Психология капоэйры, о чем думают и как мыслят капоэйристы?

Сегодня мы поговорим о психологии капоэйры, как же на самом деле мыслят капоэйристы о чем они думают в повседневной жизни кроме махания ногами и сальто, ведь должно же быть нечто большее? Для изучения психологии капоэйриста попробуем обратиться к записям мастера Паштиньи и посмотреть, что он пишет по этому поводу…capoeira

1.6.5 «Сохраняет свою веру»…

«Капоэйрист, что сохраняет свою веру в то, что имеет, ведь он совершенствовал это. Он не принимает оскорблений и провокаций, которые ему не интересны. А коли уж принял, то он вступает в Историю, в которой, однако, ничто не мешает ему делать невероятное, и неважно, идет ли борьба внизу или вверху: можно наслаждаться тем, какие чудеса вытворяют его ноги»… (16b, 18-23, 17а, 1)

Это еще один интересный отрывок, в котором мастер  рассказывает о том, что у капоэйриста изначально должна быть твёрдая вера в себя и свои силы, а также знание того, что он сам из себя представляет. Эта вера исходит из того, что он долго над ней работа и укреплял ее, и теперь его знание того, что хорошо, а что плохо, подобно несокрушимому алмазу.

В таком случае, если кто-то будет оскорблять капоэйриста или говорить какие-то глупости, вызывать его на бессмысленную драку, портить настроение, он никогда не начнет «плясать под чужую дудку» и не будет вестись на провокации. Ведь он уже уверен в себе сам, поэтому ему уже нечего и некому доказывать.

Обидчивость и вспыльчивость проявление слабости характера

Обижаются только те, у кого масса недостатков и слишком раздутое эго. Такие люди никогда не пройдут мимо, если их вдруг начнут обзывать хулиганы. Казалось бы, это разумно – обидеться на хулиганов и глупых людей, но у таких людей очень низкий животный разум, и спорить с ними – значит, опускаться до их уровня.

Спорить с ними – то же самое, что лаять на собак. Да, собаки могут быть «неправы», и даже могут захотеть вас укусить, но любой разумный человек не станет спорить, и уж тем более что-то доказывать, собакам, обезьянам или другим животным.

Сам факт того, что вы постоянно в спорах доказываете что-то, не сильно вас касающееся, чаще всего говорит о вашей неуверенности и раздутом эго. Например, если я на сто процентов уверен, что капоэйра – одно из лучших боевых искусств, то никогда не буду спорить и доказывать это с пеной у рта, а тем более – с кем-то ссориться или враждовать по этому поводу (если мне конечно это не выгодно).

Если малознакомые люди будут говорить мне, что капоэйра – это танец, я не буду против, так как пойму, что они ничего не знают о капоэйре, и мне вообще не о чем спорить с ними.

Зачем тратить время, чтобы пытаться доказать едва знакомым людям, что капоэйра – это не танец? Особенно когда самим людям это не нужно. В таких спорах никогда не рождается истина, поэтому их просто лучше игнорировать.

Кто знает, тот не говорит. Кто говорит, тот не знает. Лао Дзы

Вот если бы у меня было раздутое это, много лишней энергии и времени, то я каждый раз, слыша от знакомых, что капоэйра – это просто танец, злился бы, негодовал, яростно доказывал бы им, что это не так, и т.д.

Но если я уверен в своем знании на сто процентов, то потребность что-то доказывать себе или другим пропадает.

По тому же принципу, если кто-то скажет, что моя любимая музыкальная группа плохо играет, то я не буду зол, так как просто знаю, что это не так.

Да и зачем мне вообще спорить о вкусах, ведь любой спор будет разъединять меня с другими людьми. Кто-то любит одну группу, кто-то – другую. Кто-то любит яблоки, а кто-то – груши или апельсины. Нет смысла спорить о том, что вкуснее. Лучше поищите что вас объединяет вместе с ними – такой путь мудрецов, путь дружбы и прогресса.

