Как самостоятельно поставить голос в домашних условиях

Как самостоятельно поставить голос в домашних условиях

В предыдущей статье мы говорили об основных законах или принципах пения, а сегодня мы продолжим разговор о том, как научиться петь и предложим вам ряд упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно поставить себе голос в домашних условиях.

Я достаточно долго занимаюсь этим вопросом профессионально, и обучила данному искусству огромное количество людей, а также вижу, как данная практика влияет на их жизни, а вернее на ее улучшение. Поэтому надеюсь, что данная информация будет полезна не только начинающим (или «продолжающим») певцам, но и людям, которым приходится публично выступать или даже просто много и убедительно говорить.

Зачем нужна правильная постановка голоса

Многие поющие люди часто задаются вопросом: поставлен ли у меня голос и насколько правильно это сделано? А начинающие просто спрашивают зачем им нужна правильная постановка голоса.

Существует великое множество подходов к данному вопросу вместе с разнообразием стилей музыки и, соответственно, вокала. Постановка голоса, по мнению большинства специалистов, может быть академической, оперной, эстрадной и т.д.

Как определить, правильно ли вы поете и есть ли у вас какая-либо постановка голоса?

Как определить поставлен ли у меня голос?

Изначально, конечно же определить поставлен ли у вас голос можно по звучанию. Если ваш голос (не просто звучание нот, а ваш собственный тембр) свободно льется и вас слышно на аудиторию средних размеров – да, вы достигли определенных результатов в области пения (вашим неустанным трудом, если вы прилагали к этому какие-то усилия, или же вашими природными данными, когда ваши мышцы сами функционируют правильно и вы без особых усилий можете хорошо петь).

Вместе с тем, для того, чтобы определить, насколько правильна ваша постановка голоса и есть ли она вообще, мало прослушать какой-то промежуток вашего исполнения (хотя для профессионалов, конечно же, и этого бывает достаточно).

Важным фактором, который может помочь нам в этом нелегком деле, является здоровье вашего вокального аппарата, которое определяется, к примеру, тем, сколько времени вы можете пропеть без остановки (если 2хчасовой концерт – то браво!), садится ли ваш голос после нагрузок и можете ли вы вообще его потерять.

Если такие проблемы и сложности происходят, можно сделать вывод о том, что с вашей постановкой голоса не все в порядке, какие-то мышцы работают неправильно, где-то в теле есть зажимы, от которых необходимо избавляться.

Конечно же, еще одним показательным элементом постановки голоса является ваш природный тембр. Очень часто вы можете говорить в одном регистре, а петь совершенно в другом, и это не всегда является неправильным.

Возможно, что ваш диапазон достаточно большой, однако вы говорите на том его участке, где вам удобнее всего. При этом, когда вы поете, ваш голос не звучит обедненно.

Если же все происходит наоборот, то есть в обычной жизни вы говорите своим природным тембром, а поете не своим (обедненным) голосом, ваша постановка, наверняка, является неправильной, поскольку не берет во внимание ваши природные данные, что имеет весьма неприятные последствия для вашего голоса.

Отсюда следует вывод, который мы делали в предыдущей статье, о том, что пение и речь — весьма близкие понятия.

Приобретение навыка вокальной опоры

Итак, постановка голоса начинается с поиска и обретения навыка вокальной опоры и правильной работы мышц опорно-двигательного и артикуляционного аппарата (языка, нёба, мышц лица и т.д). Эти группы мышц, в отличии от некоторых иных (к примеру, внутренних) мышц, поддаются тренировке.

Прежде, чем я дам вам список необходимых упражнений, который, кстати, не является закрытым (вы можете сами искать для себя лучшие варианты тренировки развития мышц голосовых), рассмотрим понятия опоры и работы артикуляции более подробно.

Вокальная опора. Начнем, пожалуй, с самого главного. Для того, чтобы голос правильно звучал и наши связки безболезненно смыкались, необходимо правильно опирать воздух. Образно говоря, нужно создавать воздушный столб, который будет «подпирать» связки.

Естественно заниматься вокалом рекомендуют с самого детства. Поставить голос, научиться правильному дыханию и красивому пению помогут и вживую на различных курсах, например в вокальной студии Ирбис. Преподаватели с музыкальным образованием и опытом эстрадных выступлений станут авторитетными наставникам для Вашего ребенка.

Правильная постановка дыхания для пения

Но в теории можно поставить голос и самостоятельно. Тогда начало столба, по нашим ощущениям, должно находиться в животе – именно поэтому правильное певческое (и вообще в жизни) дыхание – это дыхание животом. Заметьте, как дышат наши дети или, к примеру, как дышит человек, когда спит.

Отсюда следует, что в самом начале постановки голоса для пения в домашних условиях нужно научиться правильно дышать.

Певческий вдох не отличается от естественного (вдох живом), однако выдох при пении совсем не такой, как в жизни. Фаза выдоха здесь гораздо длиннее, когда как в обычной ситуации она равна по длительности фазе вдоха. Именно на равномерном оптимальном потоке воздуха строится певческая опора.

Для того, чтобы наш голос опирался правильно, необходима активная работа мышц пресса, спины (поясничный отдел), шеи и др. Данную группу мышц необходимо тренировать. Натренированные мышцы во время пения должны быть в тонусе – не зажаты и не расслаблены (об этом мы говорили в нашей первой статье).

Такой навык свободной работы мышц необходим для тех горе-певцов, которые в поиске опоры зажимают мышцы пресса, шеи, что создает напряжение, при котором голос перестает свободно литься и может даже сесть.

Итак, как нам можно самостоятельно научиться правильно опирать голос?

Упражнения для вокальной опоры

  • Качаем пресс: (медленные подъемы туловища, ног, планка). Делаем до усталости мышц.
  • Качаем спину (лодочка, планка, подъемы корпуса лежа на животе и закрепив руки за головой). Делаем до усталости мышц.
  • Упражнения для анкеровки шеи (лечь на спину, поднять шею параллельно полу, следить за подбородком, чтобы он не задирался) – 2 подхода. Делаем до усталости мышц.

Эти и другие упражнения (их великое множество) нужно делать с периодичностью один раз в 1-2суток, постепенно увеличивая время выполнения упражнений.

Еще 2 слова о том, как почувствовать опору голоса во время выполнения физических упражнений: в правильной позе планки ваш голос будет опертым.

Планка весьма схожа с позой отжимания. Здесь важно обращать внимание на ровную спину, отсутствие прогиба поясницы и поднятую на том же уровне шею. В таком положении необходимо пропевать фрагменты песни или какие-либо распевки. После того, как вы встанете, попробуйте мышечно повторить ощущения планки.

Если ваши мышцы живота, спины, шеи находятся в тонусе (они разогреты и свободно функционируют), начинайте тренировать дыхание.

Упражнения для тренировки дыхания для пения

Дыхание. Естественный вдох животом и медленный равномерный выдох на каком-нибудь звуке (например, о, у) и в удобном для вас диапазоне. В таких упражнениях для тренировки дыхания для пения в домашних условиях, дыхание лучше не переутомлять. Действуйте в рамках разумного.

Как развить артикуляционные мышцы для постановки голоса и пения

Работа артикуляционного аппарата. Возможно, найдутся те, которые не стали бы называть работу данной группы мышц, как необходимой для постановки голоса и пения, однако хочу сказать, что без правильного функционирования артикуляционного аппарата вся наша опора и звучание голоса сойдет на нет, поскольку передача звука происходит, в большей степени, за счет артикуляционных мышц.

К ним мы отнесем самые основные – это мышцы языка, нёба, челюсти, «маски» (то есть мышцы лица, за счет которых мы улыбаемся). Правильная работа артикуляции будет способствовать попаданию звука в резонаторы, регулированию частот звука, не говоря уже о базовом формировании звука языком и иными мышцами.

Как их тренировать?

Упражнения для тренировки артикуляции дома

  • Язык – быстрые движения из стороны в сторону, зубная щетка – проводим по зубам по кругу; распевки и скороговорки (только медленно) с языком наружу (или средней части языка, когда кончик упирается в нижние зубы) и т.д. Работать до усталости мышц. Главный навык, который необходимо приобрести – поднимать корень языка, для того, чтобы он не заваливался, и происходило правильное формирование звука.
  • Улыбка. Поднимаем мышцы лица и держим до изнеможения. После отдыха повторяем упражнение с опущенной челюстью, языком наружу (средней его части).
  • Челюсть – отрабатываем свободу движения опушенной челюсти, немного ею двигая для того, чтобы убрать возможный зажим.
  • Общий тонус мышц лица и эмоциональная разминка – корчим рожицы, пока не устанут мышцы.

Еще раз напомним вам, что закон 2х суток так же применим и в этом случае – тренироваться нужно максимум редко это через день для того, чтобы не потерять необходимые вам навыки.

Последнее, о чем хотелось бы сказать в данной статье, это поиск (для тех, кто потерял) своего собственного тембра.

Как мы с вами уже говорили выше и более подробно — в статье о том, как научиться петь с нуля (которую вам лучше прочитать если вы еще этого не сделали): начинать ставить голос в домашних условиях нужно со своей речи.

Тренировать свой голос с тембром можно на удобном диапазоне пропевая, а точнее – проговаривая простую мелодию по нотам и проверяя звучание голоса (обертонов) на разговоре.

Наблюдайте за собой и своими мышцами

Подводя итог всему сказанному, хотим напомнить вам о важности постоянного наблюдения за своим физическим состоянием, дабы не допустить зажимов или, наоборот, вялых мышц.

Самое главное в пении – это здоровье, и, кстати, не в последнюю очередь и хорошее настроение. Поэтому желаем вам, как портал обучения и саморазвития, всегда быть здоровыми и достигать новых высот как в вокале, так и в иных сферах вашей жизни. Ну и конечно, для этого чаще посещайте наш портал и читайте другие наши статьи о пении, постановке голоса и прочем творческом саморазвитии.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий

  1. Александра

    Какие молодцы, что практикуете самостоятельно. Я в самостоятельных практиках была крайне неуверенна и нашла себе преподавателя по развитию голоса. Искала, чтобы голос на работе не уставал, а развила так, что теперь выступаю во всю) урааааа!

    Ответить