Сегодня мы поговорим о долге в капоэйре, и о том, что же должен знать и уметь настоящий капоэйрист, чтобы им по праву могли гордиться не только ученики, но и настоящие мастера – профессионалы своего дела…
Ведь это явно не только физические способности, которые не секрет что с возрастом пропадают у любого человека. Это скорее всего именно некое умение исполнять свой долг, да еще и с улыбкой на лице. Но е это за такой долг, наверняка спросите вы, давайте для того чтобы пояснить этот туманный для большинства капоэйросов вопрос обратимся к одному из самых авторитетных источников – записям мастера Паштиньи…
- 2.2.57 «Исполнение долга – означает честность с самим собой»…
- 2.2.58 «Каждый капоэйрист несет ответственность за свой долг»…
- 2.2.59 «Что есть мышление»…
- 2.2.60 «Никогда не теряйте из виду»…
- 2.2.61 «Я прохожу через все эти фазы»…
- Мудрые люди к старости отдают опыт, а остальные деградируют
- 2.2.62 «Получено только через обучение»…
- 2.2.65 «Более обширные эффекты»…
- 2.2.66 «Имейте мужество, чтобы защищать»…
2.2.57 «Исполнение долга – означает честность с самим собой»…
Проблема в том, что, как мы уже говорили, большинство людей воспринимают свой долг и свои обязанности как нечто негативное, что то ограничивающее их. Но на деле оказывается, что личности, не боящиеся исполнять свой долг и следовать некому закону, все же намного превосходят по своим способностям, жизненному успеху и качествам всех остальных.
Исполнение долга с любовью и без жалобы также является одним из идеалов почти всех религий. Это есть некая способность играть по правилам или, как минимум, «придерживаться их».
Мастер Деканио сказал об этом так: «Исполнение долга является частью фундаментальных потребностей личности, частью, незаменимой для благополучия, счастья».
Именно поэтому умение правильно и безропотно исполнять свой долг ведет к общей эволюции и развитию личности и судьбы данного человека в правильном направлении.
2.2.58 «Каждый капоэйрист несет ответственность за свой долг»…
«Каждый капоэйрист несет ответственность за свой долг; принимая ответственность своего долга, он увеличивает рост своих знаний; друг, прежде чем связать себя, не обещай сделать больше того, что в твоих силах, вместе с обещаниями, без сомнений, должна быть сила, чтобы их сдержать, в пределах же своих возможностей не стесняйся»… (82а, 82b;. 21-23, 1- 5)
Но тут есть и свои опасности, ведь иногда люди настолько увлекаются, что начинают обещать то, что не в состоянии выполнить, и это также плохо.
Другие люди, узнав, что ты хотя бы один раз не выполнил обещанного, могут перечеркнуть все твои предыдущие заслуги из-за того, что ты возгордился, неправильно рассчитал свои силы и потерял осознанность, в этот раз, пообещав, что то выходящее за твои возможности, или то что изначально не хотел выполнять.
Поэтому, как Мастер говорил в самом начале, чтобы иметь возможность прожить действительно достойную жизнь и реально изменить что-то в этом мире и в самом себе, необходимо находиться каждый момент в идеальном состоянии осознанности и контролировать себя буквально каждое мгновение.
И только такая жизнь в итоге будет считаться правильной, и только таким способом можно добиться идеального уважения, доверия и принятия от других людей, а также выполнить по-настоящему великий долг. Ведь и обязанности даются нам по возможностям, по степени реального развития нашей личности.
И чем чаще мы выполняем свои обязанности, тем больший долг мы в итоге сможем принять на себя в соответствии с постепенным ростом нашей личности. У ребенка один долг, например, уборка квартиры и выполнение домашнего задания, а у президента страны или духовного учителя – совсем другой.
2.2.59 «Что есть мышление»…
«Что касается размышлений: большая часть капоэйристов предпочитает, чтобы другие думали за них, но что есть мышление? Мышление – способность духа, которую мы должны использовать, чтобы выполнить действие.
Конечно же, не менее важно не только исполнять свой долг, но и уметь различать, что полезно делать, а что нет. Этого можно добиться только с помощью великой мудрости и полного покорения не только своих чувств, но и своего ума.
Мудрецы говорят, что ум – царь чувств. Человек, победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок, становится царем не только над собой, но и над другими людьми. Он достоин союза со Вселенским Духом. И только про такого человека можно сказать, что он действительно «обрел внутренний свет».
