Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть преподаватель (тренер, инструктор) капоэйры. Тот преподаватель, который реально может обучить не только бездумному маханию ногами, но еще и некоторым другим ценностям. Тот преподаватель капоэйры или другой науки, которого так тяжело найти, но найти его дорогого стоит, особенно если дело касается вашего обучения, вашей последующей жизни или правильного развития ваших детей.
1.4.1 «Великодушный инструктор»…
«Я всегда считал, что капоэйре нужен великодушный инструктор (добрый, щедрый, готовый отдать всего себя ради других). Своим присутствием я указал путь, ведущий к будущему, предполагающий иное отношение: через любовь к спорту. Эта борьба является путем для воплощения божественного, путем, что получил имя «Спортивный центр Капоэйра Ангола» в качестве священного наследства» … (5b, 1-8)
Итак, Мастер Паштинья в этом отрывке указывает на то, что, по его мнению, главным качеством характера инструктора (преподавателя) капоэйры должна быть доброта, щедрость, возможно, даже альтруизм.
Такой характер правда обычно имеют скорее святые люди, нежели обыкновенные преподаватели в различных видах спорта.
По его мнению, именно путь «любви» и «самоотдачи» является тем «идеальным» путем, который способен привести капоэйристов к «светлому и счастливому будущему».
Естественно, почти в каждой религии также именно путь «любви» считается самым главным и правильным для человека.
Христианство говорит, что Бог есть любовь, а путь к нему есть путь безусловной любви. В восточных религиях любовь к другим и Богу также является высшим качеством.
Даже Дон Хуан настаивал, что необходимо идти по пути, у которого есть сердце, соответственно, и «просветленные мастера капоэйры» и даже многих боевых искусств, также предлагают идти именно по пути любви.
Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что путь любви – это и есть путь воплощения божественного.
И так борьба, которая имеет сердце и идет исключительно по пути любви, однозначно является «правым» и, так сказать, «богоугодным» делом, и полезным для саморазвития занятием.
1.4.2 «Не следует забывать»…
Комментарий Деканио: «Мы должны сохранить культ «заслуг» к нашему Мастеру, который «знал желание» со «стойкой Волей», и который завещал нам основы игрового и здорового стиля Капоэйры!»
С Мастером Деканио нельзя не согласиться. Нельзя забывать тех людей, которые своей жизнью и титаническими усилиями проложили для нас эту дорогу. Дорогу к свету, любви к людям, через большое желание и стойкую волю.
Мастер Паштинья при жизни не был супер известным и, тем более, богатым человеком. Возможно, сейчас он даже известнее, и это правильно – нельзя забывать людей, которые положили свои жизни ради общего дела, во благо всех последующих поколений.
Такие люди несут на себе груз большой ответственности, так как распространители какого-то более-менее духовного знания почти все при жизни достойно не оцениваются, что, естественно, абсолютно не уменьшает их достоинств, подвигов и вкладов в хорошее дело.
Делая своё дело, они подают хороший пример, как надо жить, и дарят огромную надежду своим потомкам, указывая им путь своим примером.
1.4.3 «Капоэйра не только моя и избранных»…
«Я никогда не понимал тех, кто не согласен со мной, ведь капоэйра не только моя и избранных, напротив, Центр открыт для всех, кто желает видеть, играть, принимать участие в его работе.
Я не чурался играть с каждым мастером, что посещал Центр, никогда не терял свой дух, всегда с радостью отвечал тем, кто спрашивал о Центре, не отвечая с унынием.
Так, я пытался собрать разных товарищей, что ошивались здесь рядом, но это было весьма проблематично, т.к. даже лучшие из них, на мой взгляд, не имели любви к спорту, постоянно избегая меня. Я же всегда искал, старался и приглашал людей, чтобы наполнить будущее нашими преемниками» …(5b, 19-23; 6a, 1-12)
Из этого отрывка следует, что капоэйра как искусство должна быть открыта для всех людей, ведь это не какая-то закрытая тоталитарная секта или секретное братство. Все, кто хочет, должны иметь возможность в той или иной степени принять участие в общем деле.
Даже сам Мастер Паштинья, как один из самых известных мастеров, был не против поиграть и уделить внимание каждому мастеру, посетившего его центр, оказывая тем самым свое уважение. Мастер Паштинья также с радостью отвечал каждому спрашивающему его о видении капоэйры.
Более того, мастер сам пытался собрать самых лучших капоэйристов, мастеров этого искусства, воедино, чтобы вместе с ними развивать общую капоэйру. Но, к сожалению, из-за чрезмерно развитого эго или по другим причинам, мастера решали, что лучше будут вести самостоятельно свою группку из пяти учеников, чем продвигать одно общее дело.
Понятно, что, чтобы наполнить «будущее капоэйры» большим количеством преемников, данных усилий было недостаточно. Этому могло помочь лишь общее желание действовать сообща, чего и не хватало капоэйре анголе, как более маргинальному искусству одиночек, в отличие от «режионала», который изначально был нацелен на большую аудиторию и, соответственно, был более легким в понимании и простым в обучении.
