Сегодня мы расскажем о традиционных колядках и обрядах на Святки. Эти обряды до сих пор распространены в южных регионах России, в Белоруссии и в Украине.
Колядки, история возникновения
Древние славяне исполняли эти песни во время праздника в день народившегося солнца. Называли они этот день Солнцеворотом или Колядой.
К празднику готовились заранее, накануне вечером зажигали большой костер, его огонь необходимо было поддерживать 12 дней, по числу месяцев в году. Вокруг костра все жители села водили хороводы, пели обрядовые песни, они – то и назвались «коляда». Ночью с гор спускали подожженные колеса – символ умершего и возродившегося вновь солнца.
Обряды, проводимые в Святки с Рождества по Крещение, берут свое начало в далеком прошлом, и связаны они с аграрной магией, которая помогала задабривать духов, и гарантировала хороший урожай, приплод у животных, счастье и богатство в браке.
С воцарением христианства церковь начала борьбу с проявлением язычества. Но глубоко сидящие в народе корни аграрной магии сложно было победить. Поэтому в более поздних текстах обрядовых песен Коляды четко просматриваются мотивы библейских и апокрифических сказаний.
Уже в VI в., церковные адепты переносят празднование аграрных календарных праздников на цикл праздников, называемых Святки – с Рождества по Крещение. Даты празников вы можете узнать в православном календаре на конец декабря 2015 года на нашем сайте. Естественно новогодние гадания, обряды и песни, которые славили урожай стали постепенно переноситься на рождественский сочельник и крещенский вечер.
Сюжеты обрядовых песен Коляды
Первоначально, в аграрной магии обрядовые песни Коляды славили, «величали» хозяина дома, членов его семьи. При помощи словесных образов, которые несли в себе магическую силу, участники обряда пытались создать картины богатого урожая, хорошего приплода, достатка в семье.
С приходом христианства аграрные обряды обновляются мотивами христианских легенд и мифов. Поэтому в текстах обрядовых песен появляются новые персонажи: святые гости, солнце, месяц, дождь. Постепенно обрядовые песни Коляды наполняются мотивами из других фольклорных жанров, былин, сказок заговоров и загадок.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.
С первого тысячелетия нашей эры берет начало история этих обрядов.
В дохристианские времена славяне почитали духов рода
Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с колядками посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой.
После принятия христианства славянами тексты обрядовых песен славили Христа и Рождество.
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и бытьем,
И богатством…
Сочельник — вечер накануне Рождества
Постная каша из зерна с ягодами или сушеными грибами, называлась сочиво. Это обрядовое блюдо традиционно готовили в домах славян в вечер накануне Рождества и подавали за вечерней трапезой. От названия этого блюда и происходит название времени перед Рождеством – рождественский сочельник.
Развлечения в Сочельник и на Святки
Сочельник – время гаданий. Такая традиция зародилась в дохристианские языческие времена, когда люди хотели узнать, будет ли хорошим предстоящий урожай, девушки пытались разглядеть в воде лицо суженого и т.д.
Гадали по-разному, например, иногда использовалось 12 сосудов с водой, символизирующих 12 колодцев. Сама традиция гаданий наполнена таинственностью и различными правилами. Так обряд гадания надо было проводить в бане. Девушки распускали волосы, снимали все обереги, а во время христианства и нательные кресты.
Тем самым они как бы отдавали себя в руки духов предков, природы и различных языческих божеств. Во время обряда необходимо было петь специальные песни.
Так как гадание часто проводилось при помощи блюд, в которые наливали воду, то и песни получили название « подблюдные», а вода в чаше называлась «молчальная». «Кому поём — тому добро, тому сбудется, не минуется»- часто в заклинаниях звучали такие слова.
Позже эти обряды утратили свою значимость и превратились в традиционные рождественские игры.
Еще один вид развлечения на святки – это игры-вечёрки. Молодежь – незамужние девушки и холостые парни, в деревнях собиралась в избах, и развлекались, играя в игры, с участием ряженых. А сопровождались эти игры специальными «поцелуйными» песнями.
Обязательным было паломничество по святым местам, или каждодневная молитва, в других случаях ношение вериг. Но какими бы не были наказания, накладываемые церковью на христиан, из народной памяти славянских народов, вытравить любовь к обрядовым песням Коляды никто не смог.
Рецепт приготовления кутьи или сочива
Постное блюдо, которое готовили из семян пшеницы, риса или чечевицы смешанное с маком или миндалем и заправленное сахаром и медом называется сочиво или кутья.
По христианскому уставу в дни сочельников накануне Рождества и Богоявления полагается христианам употреблять в пищу сочиво. Последний постный день Рождественского поста, в вечер накануне Рождества сочиво вкушают христиане после отказа от пищи в течение всего дня. В этот день поминаются Даниил и три отрока, они питались семенами земными, чтобы не оскверняться языческой трапезой.
Рецепт приготовления кутьи или сочива довольно прост. Раньше это блюдо чаще всего готовили из пшеницы. Один стакан зерен пшеницы толкли в деревянной ступке, постепенно подливая теплую воду, чтобы очистить зерна от оболочки.
После этого зерна отделяли от шелухи, хорошо промывали в теплой воде и ставили вариться. Варили зерно пшеницы на воде. В готовую кашу добавляли мак и мед. Причем мак растирали в ступке до получения молочка. Так же можно было добавить орехи грецкие или миндаль.
В настоящее время чаще всего кутью готовят из риса, добавляя в кашу не только мед и мак, но и изюм, курагу, чернослив. Все зависит от вкуса хозяйки.
На юге России традиционно кутью накладывали в стакан, сверху укладывался на кашу пирожок со сладкой начинкой. В этот стакан помещали чайную ложку и завязывали в носовой платок. Дети брали этот платок в руки и ходили «кормить кашей» дедушек, бабушек, крестных родителей и близких родственников. За это им давали подарки, деньги.
Кутью или сочиво, приготовленное по такому рецепту, нужно было есть по ложечке каждому члену семьи, при этом нахваливая. А после добавить ложку, две своей, приготовленной дома кутьи.
Конечно, в настоящее время традиции изменились. Дети кутью носят в емкостях с крышками. Но гостей с кутьей в домах станиц и деревень юга России, Белоруссии и в Украине ждут каждый год в канун Рождества.
Традиции крещенского сочельника
Традиционно славянские народы кроме рождественского сочельника праздновали еще и сочельник крещенский. Период святок от Рождества до Крещения в народе называют: «От звезды до воды».
Традиции крещенского сочельника заключались в том, что в этот вечер можно было изгнать нечистую силу из дому, а так же проводили умерших родственников.
Для очищения дома от нечисти, надо подойти к воротам двора и постучать по ним метлой, и что есть мочи кричать. В этом действе принимали участие молодые парни.
Вечером за столом собиралась вся семья, обязательными блюдами были кутья, блины, компот и кисель из сухофруктов. На столе обязательно стояла зажженная свеча и посуда с едой для умерших родственников.
Ведь считалось, что во время Святок души умерших родственников приходят на землю. Часто в бане на ночь оставляли веник, чтобы покойники могли попариться.
Во все время Святок – с Рождества до Крещения продолжаются гадания, колядование и другие святочные развлечения. А в крещенский сочельник девушки традиционно гадают и узнают свою судьбу.
Совсем скоро к нам придет Новый год и Рождество, а с ними и обрядовые песни Коляды. Эти любимые в народе праздники принесут радость и надежду на лучшее.
Пусть же все ваши чаяния исполнятся! Если кто-то захочет узнать старые славянские традиции, надеемся, что наш материал о колядках и обрядах на Святки, станет для вас маленьким подспорьем. Так же, как и очень познавательные статьи об обрядах на Троицу, например, или о традициях празднования Зленых Святок (Русальной недели) накануне Ивана Купалы.