Естественно, на такую глубину понимания сути и истины попасть суждено далеко не всем живым существам. Но тот, кто действительно уважает силу своего мышления, получает знания о том, как действуют силы и законы этого мира и регулярно практикуется, тот действительно сможет попасть на этот уровень и вникнуть в суть многих вещей и процессов, обретя при этом полную свободу и «веру истине».
2.2.60 «Никогда не теряйте из виду»…
«Никогда не теряйте из виду того, что из себя представляет частица интеллектуальных сил. Ведь, чтобы понимать обязанности хорошего или плохого, мы же должны понимать действие мысли и долг воли»… (82b, 23, 83а, 1-3)
Действительно, без понимания механизма действия мысли и без осознания своего истинного долга человек не способен по-настоящему отличить хорошее от плохого, полезное от вредного. Как я уже говорил ключ к этому находиться внутри вас, в вашей совести и наставлениях более мудрых людей.
Но, к сожалению, пока я и сам едва ли понимаю, или неуверен что понимаю что такое частица интеллектуальных сил, истинный механизм действия мысли и долга воли, поэтому пока лучше просто оставим комментарий Мастера Деканио, который вам, возможно, будет более понятен: «Интеллектуальные силы в состоянии отличить добро от зла, в состоянии признать и контролировать мышление посредством силы воли – это и есть Сознание!»
В общем, если вы научитесь контролировать свое мышление — ход ваших мыслей, о чем вам думать и когда, а также научитесь это сверять с истинным знанием, совестью и потребностями вашей души, то перед вами уже не будет непреодолимых границ. Но это не простой путь, который и пытаются пройти адепты практически всех духовных учений.
2.2.61 «Я прохожу через все эти фазы»…
«Я прохожу через все эти фазы, через детство, юность, ну, а что теперь? Последняя фаза. В старости я должен быть бдительным, всегда активным, сильным и имеющим возможность содействовать прогрессу спорта, который был и есть во мне, который утешает меня и мой дух»… (83b,8-13)
Это та последняя фаза, в которую надо быть бдительнее и осознаннее всех остальных. Это самый ответственный этап, на котором и должна проводиться интеграция, осознание и объединение всего полученного опыта и достижений за всю предыдущую, наиболее активную часть жизни.
Мудрые люди к старости отдают опыт, а остальные деградируют
Именно последняя фаза жизни отличает мудрецов от обычных людей. Обычный человек в это время отдыхает, так как «уже и так достаточно сделал для общества», а мудрец осознает, что он только-только накопил мудрости, материальных и общественных рычагов влияния, и теперь только начинает по-настоящему менять этот мир к лучшему. Ведь раньше у него не было столько сил и знний.
Поэтому мудрец и по-настоящему великий человек, только к старости начинает «давать удивительные плоды» этому миру, а все остальные подобны молодым яблоням в саду глупого садовника, который срубает деревья через год или два после того, как они только начали давать первые, еще кислые яблоки, которые никому не нужны даже бесплатно.
Истинный же мудрец ухаживает за большой яблоней в своем саду, возможно, даже десятки лет, и только тогда она начинает давать самые большие и сладкие яблоки, которых никогда не видели другие люди, так как у них никогда не хватало времени и терпения дождаться по-настоящему спелых плодов.
Поэтому, в итоге, жизнь глупца похожа на маленькое и кислое яблоко, а мудреца – на большое и сочное, невероятно вкусное и ароматное.
Но, конечно же, не стоит никого осуждать, каждый сам решает, каким яблоком, в итоге он захочет поделиться со своими потомками и какую пользу решит принести этому миру. Или же он наоборот, захочет что то отобрать у них, что сегодня также не редкость.
Все понятно, сегодня люди все хуже питаются, все бездарнее проживают свои жизни и добиваются все меньших полезных для общества результатов, поэтому чувствуют себя к старости все хуже. Да, это тенденция сегодняшнего общества и ей сложно сопротивляться, но это не снимает с вас ответственности, особенно если вы понимаете все это.
Сегодня старые люди все чаще нуждаются в помощи, вместо того, чтобы быть великими благодетелями, но это скорее служит реальной оценкой прожитой ими жизни. Ведь хороший садовник и голодный путник ценит дерево по его реальным плодам. Также и вы, оставите своим детям и окружающим только то, чего добились сами.