Разница между Бимбой и Паштиньей
А мастер Деканио развил мысль еще дальше, он сказал: «Вот она: разница в поведении между Бимбой и Паштиньей! Хотя документов о создании Режионала нет, понятно, что Бимба был озабочен результатом, он был практиком.
Потому что цель их: окончание университета и изучение искусства самообороны… А капоэйра – это просто одна из сторон студенческой жизни!
Ангола же, суть доктрина, цель которой – увековечить общественную практику региона, Баии, Санта-Марии, а также философию, которую Паштинья мудро привнес в эту практику!»
И действительно, как я уже говорил, Бимба и Паштинья были как Инь и Ян – две противоположных стороны, дополняющие друг друга.
Действительно, Режионал Бимбы изначально ориентирован на высокие слои общества, которые, как минимум, были способны платить за тренировки, так как Бимба справедливо понимал, что совсем без финансирования развивать капоэйру не получится, это будет еще одна утопия, которая закончится упадком и разочарованием.
Естественно, в условиях современного ему общества, надо заинтересовать именно обыкновенную молодежь, которая со временем и сможет дальше популяризировать это искусство, иначе оно просто вымрет.
Поэтому Мастер Бимба поступил очень мудро, дав людям именно то, что они хотели (хорошее акробатическое шоу), раскрыв насущные для студентов вопросы самообороны, а также введя некие стандартизированные правила обучения и тренировки в хорошо оборудованных спортивных залах, что было намного ближе молодёжи из высшего слоя общества.
Вклад мастера Бимбы в популяризацию капоэйры
Хотя, как ни странно, в этом есть и доля позитива, так как мастер Бимба действительно сделал очень важное дело для всей капоэйры в целом – он банально ее популяризировал и распространил во всех слоях общества.
Скорее всего, без участия Бимбы, без его гениальных идей и действий, капоэйра могла бы уже вообще потеряться и погибнуть в глубине «темной истории Бразилии», и сегодня бы мы о ней только слышали старые рассказы.
Но сегодня это великое искусство живёт, пусть и потеряло небольшую часть былой духовности, но это куда лучше, чем если бы оно совсем вымерло.
Это суровая реальность, что сегодня людям больше интересна физическая активность, без духовной её составляющей, и именно физические упражнения им и необходимо давать, чтобы, как минимум, их заинтересовать вначале.
По моему мнению, следует найти некий баланс между зарабатыванием денег и внутренней сутью капоэйры, так как оба эти аспекта – часть одного целого, ведь капоэйра не сможет полноценно выжить ни без одного, ни без второго.
В итоге истории получилось так, что капоэйра выжила благодаря Бимбе, так как пополнялась большим количеством новых учеников, которые постепенно начинали интересоваться и более глубокими ее основами, которые, в свою очередь, сохранял в своей академии мастер Паштинья.
Так сказать, Бимба был энергией капоэйры и ее физическим телом, а Паштинья – ее душой. И одно без другого уже наверняка полностью деградировало бы до наших дней.
Да философская суть, и так сказать, развитие духовности это важно, но этим очень легко отпугнуть современных учеников, которые во всем видят секту или просто несовременное и унылое занятие.
Стоит ли начинающим задаваться философскими вопросами?
Возможно, что и не стоит, так как, скорее всего, это отвлечет многих спортсменов и спортсменок от их основных занятий и гонки за все новыми спортивными достижениями, вызвав лишние фантазии и мысли, в которых на начальном этапе нет особой необходимости. Хотя? в любом случае, они к данным вопросам рано или поздно в процессе своей жизни придут, а пока, даже самые правильные и полезные мысли просто не прорастут в «неподготовленной почве». Всему свое время.
Поэтому в начале книги я честно предупреждал, что она скорее о философской, метафизической и эзотерической стороне капоэйры, а не о новых спортивных достижениях, поэтому она ориентирована на тех, кто уже дорос до по-настоящему философских вопросов самостоятельно и хочет в этом разобраться более глубоко, будь он капоэйристом или просто ищущим более глубокого знания человеком.
Но верно будет также и то утверждение, что рано или поздно любому нормальному человеку надо добраться и до этих вопросов. Рано или поздно, на самом деле, все приходят к подобным «философским» вопросам.
Так устроен мир и сознание человека, что рано или поздно, он все же приходит к реально самым главным вопросам, хоть чаще всего это случается ко второй половине жизни или (и) в результате череды некоторых негативных событий – уроков судьбы, которые его к ним постепенно подводят. Возможно, надо еще немного потренироваться или поразочаровываться, хотя чем это произойдет раньше и в более молодом возрасте, тем лучше.
И если вы чувствуете что пришли уже к этому рубежу и возможно началу более осознанной части своей жизни, или хотя бы, если вы просто дочитали до этого места, то пути назад уже нет. Давайте продолжать углубляться еще дальше и подумаем как капоэйра может улучшить даже все общество в целом.