Сегодня мы поговорим о том во что же верят настоящие капоэйристы, какая вера практикуется в капоэйре и каким же образом данная вера может, или даже должна сделать их характеры и жизнь лучше?
1.4.7 «Добрая вера»…
«Худшее, что может отсутствовать, так это добрая вера, чтобы поддерживать себя самого»… (6b,14-15)
Вера в то, что если он победит свой эгоизм, то он станет значительно лучше, чем был ранее и будет счастлив. Такой человек в котором отсутствует «добрая вера» чаще всего рассчитывает только на себя, свои умения и силы, пытаясь делать лучше только себе, еще больше развивая свое эго и животное начало.
Капоэйра как борьба – это животная составляющая характера капоэйриста, которая развивает самоуверенность. В принципе, с нее почти всегда и начинается путь молодого капоэйриста. Но затем, с опытом, люди начинают видеть уже другую сторону капоэйры – капоэйру как игру, и начинают развивать в себе «добрую веру».
Веру в справедливость, в божественное начало каждого человека, веру во взаимопомощь, общее развитие и подобные высокие духовные ценности и идеалы, которые никогда не возникают в сознании глупого, эгоистичного и жестокого человека.
Но опять же, развить эту «добрую веру» в себе неимоверно трудно, поэтому основные силы и стоит все свои основные силы бросить именно на эту «духовную работу», тогда поверьте, и физические результаты не заставят себя долго ждать.
Это как у монахов Шаолиня и других восточных боевых школ — духовные результаты, при наличии желания тренироваться, никогда не мешают физическому развитию, и даже, более того, практически гарантируют результаты, которые для обычных людей просто считаются сверхъестественными и недостижимыми.
1.4.8 «Не дышите»…
«Товарищи, не дышите борьбой против наших компаньонов, что совершают ошибки и навлекают опасность под влиянием своих амбиций»… (7a,3-6)
Несомненно ёмкий комментарий мастера Деканио: «Это очень мудрый совет, что мы не должны настраиваться на «борьбу» (против товарищей), а, напротив, должны «играть» (стремясь сотрудничать).
Руководствуясь амбициями или эгоизмом, мы ведем себя «неправильно» и опасно (так «совершают ошибки и навлекают опасность»): мы наносим травмы, физические и моральные.
Опытный мудрец в свойственной ему «манере» предупреждает о важности сотрудничества, взаимного уважения и терпимости среди участников игры капоэйры для обеспечения безопасности и развития личности.
Во время игры капоэйры, пытаясь удовлетворить свое тщеславие, амбиции или высокомерие, мы не должны совершать движения, которые могут нанести травмы или унизить другого.
Капоэйру следует рассматривать и практиковать для объединения двух существ: игроки имеют противоположенные цели и роли, но при этом дополняют друг друга, ведь «один не может играть свою партию без участия второго!»
Иногда мы просто теряем осознанность и причиняем вред себе и другим нечаянно, но чаще всего травмы наносятся друг другу именно в пылу борьбы против наших же друзей – других капоэйристов, или под влиянием своего эгоизма, желания аплодисментов, доказыванием другим своего превосходства и крутости, а также стремления потешить свои амбиции.
Когда эти чувства застилают наш «добрый разум» и наше сознание, то, не контролируя себя, мы разрушаем тела других людей, а часто заодно и свое тело. Ведь под действием эгоизма люди творят самые негативные вещи, за которые им часто потом становится настолько стыдно, что и вспоминать затем не хочется.
Но сделанного уже не вернуть: зубы обратно не вставить, сломанную спину или шею не починить, руку назад не пришить, да и эмоциональные оскорбления и унижение забываются очень нескоро.
И даже если ты извинишься за своё поведение, все равно проблемы, созданные твоим эго, разрешить уже будет не так легко. Опять же здоровье у нас одно и оно просто необходимо каждому.
В капоэйре должна быть введена некая мера ответственности за своё поведение, чтобы предотвратить неосознанность и жестокость в игре, ведь игра не должна заканчиваться увечьями и тяжелыми травмами, на то она и игра.
Нужно осознавать ответственность за травмы и неверное поведение
Например, можно было бы ввести правило в группе, по которому травмированный имел бы право лечиться полностью за счёт покалечившего его капоэйриста.
В следующий раз «злодей» или даже «неосторожный и неразумный человек» бы уже два раза подумал, прежде чем нанести кому-то травму. Или неуверенный в себе капоэрист стал бы более внимательным и гораздо реже падать на других новичков, нанося им бессмысленные травмы.
Естественно во всем надо знать меру, и не стоит слишком уж сильно наказывать виноватых, особенно если травма была случайной. Но по возможности следует избегать любую травму, как физическую, так и моральную, ведь если вести себя неподобающе, то сломать что-то в итоге могут уже тебе – в качестве урока или даже небольшой мести.
Поверьте сломать кому угодно ногу или руку очень легко, если поставить себе такую цель. Более того, некоторые люди за оскорбление могут даже подстеречь и покалечить на улице ночью, либо попросить кого-то это сделать за них, от этого никто не застрахован. Только глупцы думают что это не так, и что все обиды всегда автоматически заканчиваются при выходе из спортивного зала.
Поэтому рано или поздно надо осознать, что это противостояние бесконечно и является путём в никуда, причем как для агрессора, так и для его жертвы. Ведь если мы ради мести начнем ломать друг другу конечности или даже головы. Это будет уже не путь созидания и развития духовности. Поэтому как и советовал Мастер Паштинья — по возможности дышать следует воздухом исключительно «доброй веры», а не «эгоизма и своих личных амбиций».
