Сказки. Все мы в детстве их читали. Но для чего? Просто от скуки или с какой-то определенной целью? Давайте сегодня поговорим о том, для чего людям и их детям нужны сказки. У каждого из нас свои ассоциации с этим словом, но мне думается, что у большинства оно все-таки ассоциируется с детством, ведь тогда потребность в сказке особенно сильна. Ведь именно через сказку ребенок познает окружающий мир, усваивает нравственные ценности, модели поведения, принятые в обществе, приобщается к народной культуре.
Для чего детям нужны сказки?
У каждого из нас есть свой душевный опыт, связанный с проживанием сказок, и я сейчас хочу немного рассказать о своем личном. В детстве я очень любила сказки, буквально-таки жила ими, могла часами погружаться в воображаемый мир, который порой казался более реальным и интересным, чем действительный.
И хочется выделить две наиболее значимых для меня сказки, который, как я сейчас понимаю, во многом определили мою судьбу.
Чем мне помогли сказки Андерсена?
Первая – это «Гадкий утенок» Андерсена, которая неплохо помогла мне в развитии. В свой четыре-пять лет я только ею и жила, постоянно просила родителей перечитывать ее мне, могла рассказать наизусть.
С чем же это было связано? Конечно с тем, что я бессознательно отождествляла себя с главным героем, поскольку я была очень чувствительным, обидчивым ребенком, и из-за этого часто не складывались отношения со сверстниками, и возникали чем-то похожие ситуации. И судя по всему, история гадкого утенка помогала мне это пережить и в глубине души верить, что когда-нибудь я смогу стать прекрасным лебедем.
Так оно впоследствии и произошло, но для этого мне, в отличие от героя Андерсена, все-таки пришлось немало потрудиться, и, перефразируя нашего классика, по капле выдавливать из себя гадкого утенка. И так же, как и он, я со временем нашла свою стаю – тех, кто близок мне по духу, и с кем можно лететь дальше.
Чему нас могут научить сказки?
Второй сказкой, оказавшей на меня серьезное влияние, был «Волшебник Изумрудного города» Волкова. В то время я уже умела читать, и открывшейся через эту книжку волшебный мир захватил меня целиком. Я отождествляла себя с главной героиней, девочкой Элли, мысленно проживала все ее приключения и придумывала свои, которых в сказке не было.
С другой стороны, отождествляя себя с героиней книжки, я бессознательно перенимала ее качества, которые были мне необходимы – доброта, отзывчивость, смелость. Но помимо всего выше перечисленного, как мне думается, в этом погружении в волшебный мир было нечто еще, очень важное для души.
Оказывается, сказки для тех, кто может их понять и проанализировать немножечко глубже могут дать массу интересных для саморазвития открытий. Ведь что такое на самом деле Изумрудный город? Это место, где все зеленого цвета, а зеленый, как мы знаем – это цвет сердечной чакры, отвечающей за любовь.
Создатель Изумрудного города Гудвин, с одной стороны, — великий обманщик, но с другой стороны – и великий мудрец, ведь именно он научил жителей смотреть на мир сквозь зеленые очки, то есть видеть его глазами любви.
И недаром перед своим отлетом предупреждает, что если снимите очки – придут великие бедствия. И именно это и случилось с нашим миром, когда люди перестали смотреть на него глазами любви. И о себе могу сказать, что я всю сознательную жизнь строю Изумрудный город в своей душе, чтобы видеть мир, залитый зеленым цветом любви.
Как сказки могут помочь человеку?
И еще раз возвращаясь к своему детскому опыту, могу сказать, что через погружение в сказку я ощущала потребность в некой иной жизни, где есть чудо, волшебство, и при этом оно воспринимается как что-то само собой разумеющееся.
Ведь для героя сказки вполне естественно, что с ним может заговорить зверь или птица, дубинка сама начинает колотить врагов, а в нужный момент волшебные силы приходят на помощь. И именно в такой мир я всей душой мечтала попасть и часто уносилась в него в своих детских фантазиях, проживая там то, чего не хватало в действительности.
Что же это было, и могут ли сказки помочь человеку по-настоящему, или это всего лишь выдумки? Что это было для меня, только ли психологическая компенсация или же нечто большее? Думается, что второе.
Как выяснилось позже, не я одна испытывала подобные чувства, и как справедливо замечает современный христианский философ Мария Каинова, через сказку у ребенка зачастую неосознанно проявляется потребность в Боге, и «именно сказка учить нас многому из того, что становится впоследствии таким жизненно необходимым в общении с Господом».
Как сказки расширяют наш разум?
«В первую очередь сказка – это история чуда. Именно чуда мы ждем с замиранием сердца, чудо вызывает в нас по-детски непосредственную радость, ликование всех чувств. Оно учит нас, что мир не ограничивается лишь видимым и рациональным, чудо помогает нам преодолеть конечность и обыденность окружающей действительности, увидеть незримое и поверить в несбыточное. И тем самым сказка готовить нас к встрече с Богом». М. Каинова.
И с этим я не могу не согласиться, сказки действительно расширяют разум и мировоззрение ребёнка и настраивают его на возможность чуда.
Оглядываясь назад, могу сказать одно – именно эта потребность в чуде так захватывала меня и вызывала желание очутиться в мире, где возможно все – где животные разговаривают, а на деревьях растут волшебные плоды, где положительному герою в борьбе со злом всегда приходят на помощь волшебные силы, и он оказывается победителем, как бы не был силен враг.
Сказки — это мудрость, переданная нам от наших предков?
И очевидно это была та самая интуитивная, основанная на мудрости предков вера, что так на самом деле и должно быть, и что это возможно. Некоторые люди вообще говорят, и скоро вы узнаете так ли это на самом деле, что многие сказки — это мудрость, переданная нам от предков славян в виде определенного кода, и что на них вполне можно учиться.
Она состоит в том, что человек может и должен жить в гармонии с природой, понимая язык животных и растений, и она за это платит ему добром, и когда ты сражаешься со злом, но при этом в душе добр и светел, Вселенная приходит к тебе на помощь.
И эта вековая мудрость и заложена в очень многих русских сказках, если уметь их правильно читать и понимать, где в символической форме рассказывается о том, как на самом деле мир устроен, что он утратил, но при желании может обрести снова.
И именно эта тоска по потерянному раю, по изначальной гармонии человека и Вселенной будит в восприимчивой душе желание оторваться от обыденности, от забот материального мира и найти иное царство – прекрасное и справедливое.
И если это действительно так, то выходит что сказки просто необходимы людям и их детям для правильного саморазвития, но и это всего лишь верхушка айсберга, а о том, что это за царство, и как его следует искать в правильных сказках и в настоящей жизни, мы поговорим подробнее уже в следующей статье посвященной тому, чему учат сказки взрослых и детей. А также наш видеоканал обучения и саморазвития на ютуб.
https://www.youtube.com/watch?v=HqrTF9H2RFI
https://www.youtube.com/watch?v=ZDu6j4n7lK0