Краткая история капоэйры

Откуда произошло название «капоэйра», Почему капоэйра запрещалась законом, Легализация капоэйры,Сегодня я расскажу свое видение происхождения такого необычного боевого искусства, а вернее искусства игры, как капоэйра. Естественно моя история будет «немного отличаться» от общепринятых, она будет не настолько красивой и романтичной и даже довольно трагичной, зато я надеюсь, более четко будет выражать суть капоэйры, а также настоящую историю её появления и развития.

Краткая история возникновения капоэйры

Тяжело сказать, как именно возникла капоэйра, ведь об этом до сих пор спорят ученые и исследователи, одни говорят, что она началась еще в Африке, где существуют подобные «традиционные боевые и религиозные танцы», а другие настаивают на именно бразильском происхождении данного искусства.

Но как по мне не так важно афро-бразильское оно или бразило-африканское. Но капоэйра, которую знаем мы началась с того что португальцы колонизировали, а вернее захватили силой часть континента, сегодня называемого страной «Бразилия».

На данной территории очень хорошо растет кофе и сахарный тростник, и это основное её преимущество, но есть и недостаток. В том, что растить данные культуры в огромных масштабах довольно трудно, особенно учитывая 35-40 градусную жару летом и палящее солнце.

Тяжелая история капоэйры

Это реально адская работа, на которую требуются реальные рабы, но из кандидатов в рабы на данной территории были только местные индейцы. Но как не пробовал белый человек сделать из индейцев рабов, это не давало особых результатов.

Тогда и пришлось «находчивым» португальцам возить рабов судами по морю из самой Африки, где не похожих на них людей странного черного цвета, а значит в их понимании «низшего сорта», было в достатке.

Бразильские рабы все-таки подчинились этой участи, и как показала история не зря. Ведь в отличии от почти вымерших индейцев, африканцы благодаря своему более гибкому и более приспосабливаемому к разным условиям мышлению, поступили все-таки более мудро, что предпочли несвободу и работу на белого хозяина, чем смерть. И сегодня занимают достаточно высокое социальное положение, возможно даже частично благодаря своей «капоэристкой истории».

История рабства в Бразилии

В общем необычная и тяжелая история капоэйры и бразильских рабов началась, в то время как находчивые португальцы завезли их помогать белым людям по хозяйству. Поверьте, пожизненно быть рабом без каких-либо прав и надежды на изменение ситуации — это незавидная судьба для любого человека.

Да что там, это, наверное, самая скверная ситуация, которую можно себе представить, и для многих людей это в разы, а то и на порядок хуже, чем пожизненно сидеть в тюрьме.

Белые люди, того времени, несильно отличались порядочным отношением к своим рабам. Конечно, были и исключения, но в среднем, так как рабы стоили не очень дешево, их приобретали только в случае необходимости, и тем более не отпускали на волю.

В любом случае их быстро бы нашли другие белые и вернули бы назад в семью, его купившую, сделав заодно клеймо. Чтобы больше «не терялся» и чтобы было понятно, куда его вести назад, а если хозяин не был найден, то рабов просто продавали дальше.

Поэтому в 90% случаев сильные мужчины рабы пожизненно работали в поле на плантации, по 14-16 часов в день под палящим солнцем без выходных и отпусков.

Более-менее красивые и молодые женщины работали служанками, убирали в доме, а также в случае необходимости регулярно насиловались хозяином дома, если у него не было жены, или его друзьями, случайно зашедшими на огонек.

Старые женщины стоили не так дорого, они в основном могли работать только, как поварихи, портнихи или им иногда доверяли присматривать за детьми.

Дети-рабы были почти бесполезными и не ценились дорого, к тому же они ели немало, а ждать пока они смогут работать в поле, было долго, поэтому их легче было продать кому-то или даже подарить, как сейчас это делают с хомячками, естественно, при этом желания их родителей никак не учитывались.

Что еще забрали у бразильских рабов кроме свободы

Вторая важная ценность у человека, особенно во время тяжелых испытаний после свободы — это вера и религия. Её также забрали у бразильских рабов, так как единственной правильной религией считался католицизм, а рабы настойчиво пытались верить в непонятных то ли Богов, то ли духов, и вдобавок ко всему еще практиковали что-то наподобие черной магии.

Естественно, это никак не входило в планы плантаторов, и они просто одним махом запретили все проявления этой «еретической религии» и обязали рабов регулярно поклоняться своим католическим святым.

Сделано это было, чтобы они как можно быстрее забыли свое вольное прошлое, свою свободу, свою историю и прочее, что может подтолкнуть их к восстаниям и нелюбви к своим хозяевам.