1.4.9 «Иные цели»…
«Сейчас капоэйристы преследуют иные цели. Вместе с тем было бы интересно, если все когда-нибудь стали играть не ради признания, триумфа: без амбиций, без злобы, без разочарования, без входа в игру не в свой черед, когда каждый понимает и ищет ошибки в себе, и только так. Мы были бы счастливы»… (7а, 6-13)
Мастер Деканио даже считает, что в этом отрывке заключен «Кодекс Чести», предложенный Паштиньей:
«Играть капоэйру ради удовольствия собственной практикой, уважая ритуал: «без входа в игру не в свой черед», ожидая разрешения арбитра, мастера церемонии или мастера зала, согласно Регламенту.
Играть без зависти, страданий, злобы, разочарования или амбиций, без мести, без демонстрации превосходства.
Никогда не выходить в поисках аплодисментов, «признания, триумфа», избегать унижения партнера.»
Он указывает на путь Счастья и Радости в игре капоэйры, а также перечисляет основные ошибки поведения капоэйристов.
И действительно, лишь следуя данному «кодексу чести», можно практически никогда не выходить из состояния счастья, хорошо ладить с другими капоэйристами, безопасно ходить на уличные «роды» и посещать другие группы. Это ведет нас по пути быстрого прогресса и объединения с другими, а также даёт возможность делиться ценным опытом с другими и получать новый опыт безопасным способом.
Без этого кодекса, на самом деле, невозможна ни одна полноценная игра, как личная, так и межгрупповая.
Для осознанного человека капоэйра – это, прежде всего, объединение энергий двух людей в одну общую, сливающуюся в неразрывный танец двух стихий и двух взаимодополняющих противоположностей.
Но только когда мы можем почувствовать себя в безопасности, и возникает данное состояние АШЕ – состояние гармонии с общей энергией внутри круга и даже с каждым отдельным человеком снаружи его.
А как только появляется напряжение, уходит сам дух игры, и если эти энергии разъединяются, то это уже не капоэйра, так как исчезает гармония и нарушается общее течение энергии.
А капоэйра – это всегда гармония и постоянно продолжающаяся игра. И её надо поддерживать не только искусным «размахиванием ногами и руками», но и правильным качествами своего характера. Иначе данная практика снова превращается в «голый спорт» и из нее уходит правильный опыт души – самое ценное, что можно получить в капоэйре.
1.4.10 «С хамством»…
«Мастер не может учить с хамством или в агрессивной манере, мы не должны стремиться быть изолированными, потому что ничего нельзя сделать без любви к спорту»… (7а, 15-19)
И Паштинья продолжает свои мудрые наставления, указывая и уточняя, что данный кодекс чести должен не ограничиваться просто взаимоотношениями между двумя учениками-капоэйристами, а распространяться и на мастеров, и на отношения с другими капоэйристами, даже не из своей группы.
Все эти отношения должны базироваться в первую очередь на любви. На любви к капоэйре, любви к спорту, Богу и просто любви к людям, плюс умении правильно и интеллигентно вести себя в обществе.
Почему так важно соблюдать кодекс чести между группами?
Для опыта общения с большим количеством людей, с другими мастерами и даже с целыми группами эти «моральные принципы капоэйры» еще более важны. И не просто важны, а необходимы, чтобы любой капоэйрист смог, как минимум, установить адекватный контакт с другими людьми, получить опыт и поделиться им.
Например, если я прихожу в одну группу с добрыми намерениями, уважением и даже любовью в сердце, и меня там также встречают с добром, то мы немного поиграем с учениками, преподавателями и даже возможно с мастером.
В итоге все поиграли, получили новый опыт, попели вместе, немного попинали и побросали друг друга без злости и в рамках техники капоэйры и остались довольны.
Естественно, меня пригласят после такого визита еще раз, и я с удовольствием приму приглашение. Это – настоящая капоэйра.
А вот если я приду с добрыми намерениями, а ученики или тренер захотят мне доказать, что я дурак и ничего не умею, или даже покалечить меня, то у меня останется очень плохое мнение об этой группе и осадок в душе. И я сделаю вывод, что приходить туда больше не следует, несмотря на то, что я смог там получить неплохой боевой опыт.
Ведь люди этой группы думают о том, как «выпендриться» друг перед другом и доказать, что они самые крутые. Такая группа очень скоро замкнется сама на себе и будет обречена на деградацию.
Ещё один пример: я прихожу со злыми намерениями в добрую группу…
Тогда, если я действительно опытный, очень техничный и очень сильный капоэйрист, я смогу сам, в одиночку, доказать всем ученикам чужой группы, что являюсь самым «крутым», а может, мне даже захочется оскорбить тренера этой группы.
И вроде бы это весело, и даёт мне возможность немного потешить свое эго, но тогда меня второй раз точно не пригласят в гости, а возможно, захотят отомстить, например, пустив обо мне плохой слух среди капоэйристов. В любом случае, я покажу себя просто хамом, и новых друзей я вряд ли от этого получу.
В капоэйре должны быть счастливы оба!
Все эти случаи – образцы «неправильной капоэйры». Когда возникает ситуация, что два человека очень сильно хотят победить, и их отношения не направлены на любовь, мудрость и взаимопонимание, как минимум один из них, останется несчастливым и обиженным.
И это факт, при таком эгоистическом поведении всегда кто то несчастлив… Вот вера капоэриста как раз и должна быть обращена на то, чтобы для начала он сам стал счастливым, а затем приносил это счастье или даже «заражал счастьем» других людей, чтобы как говорить никто не ушел недовольным.
Ну а в следующей статье вы узнаете в чем заключается путь истинной капоэйры, и как стать по-настоящему счастливым просто занимаясь капоэйрой.