То же самое касается оскорблений. Если вас обозвали кем-то, кем вы не являетесь, то вы не обидитесь. Если у вас нет раздутого эго – то в вас нет того места, в котором было бы больно от глупых оскорблений. Да и нет желания лишний раз вступать в конфликтные ситуации.

Хотя настоящий капоэйрист, естественно, может легко сыграть даже в «обиду» или в «принципиальность», и, если ему это будет выгодно, то он по своему усмотрению может «наказать обидчика», причем, даже если на самом деле совсем не обидеться.

Но если капоэйрист уже решил влезть в эту «историю» и поиграть в бой, то он способен совершить невероятные вещи: он может драться в любом стиле, может быть хитрым или коварным, может использовать любой предмет или ситуацию в свою пользу, может импровизировать бесконечно!

И действительно, придерживаясь верного подхода к тренировкам и правильного мышления, из капоэйры можно легко сделать лучшее и невероятно эффективное боевое искусство. Но все же главное – «сохранять свою веру» и без надобности не пытаться доказывать другим свою правоту, тем более, не махать просто так своими руками или ногами.

Именно ваша «добрая вера» поможет вам избежать девяноста девяти процентов потенциально опасных боевых ситуаций, и, возможно, вам никогда даже не придется применять «боевую капоэйру» в реальности.

Мудр не тот, кто всегда побеждает, а тот, кто никогда не дерется

Настоящий мудрый капоэйрист не только не боится этого, но и гордится этим. Ведь лучше всех не тот капоэйрист, который может победить во всех уличных драках, а тот, кто ни разу не довел опасную ситуацию до драки и не получил ни одной травмы. Только такого капоэйриста можно назвать мудрецом.

Конечно же, малодушие – это тоже плохая черта характера. Бывают такие моменты, когда драться, защищаться, защищать других – просто необходимо, и к этому также надо быть готовым. Но провоцировать данные случаи есть настоящая глупость и беспечность.

Ведь капоэйра – это не борьба против кого-то, а, как говорят на востоке, основная борьба тут идет именно со своими недостатками и пороками.

Победив в этой борьбе, научившись сохранять свою веру в чистоте, возможно, мы сможем обрести настоящую гармонию и научимся жить играючи, счастливо. Несмотря ни на что.

1.6.6 «Жить в обществе»…

«И капоэйра пытается войти, и жить в обществе. Капоэйристы настоящего почтительны и порядочны, ради будущего капоэйры, они убирают сомнения из умов капоэйрас (капоэйристов), учатся объединяться в Воле и надежде Веры»… (17а, 1-7)

Самое главное – что вышеописанный человек просто идеален для жизни в нормальном обществе адекватных людей. Такой человек всегда будет любим и уважаем среди людей, ведь мудрецу всегда сопутствует успех в жизни и в финансовых делах.

Порядочные и почтительные люди вряд ли когда-нибудь «выйдут из моды». А те, кто считает, что путь «уличного быдла», которое ненавидят и презирают даже собственные друзья, является более предпочтительным, без проблем могут попробовать поиграть и в эту игру и посмотреть, будут ли они счастливы в этой роли. Только будьте осторожны, ведь роли могут затягивать!

Очень важно, что сегодня капоэйра полностью интернациональна, ей можно заниматься независимо от пола, возраста, гражданства, цвета кожи, родного языка, профессии или национальности. Я знаю капоэйристов и занимающихся йогой, и безработных, и банкиров, и танцоров, и путешественников, и врачей скорой помощи, программистов, строителей, и просто успешных в самостоятельном бизнесе людей.

В капоэйре нет физических ограничений

Капоэйра не несет в себе ограничений, тут никого не выгоняют с тренировок по несоответствию с физическими характеристиками, возрастом и т. д. При условии их адекватного поведения, конечно же.

В капоэйре есть даже слепые, люди с ДЦП, а люди на инвалидных колясках или с протезами – вообще не редкость. В Бразилии я видел очень много людей, не имеющих некоторых конечностей, даже на уличных играх, и они без проблем играли со всеми остальными. К ним никто не проявлял неуважения.

Ведь капоэйра и создана для того, чтобы объединять сердца разных людей, чтобы они смогли жить в счастливом и мудром обществе, а не чтобы разъединять людей, вынуждая каждого из них жить в обществе врагов и тотального насилия.

Поэтому, как и завещал нам великий мастер, нам надо набраться «почтения, смирения и порядочности», которые уберут сомнения из нашего ума, чтобы мы научились объединяться и с верой и надеждой идти в более светлое и счастливое будущее.

Тогда капоэйра и станет самым мудрым видом спорта, лучшим инструментом для образования, закаляющим характер, поддерживающим физическое, психическое и моральное здоровье!

1.9.2 «Первая встреча (мастера Бимба и мастера Паштинья)»…

«5 июля 1957 нас утвердили для демонстрации в Баиятэ, среди утвержденных участников были мы и представители капоэйры режионал, это первая встреча двоих: Висента Паштиньи и Бимбы» (20b, 14-19)

Мастер Деканио утверждает: «Мирная встреча, полная взаимоуважения между участниками! Достойный пример ежедневного поведения!»

Нет причины полагать, что между капоэйристами стиля ангола и режионал должно быть противостояние и нетерпимость. Мудрые мастера, как всегда, показывают нам пример достойного поведения, которому и следует подражать.

Я уже рассказывал мудрую притчу в самом начале книги – о том, что настоящие мастера всегда поймут друг друга, а вот ученики обязательно найдут повод для ссоры.

Так что давайте будем мудрыми и последуем примеру взаимного уважения мастеров, на котором и можно построить «капоэйру будущего».

1.10.2 «Для чего нужен беримбау?»…

«Для чего нужен беримбау? Он не только показатель игры.

И почему беримбау в час Ч. представляет опасность? Он опасен в руках того, кто знает, как обращаться с беримбау, или чем-то похожим»… (21b 4-8)

В этой строчке заключена вся хитрость и мудрость капоэйристов. Оказывается, ранее на палку беримбао (музыкальный инструмент капоэйры) даже могли прикреплять лезвия для самообороны. А в умелых руках и простая полутораметровая палка легко могла превратиться в грозное оружие.

Шест в боевых искусствах имеет практически такой же размер, так что капоэйристу в случае необходимости было бы глупо не использовать его как оружие, особенно в те «темные времена», когда капоэйристов преследовали, а за занятия капоэйрой полагалась смерть, причем более чем жестокая.

Мастер Деканио говорил: «В момент угрозы мы обращаемся к рабочему инструменту, тому, к которому мы привыкли больше всего: к мачете обращаются те, кто работает на плантациях; к бритве – парикмахеры; к косе – фермеры; к беримбау – капоэйристы!»

Так что капоэйрист мог использовать в качестве оружия любое подручное средство, даже музыкальные инструменты, что делало его трудноуловимым даже для организованной полиции.

1.10.3 «Почему мы тренируемся поднимать монету ртом?»…

«Почему мы тренируемся поднимать монету ртом? Это не из-за интереса к монете, как к тому, что имеет денежную ценность, но затем, чтобы во время ее захвата научиться применять трюк, который вводит или не вводит агрессора в заблуждение»… (21b, 10-13)

Конечно же, в «мудрой практике капоэйры» все происходит не просто так. Даже странный ритуал «борьбы за монету», доставшуюся как пожертвование от туристов для их же развлечения, мудрые капоэйристы превратили в отдельную практику по тренировке хитрости и проворности.

Выигравший капоэйрист получал не только небольшое вознаграждение на радость собравшейся публике, побуждая их «пожертвовать еще больше денег», но и, конечно же, большой опыт использования хитрости, который в дальнейшем трансформировался в умение быть ловким, проворным и абсолютно непредсказуемым как в игре, так и в самой жизни.

1.10.4 «Почему следует петь с умом?»…

«Почему следует петь с умом? Импровизируя? Так потому, чтобы, когда на роду придет странный человек, или мастер, импровизация предупреждает роду продолжать ли, остановиться ли или приободриться»… (21b, 15-17)

Действительно, я уже говорил, что многие мастера во время своих песен могут подсказывать ученикам или просто играющим, чего им следует опасаться, как им следует играть, и многое другое.

Более того, можно сказать, что умение хорошо импровизировать в песнях во время роды – это некое мерило уровня мастерства капоэйриста.

Само по себе пение-импровизация, с придумыванием новых слов «на ходу», более чем замечательная практика, которая прорабатывает интеллект, интуицию и умение быстро реагировать, что является основными навыками хорошего капоэйриста.

Лично я сам выступаю обеими руками за развитие искусства «песенной импровизации» в капоэйре, и часто пытаюсь придумывать новые песни дома, а затем добавляю элементы импровизации прямо во время пения и игры на инструментах.

И это не так сложно, как кажется. Это просто навык, который можно натренировать, если есть такое желание.

Для русского издания этой книги приведу в пример небольшую песенку, очень давно написанную на русском языке одним моим хорошим другом и хорошим капоэйристом. Это на мой вкус даже своеобразный гимн капоэйре в стиле данной моей книги.

Дзен Гимн Капоэйре (Лучшая ладаинья на русском языке)

И-е-е-е-е!
Солнце высоко надо мной, но я в центре него.
Энергия нереальна, но она даёт мне силы.
Круг имеет размер, но он безграничен.
Музыка примитивна, но власть её велика.
В песнях нет глубокого смысла, но лишь на первый взгляд.
Всё очень просто, но в этом и заключается сложность.
Игра и жизнь — различие лишь в написании.
Игра и поединок, жизнь и смерть… Границы стёрты.
Игра чиста — вот секрет её продолжительности.
У неё есть правила, но подлость в почёте.
Удары легки, но таят в себе смерть.
Кости мои тверды, но я подобен воде.
Я — мал, но радость моя бесконечна.
Я радуюсь жизни и в радости нахожу спасение.
Скромен я, и в этом — моё величие.
Беден я, но владею самым большим богатством на свете.
Я внизу, и поэтому всегда на высоте.
Я слушаю беримбау, и поэтому неуязвим.
Человек, желающий меня достать, — мой друг.
Его улыбка широка, но тем он и опасен.
Я не свожу с него глаз, но не из чувства симпатии.
Наши тела молчаливы, но диалог между ними красноречив.
Он и я — мы разные, но здесь мы — часть одного целого.
Мы не знаем друг друга, но близость нашу не опровергнуть.
Мы живём в разных городах, но путь у нас один.
Это — капоэйра, Камара!

Максим Чечетов…

Я, конечно, стараюсь сразу сочинять на португальском. Но даже такая «самодеятельность» как написание подобных песен и стихов о капоэйре на любом родном языке это уже достаточно интересная и полезная практика  для занимающихся капоэйрой. А также она очень хорошо помогает им развивать другие творчески таланты, которыми, бесспорно, является умение слагать стихи, а тем более – делать это «на ходу» и когда все на тебя смотрят.

А если капоэйрист поет и слагает стихи непосредственно во время «боя — игры», значит, он достиг невероятно высокого уровня мастерства, и ранее на востоке такие мастера существовали и отдельно оттачивали данное умение. Это, наверное, идеал совершенства осознанного и мудрого воина.

В любом случае, это – полезная и, самое главное, очень увлекательная практика, которую обязательно нужно включать в занятия капоэйрой и которая позволит вам выйти на более высокий уровень мастерства и понимания этого искусства.

Думаю, для тех, кто не знает, с чего начать, но имеет желание, я немного позже на нашем портале обучения и саморазвития выложу пару статей, обучающих этому искусству, в которых речь пойдёт о том, как вообще можно научиться импровизировать в песнях капоэйры, порой даже не зная португальского языка.

Но в целом, думаю вы немного разобрались в вопросе, о чем думают и как мыслят капоэйристы, или хотябы поняли что психология капоэйриста часто выходит за рамки бездумного махания ногами, ну а следующей статье мы продолжим говорить о философии капоэйры и некоторых распространенных мифах окутывающих капоэйру.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий