Сегодня мы подробнее поговорим а вернее почитаем о жизни мастера Канжекиньи, узнаем факты автобиографии Мастера Канжекинья и его личную историю записанную с его же слов. Итак начнем, а вернее продолжим читать перевод книги этого необычного человека…
ИМЯ ОТЦА: Жозе Бруно да Сильва.
ИМЯ МАТЕРИ: Амалия Мария да Концейсао.
«По их именам можно заметить, что они не были женаты. Мой отец женился на другой женщине, которой я никогда не знал».
«У моей матери в жизни было много разочарований. Ее жизнь была отчасти жертвенной. Мой отец пренебрег моей матерью и бросил ее. Она была портнихой, и позже стала прачкой».
Я родился в Масией ди Байшу, №6 – над магазином Никанора.
По словам матери, роды принимала Катита — существо, в которое воплощается Косме.
«Когда я был мальчишкой, я был очень непослушным».
«Так вот шли годы, я рос, и однажды моя мать переехала в Жирассол там она стирала одежду, это был тяжелый труд, за который мало платили и она очень страдала понимаешь?
Как-то я пошел в Масией, в магазин и сказал:
муки на пол-тостао
сахара на пол-тостао
лука на пол-тостао
чеснока на пол-тостао
(и парень за прилавком все это дал мне).
Еще моя мать велела мне сказать Вам, сеньор, чтобы Вы отправили со мной кусок вяленого мяса (тогда его еще нельзя было купить на развес) вернувшись домой моя мать приготовила блюдо, что зовется «анжу».
После этого я переехал в Матату Гранжи там, где у Паштиньи была академия это было еще до открытия академия напротив Сангадоуро. Там я частенько ходил в кинотеатры Жандайа и Антиго Олимпия где увидел таких персонажей как Тарзан и Аллигатор так однажды, насмотревшись фильмов, я полез на дерево-авокадо, чтобы сорвать его плод, и когда я сорвал его на ветке появился опоссум я крикнул:
— матушка, смотрите – аллигатор!
она посмеялась и сказала:
— спускайся, сынок.
Так вот и было, я рос и стал обучаться сапожному делу а заработанные деньги я отдавал матери чтобы хоть как-то помочь ей у меня было два младших брата и сестра – Лили.
Когда я увидел страдания моей матери я стал носить обеды для Рубенса, который работал на Таможне, (он зарабатывал по 500 милрейс в месяц) но нам платил гроши денег не хватало моя мать платила за дом всего 30 но нам не хватало прачки тогда получали очень мало.
Вот так вот, я рос. потому я стал перевозить грузы на рынке на ишаке, мне было тогда двенадцать лет все это случилось со мной до двенадцати лет, представляешь? Более того, я уже знал капоэйру.
Однажды, некий сеньор, которого звали Марселино, Бог, видать, его направил, увидел мои страдания в попытках помочь матери ведь я был хорошим сыном и в настоящее время мне помогает Бог. Он, Марселино, сказал:
— подойди сюда, Канжикинья, пойдем со мной, так мы вместе спустились в Матату мы пошли на фабрику, и он сказал сеньору, что был там:
— у мальчика нет отца, и он помогает матери надо дать ему работу в Управлении Префектуры и он дал мне тележку в руки и лопату но у меня было мало сил и, заполнив тележку доверху, я не мог ее укатить это было в 1942м.
Тем не менее я там работал, но, в один прекрасный день, меня заметил директор, его звали Милтон, он сказал:
— О нет, нет, это не мальчишка, он – мужчина.
— Да он еще желтый и такой худой.
— Тем не менее, он – мужчина.
— Но как? Что за дела?
Тогда д-р. Рамальо позвал его в укромный уголок и объяснил ситуацию, после мне было разрешено продолжать работу в Управлении Префектуры.
Сколько я получал тогда? Целых 70 милрейс представляешь?
Знаешь что я делал 20 из них я прятал в зарослях, а 50 – отдавал своей матери, а когда она покупала все необходимое, давала мне 2 милрейс чтобы купить моток ниток для воздушных змеев.
В1942м, мне было 17 лет вот как-то так, тогда-то я и подошел к своей матери, она все еще была прачкой, сказав: матушка отныне, вы не будете более стирать одежду но у нее были постоянные клиенты одному она стирала одежду уже много лет и потому для него она не могла оставить свою работу к тому же, дом, где она сейчас жила принадлежал работникам Управления Префектуры и потому считала она должна продолжать стирать для этих людей, но видя ее усталость я настоял:
— матушка, вы больше никогда не будете этого делать. Тогда я получал 70 милрейс это была достаточно большая сумма денег, достаточная чтобы купить многое. Я начал помогать матери и однажды, когда я работал в Назаре, я там пел. Ко мне подошел парень и сказал:
— Канжикинья ступай домой, твоя мать умерла.
Моя мать умерла и я обезумевший от горя бежал домой войдя в дом я спросил о том, что случилось у ныне покойного Жоао, и он ответил:
твоя мать умерла прими это. Затем я пошел и рассказал о том ныне покойному Каземиро (который держал магазин в Матату). Он одолжил мне 60 милрейс, чтобы я провел похороны. Позже в течение 8 месяцев я вернул ему этот долг.
Благодаря Богу величайшим событием в моей жизни были похороны матери вот почему я говорю всем что всегда был хорошим сыном хорошим другом и хорошим коллегой. И у меня сейчас есть множество воспоминаний………… ну ты понимаешь, как и у любого другого человека.
Моя мать жила со мной всю мою жизнь, моему брату, того что зовут Жентил, который сейчас во многом уже лучше меня, я сказал:
— смотри, брат мой, хотя еду и крышу я тебе предоставлю в любом случае ты должен найти себе работу я не позволю тебе пускать воздушных змеев весь день напролет.
Я всегда старался помогать своему брату, и у меня было столько случаев, за всю жизнь, что всех я и не упомню.
О масией ди байшу
Масией ди Байшу находится рядом с Пелориньо – это Наследие Человечества. Исторический центр города Сальвадор.
Я родился в Масией ди Байшу, №6, в 1925 году, да.
Был крещен в Церкви на площади Сэ – Igreja da Se, да.
Я жил там, а мать моя была известна, да.
Владелец продуктового магазина был хорошим другом моего отца.
Мой отец был портным. Он имел большое влияние. Мастер портной, вот так.
Мы жили там, над продуктовым магазином. Но когда мой отец покинул нас, моя мать больше не могла платить арендную плату. Таким образом, она уехала оттуда, потому что на Масией ди Байшу жили только важные люди.
Где жила Мангабейра?
Там, на Масией ди Байшу, жили только благородные семьи. Не столь показным было тогда Масией ди Байшу, без всей этой сегодняшней мишуры для туристов, вот. Но все же, Масиэй ди Байшу и Террейру ди Джезус были для благородных семей.
Самба ди рода, кандомбле, пушада ди реджи
В то время, бедняки не могли платить оркестру. Никому, даже гитаристу или саксофонисту.
И праздники и дни рождения бедняки праздновали так: в самба ди рода.
Моя мать и моя тетя праздновали Санто Антонио. После молитв, они обычно праздновали: в самба ди рода.
Так я учился у них самбе ди рода. Моя сестра Лили, она жива, и моя тетя Клонилдес, она умерла: они практиковали кандомбле.
И, конечно, так я узнал все, что там есть. Но, я никогда не касался его основ. Я изучал, песни.
Моя мать практиковала кандомбле. А пушада ди реджи я узнал со временем.
Я выехал из Матату и направлялся к Бока ду Рио, где находится Жардин ди Ала. По пути был пляж под названием Шега Нэго. Я ехал с ныне покойным Периклом. Мы были верхом на лошади: он ей управлял, я же сидел за его спиной. И там, на Шега Нэго, я увидел и услышал поющих ребят. Мы остановились и я пошел к ним. Это были рыбаки. Так вот, я начал изучать как следует тянуть сети из моря, настоящий пушада ди реджи. Настоящий.
Любой мог подойти и тянуть, вытягивать сеть, помогая рыбакам. Это была настоящая, реальная работа.
В Шега Нэго, была и капоэйра. Хозяевами же были рыбаки.
Когда-то земли от Матату до Бока ду Рио принадлежали местному префекту, который умер. Жовентино. А прежде, в старину, Матату и Косме ди Фариас принадлежали только одному человеку. Но они умерли. Вот почему я говорю:
У ЗЕМЛИ НЕТ ХОЗЯИНА. ВЛАДЕЛЕЦ – ТОТ, КТО СТАРШЕ ПРОЧИХ И МУДРЕЕ ПРОЧИХ, ТОТ, КТО БЕРЕТ НА СЕБЯ ЗАБОТУ ОБО ВСЕМ.
Уличные драки
Да, я дрался. А какой парень нынче не дрался?
Я дрался в том числе из-за учеников, если кто хотел принизить ученика, я не молчал.
Да, я дрался много. Я выходил с учеником, и потому был ответственен за него, и если какой-то тип хотел побить его, я не позволил ему того. В драках я прибегал к свободной борьбе и точно также Кайсара и Пауло дос Анжос дрались из-за меня.
Нет, я никогда не носил оружие, нет.
Были я, Папагайо и мадам Жэни, чтобы купить пирожные на Ладейра да Праса и тут появились полицейские и сказали:
— пройдемте к участку
я же ответил:
— нет, я не пойду
Никто бы и не пошел, полиция и не собиралась идти к участку это было государственное учреждение, и я сказал:
— хорошо, я пойду и пошел. Когда мы прибыли в полицейский участок, там были ребята с разбитыми лицами и началось обсуждение комиссар спросил
— что случилось?
и я сказал, объяснил ему, что было так, мол, и так. Он сказал, что случай этот очень сложный, но в книгу регистрации ничего записывать не стал, лишь на какой-то бумажке сделал пометки, когда я увидел часы на них было уже 4 часа
— боже мой, что же я буду делать? Автобус уходит в 5 часов
— сеньор, этот револьвер не мой, нет. Он его, когда он вытащил его я его пнул выхватил и спрятал, а потом ситуация ухудшилась.
— боже мой, что же я буду делать?
Автобус отправляется в 5 и я сунул руки в карманы ну давай, ну быстрее.
— я должен ехать. Комиссар заметил, понял и спросил меня:
— сколько? Он посмотрел
— ладно, иди сюда и дай мне денег. Таким образом, вот, меня освободили, и выпустили деньги.
Я освободился и приехал в Бельведер как раз к 5 часам когда подошел автобус, и мы могли продолжить путешествие. На следующий день об этом случае вышла статья в журнале.
Вот такой интересной оказывается история жизни и автобиография мастера Канжекинья, которую описали его собственные ученики в данной книге, которую вы можете начать читать сначала по этой ссылке, но и это конечно же не конец, в следующей части читайте продолжение этой истории и мыслях мастера, об успехах, разочарованиях, религии, политике, заработке, и конечно же, капоэйре — способной объединить все эти вещи воедино так гармонично.