают, играют — и мальчики, и девочки. Моя девочка к ним побежала, а мне надо было по крутому склону спуститься вниз к подножию горы с другой стороны, где стоит буддийский храм неописуемой красоты, а рядом из скалы из старых бронзовых кранов бьют 7 святых источников от разных болезней и вода стекается в один ручей — чистый и прозрачный. Я девочке говорю: «ты подожди меня здесь, я спущусь вниз и за тобой вернусь» Смотрю, а там площадка маленькая, огорожена хлипким жердьём, я испугалась, что девочка упадёт и погибнет, взяла её за руки,села на землю, посадила её на колени и съехала с горы, как в детстве по снегу. Умылась внизу в источниках, искупалась в ручье и смотрю вверх, а там крутая лестница. Я подумала, что как я с ребёнком по ней буду взбираться, но тут подходят ко мне женщины бурятки в красивых национальных костюмах и говорят, а вам не обязательно тем же путем возвращаться, можно вернуться на автобусе до станции Могойто, а там на поезде до Улан-Удэ, я так обрадовалась, села на автобус с девочкой, посадила её рядом и поехала домой в Улан-Удэ, и девочке объясняю, что мы сейчас едем на автобусе, а потом на поезде, и думаю, а почему я сюда-то шла долгим тяжелым путем, разве нельзя было сразу так приехать и проснулась. Утром дочери рассказала сон, та для интереса зашла в Интернет, узнать — есть ли такая гора на самом деле и мы были поражены, что да — есть священная гора Алханай, которая у буддистов считается, что на этой горе живут Боги. Через несколько недель, может 2 месяца мне позвонил сын и сказал, что он встречается с девушкой. а она забеременела, что делать, она хочет сделать аборт. Я сказала не давай, женись на ней, это Боги послали тебе дочь. В начале ноября у сына родилась дочка, крупненькая здоровенькая девочка. Слава Богу. Вот такой странный мне сон приснился, до сих пор удивляюсь
Чему удивляетесь то?)