2.2.62 «Получено только через обучение»…
«Все, что в нашей природе и в наших отношениях со средой капоэйристов, получено только через обучение и тщательные наблюдения. Это плод нашего интеллекта, результат нашей работы, удовлетворяющий поиски. Это необходимость доказывать, неустанное стремление нашего я»… (83а, 16-21)
По сути, все, что формирует в нас правильные черты характера и правильное миропонимание, получено нами благодаря нашему желанию учиться и умению наблюдать за окружающим миром, делая определенные выводы.
Соответственно, наш итоговый уровень развития и те плоды, которые мы сможет отдать этому миру, и будут определяться силой нашего сегодняшнего желания обучаться, делать тщательные наблюдения и пытаться докопаться до сути происходящих процессов.
И, конечно же, если данных качеств нет в вашем характере, и вы особо не стремитесь их в себе культивировать, то ваша жизнь в итоге пройдет впустую.
В то время как мудрец каждую минуту стремится к развитию своих качеств и возможностей. Поэтому «неустанное стремление нашего я» и отличает великого и полезного человека так же, как большую яблоню от бесполезного и даже вредного сорняка.
2.2.65 «Более обширные эффекты»…
«Капоэйра создает гораздо более обширные эффекты, нежели можно представить. Так что, я обещаю вам, теперь я знаю, до какой точки дойдут доверие и внимание, которых вы заслуживаете, вашу высшую норму морального поведения»… (93а, 19-23)
Капоэйра может изменить вашу жизнь больше, чем вы можете себе представить, и это факт. Многие люди идут ей заниматься, чтобы сбросить вес, чтобы стать немного более здоровым и пластичным, или даже просто для того, чтобы научиться делать сальто, а в итоге остаются заниматься на многие десятилетия, становятся мастерами и постепенно обретают совсем другое видение жизни и миропонимание.
Вот такой странный побочный эффект приносит капоэйра: часто люди приходят за одним, а получают совершенно другое.
Некоторые приходят исключительно за развитием своего тела, а получают развитие своего духа и новую цель в жизни. А затем самые упорные получают в миллионы раз больше, чем ожидали от этих занятий – некую форму просветления и формирование черт характера, подобных Божественным, или просто идеальным из возможных. Некую «высшую форму морального поведения»
Мастер Деканио сказал об этом так: «Самый глубокий эффект капоэйры и его высшая и чистейшая цель – в изменении поведения, установка на правильный курс во всех проявлениях человеческой жизни».
2.2.66 «Имейте мужество, чтобы защищать»…
«Если вы собираетесь изучать капоэйру, то имейте доверие к себе, имейте мужество, чтобы защищать свою неприкосновенность завтра»… (93,1-3)
Чтобы по-настоящему изучить капоэйру, конечно же, мало просто учиться, как все, и просто ходить на занятия в спортивный зал. Необходимо обрести некую способность понимать, что для вас хорошо, а что плохо, что полезно для вашего развития, а что ведет к деградации. Это некая форма интуиции, без которой невозможно достичь высокого уровня духовного развития.
Но и это будет только началом, ведь после того, как вы сами подумаете, что обрели в себе этот внутренний стержень и научились поступать как следует, и начнётся новое, более сложное испытание — некая проверка того, сможете ли вы на самом деле не свернуть с этого пути, поддавшись многим искушениям, которые в избытке скоро начнут встречаться на вашем пути.
Это очень непростой путь, но имейте мужество защищать свои взгляды и идеи независимо от того, что вам будут говорить окружающие, так как не свернуть с истинного пути и есть главная духовная практика и главное испытание настоящего мужества, целеустремленности и непоколебимости веры.
Если вы совсем не имеете ни мужества, ни веры, то лучше и не начинать следовать по такому пути. Лучше сидите себе на диване, смотря футбол и попивая холодное пиво. Это гораздо более легкий путь, хотя он, конечно же, не обещает такого количества позитивных изменений, которое способно дать духовное развитие.
Так что долг капоэйриста, это как минимум, стать мудрым и правильным человеком, а в идеале еще и оповестить об этом учеников и потомков, как этого добиться, должен знать и уметь каждый капоэйрист и мы продолжим изучать это далее… И в седующей статье вы узнаете, почему капоэйра самое миролюбивое и дружелюбное боевое искусство в мире?