Третье, чего они лишились, это обладание своими вещами и собственностью. Её как вы тоже уже догадались, не было и в помине.

У большинства мужчин рабов, работающих в поле, самой большой мечтой было получить свою обувь, и позднее, когда эти рабы все-таки заслужили отмену рабства своими жизнями, первое, что они сделали, это отправились в магазин купить хоть какую-нибудь обувь, доказывая окружающим, что они, наконец, свободны. Кстати поэтому те, кто заниматься капоэйрой анголой почти всегда заниматься обутыми.

У рабов отняли, наверно все, что можно было отнять у человека, кроме его собственной жизни. Но как же тогда эти люди умудрились часто сами отвоевывать свою свободу, учитывая, что у них не было никакого оружия, а при побегах их преследовали хорошо вооруженные люди, как получилось сохранить религию, в то время как верить не во что другое было нельзя, а они 24 часа в сутки находились под присмотром.

Как появилась капоэйра?

Да еще, как не парадоксально, как они даже в такой ситуации занимались боевыми искусствами? Учитывая, что искусством боя нельзя было заниматься вообще ни в каком виде, ведь зачем плантаторам люди, которые сумеют дать им отпор и оказать сопротивление.

Наверное, большинство даже интеллектуально прокаченных людей и опытных стратегов на их месте бы и в такой безвыходной ситуации опустили бы руки, но выживать как-то было надо, поэтому они и придумали для себя выход, в виде спасительного слова «хитрость».

Как показывает практика даже нашего времени, в самой сложной ситуации лучше всего работает именно этот прием. Его можно назвать искусством сценического мастерства или даже искусством обмана, но бразильские рабы предпочли еще более мудро назвать это искусством игры. Так собственно и появилась первая капоэйра, как искусство обмана плантаторов.

Первое, что они сделали в рамках этой странной игры, это перестали так явно сопротивляться своим хозяевам, и начали работать на них относительно добросовестно. Что уже позволило ослабить бдительность хозяев, уменьшить количество охраны и немного улучшить условия своей жизни. Затем надо было сохранить свою культуру и религию, и наконец, стать свободными физически.

Как рабам удалось сохранить веру и религию

С культурой и религией у них тоже получилось довольно хорошо. Хитрые рабы, вроде бы действительно подчинившись, стали регулярно ходить как в официальную церковь, так и просто в специальные места, где были расставлены иконы, и можно было молиться.

Они начали вести себя и в этом смысле идеально, стали молиться иконам католических святых и даже выучили пару песенок из религиозного репертуара того времени и больше не вспоминали при белых, о своих непонятных богах и духах, чтобы не раздражать и не злить их. Взамен на это праведные католики хозяева не мешали им чаще ходить молиться Богу и святым, ведь это хорошее дело.

Но что же было на самом деле? И как их предыдущая религия и культы небыли забыты. Оказалось, все максимально просто, они просто переименовали все католические иконы и католических святых в более-менее, соответствующих им по характеру и внешнему виду Богов и духов из их прежней религии.

Так Деве Марии поклонялись, например, как Иемандже — морской богине, одной из главных божеств Кандомбле и Вуду с женским обликом. Все остальные аналогии они провели примерно также, чтобы в принципе при виде святого им самим можно было догадаться и не забывать, кому на самом деле они молятся.

Вот таким нехитрым способом они получили беспрепятственный доступ молиться своим Богам и осуществлять свои ритуалы, ведь внешне там всегда были иконы и особо ничего лишнего, а если и было что-то лишнее, так им прощали, они ведь люди дикие и темные.

Как в рабстве заниматься боевыми искусствами?

С религией все было легко, хотя 90% народов мира на сегодняшний день почти полностью потеряли свои исконные религиозные верования, даже некогда великие славяне, а вот у обычных рабов вышло их сохранить. Но надо было идти дальше и обрести свободу еще и физическую, а не только духовную.

Для того чтобы обрести свободу надо было хоть как-то научиться драться, а на то время еще ни одну войну и противостояние на Земле, не получалось выиграть без применения хоть минимального насилия и оружия.

Почему капоэйру называют танцем?

Но в рабстве особо боевыми искусствами не позанимаешься, ведь хозяева точно не одобрят данного опасного для них увлечения. Поэтому находчивыми рабами было придумано закамуфлировать не только свою религию, но и боевое искусство и сделать его похожим на танец.

Этот танец со временем и стал называться капоэйрой, вот почему капоэйру чаще называют именно танцем, а те, кто ей занимаются пару лет чаще всего именно боевым искусством, хотя профессионалы, конечно, знают, что на самом деле это просто игра.

          Суть и вид первой капоэйры

Капоэра того времени выглядела абсолютно ни так, как сейчас. В ней не было головокружительных сальто и бесконечного стояния на руках, как бы отрицая гравитацию и назначение человеческого тела ходить и прыгать именно на ногах.

Нет, в первой капоэйре этого всего не было, для нее было достаточно тренировки, самой сути того, для чего она и была создана. Это была всего лишь банальная тренировка для развития основных мышц, тренировки сухожилий человеческого тела, тренировка координации, умения двигаться плавно, быстро и неожиданно.

Но самое главное, что давала капоэйра, это развитие умения играть, постоянно импровизировать и находить выход из непредсказуемых специально закрученных боевых ситуаций. Более того, за счет постоянной импровизации и отработки навыков актерского мастерства, по капоэристу никогда не было заметно, что у него на уме и когда он начнет вооруженное или невооруженное сопротивление. Ведь он всегда улыбался, был приветлив, расслаблен и никогда не сжимал кулаков, особенно перед боем.

Его удары, которые он мог наносить практически любой частью тела, и даже со связанными руками были настолько непредсказуемыми, насколько они могут быть у человека самого заранее незнающего, что он будет делать в следующую секунду. Так как все движения были чисто интуитивными и зависели от реакции противника.

Собственно, для этого рабы мужчины, по вечерам «танцевали» после работы оттачивая свои умения владения телом и актерское мастерство. Ведь силы у них и так было достаточно, и даже в избытке от каждодневных работ на поле.

А наивные плантаторы думали, чем бы дети, ни тешились, лишь бы не верили во всякую мистику и не занимались боевыми искусствами, если им это надо для того чтобы лучше работать пусть танцуют, и они действительно лучше работали, когда им разрешали это делать. Кстати поэтому в капоэйре в дань истории и традициям до сих пор не сжимают кулаки, чтобы не дать противнику понять, когда начнётся бой, или он уже давно начался.

Как капоэйристам удавалось сбегать из рабства

В итоге, даже таких танцев и хитрости было достаточно, чтобы при перевозке «послушного» с отличной репутацией раба к другому хозяину или просто в другой дом, он мог в неожиданный момент победить 2-3 вооруженных конвоиров и скрыться в густой и высокой траве в неизвестном направлении.

Естественно, это получалось далеко не всегда и не у всех, но довольно быстро такие «сбегания» рабов стали происходить все чаще и чаще, и более того, где-то среди этой высокой травы первые сбежавшие рабы, а ныне свободные люди уже начали строить первые деревни и поселения для себя и себе подобных.

Дальше пошло еще проще, благодаря своим навыкам непредсказуемых невидимок, с полностью отсутствующим чувством гордости и нежеланием возвращается в рабство, они уже сами начали нападать на целые караваны с провизией и другими рабами.

При этом, несмотря на огнестрельное оружие, ведь пока белые люди успевали понять в чем дело и прицелиться, все они обычно уже лежали мертвыми или связанными на земле. Рабы были не так глупы и использовали стратегию знаменитого Робина Гуда, который также помогал нищим и раскулачивал богатых.

Сам Робин обычно любил прятаться в лесу с луками и своей командой, а потом неожиданно встать, когда проходит караван и выпустить в каждого охранника ровно по 1-2 стрелы, и в течение 2-3 секунд в живых не оставалось никого способного оказать вооруженное сопротивление.

Но у бразильцев не было лесов, и даже луков со стрелами, поэтому обычно хватало запустить каждому охраннику камнем по голове, неожиданно поднявшись из высокой травы. Либо неожиданно встать из той же травы и с первого удара мачете (большой сельскохозяйственный нож, который можно было приобрести на каждом углу) покончить с не ожидавшей такого поворота событий охраной и плантаторами.

Откуда произошло название «капоэйра»

Из-за этого капоэйра, потом и начала называться капоэйрой, так как именно эта смертоносная для белых людей «высокая или низкая трава» (в разных источниках по-разному) и называлась необычным словам «капоэйра», а заодно приносила им больше всего потерь ценных грузов и рабов.

Естественно, есть и другие версии происхождения названия, вроде клеток для бойцовских петухов или шпор на их лапах, но для настоящих капоэристов это явно имело не такое большое значение.

Так как дальше эти поселения из сбежавших рабов (называемые киломбо или сензала) начали разрастаться до такой степени, что туда уже стали посылать целые вооруженные отряды, которые, к их огорчению, чаще всего пропадали в этой смертоносной «высокой траве».

На этом длинная история и заканчивается, рабы затем начали наглеть и даже нередко сами ходили освобождать своих соплеменников, по дороге мстя ненавистным плантаторам, которым буквально пару лет назад служили с улыбкой на лице.

Правда затем еще была довольно неприятная война, в которой рабов попросили принять участие, взамен пообещав подарить всем им свободу и вообще отменив рабство на государственном уровне. В ней, кстати, участвовали целые отряды капоэристов, и в итоге Бразилия одержала победу, а власти исполнили обещанное и подарили рабам долгожданную свободу.

Почему капоэйра запрещалась законом?

Как нестранно, но после этого лучше жить бывшие рабы так и не стали, находчивые плантаторы начали нанимать их за копейки или за еду, а им приходилось работать не меньше чем раньше, чтобы не умереть с голоду. Ведь черным легко можно платить в разы меньшую зарплату, чем белым.

Поэтому начался еще один этап темной истории капоэйры, ведь капоэристов было немало, а работать за достойные деньги их почти никто не брал, поэтому они стали «подрабатывать» грабежом и насилием, чтобы хоть как-то выживать и прокармливать свои семьи.

Естественно, капоэйра была настолько эффективна, что без особых проблем позволяла делать это. Но долго это не могло продолжаться, так как люди часто жаловались в полицию. В итоге власти запретили заниматься капоэйрой вообще, причем под страхом смерти. Её нельзя было не практиковать в зале, не преподавать, не играть на улицах, такой смертоносной она была.

Её боялись до такой степени, что уличенных в этом занятии людей обычно просто без суда и следствия казнили на месте, их привязывали к лошадям и тягали живьем, спиной по мостовой и мелкой гальке.

Самое смешное, что она была настолько продвинутым видом боевых искусств, что в полицию, которая ловила «плохих капоэристов» часто набирался состав из тех же бывших капоэристов, не занимающихся подобными противоправными действиями.

Телохранителями и вышибалами также никого нельзя было взять кроме них, так как выбирать было не из кого, кппоэристы были круче и эффективнее всех остальных.

Легализация капоэйры

Со временем плохих капоэристов стало не так много, и нелюбовь к ним от терроризируемого населения поутихла. Тогда один из известнейших мастеров «мастер Бимба» поступил в сложившейся политической ситуации в стране на это время максимально мудро. Он просто сделал такую капоэйру, которую бы принял народ и официальные власти, чтобы она хоть как-то смогла развиваться, а не преследоваться официальным законом.

Он просто подошел к президенту того времени, и предложил ввести программу по возрождению настоящих традиций бразильцев и исторической бразильской культуры, а так как в то время как раз и планировалось эту самую культуру начинать возрождать, то капоэйра как раз попала в тренд.

А после удачного выступления перед народом она стала быстро возрождаться, даже преподаваться в некоторых институтах и обретать всеобщую любовь и популярность.

Происхождение спортивной капоэйры и капоэйра шоу

Заодно он создал ту разновидность капоэйры (капоэйра режионал), которая была бы интересна еще большему количеству людей и спортсменов, плюс нашел способ заинтересовать ей более богатые и успешные слои населения.

Также мастер Бимба организовал капоэйру, которой можно бы было зарабатывать хоть какие-то деньги, чтобы у тренеров была возможность заниматься ею профессионально. Обучать еще больше капоэристов и совершенствовать свою технику до еще более профессионального уровня, что невозможно сделать, работая целыми днями грузчиком в порту или на плантации за кусок хлеба.

То есть, как и подобает настоящему капоэристу буквально подав одну хорошую идею, он возродил целое искусство и традиции своих предков. После этого тренироваться капоэйре стало популярно, начали открываться спортивные залы.

А самые бедные капоэристы смогли выступать на улице с акробатическими и танцевальными шоу, которыми и зарабатывали на свое пропитание. Что, кстати, является еще одним альтернативным путем развития многих боевых искусств мира.

Но сейчас главное то, какой урок можно извлечь из этой, даже совсем краткой и поверхностной истории капоэйры, примерно до 20 века. К сожалению более подробно современную историю придётся написать в следующий раз отдельно, так как в ней было еще множество замечательных и известных людей.

Но эта часть как минимум показательна тем, как хорошая тактика, верно использованная в бою и в жизни иногда приводит к тому, что можно сделать просто невозможное, причем не такими уж и титаническими усилиями.

При условии, что человек сможет сохранять холодный разум и самообладание, не показывая своих настоящих намерений. Особенно в тех случаях, когда подобное демонстрирование приведет к негативным для него последствиям. Что же является настоящим высоким искусством актерской игры, психологией хитрости и одним из идеалов настоящей капоэйры, читайте в отдельной статье, да и о настоящей боевой капоэйре, которая и дала возможность всему этому произойти, я как-нибудь поведаю отдельно. А также вы можете прочесть мою книгу о боевых искусствах, где вы узнаете о психологии боевых искусств в десятки раз больше.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий