Философия капоэйры, мысли и жизнь мастера Канжекинья

Сегодня мы продолжаем читать книгу матера Канжекиньи о философии капоэйры. И конечно же, узнаем еще немного о жизни одного из самых известных на сегодняшний день мастеров капоэйры прошлого – мастера Канжикиньи. А также одного из самых мудрых мастеров и истинных хранителей и распространителей мудрости прошлого.Философия капоэйры, мысли и жизнь мастера Канжекинья

(Мыли мастера Канжикиньи) О капоэйре

Не существует ни капоэйры анголы, ни капоэйры режионал. Есть только капоэйра. Свое название капоэйра ангола получила из-за того, что практиковалась она, здесь в Бразилии, в 1855-х годах, рабами, по большей части привезенными из Анголы.

Они содержались в сензалах, где и тренировались. Они видели, что с ее помощью можно защитить себя. Так и сложилось имя «капоэйры ангола».

Но, капоэйра, на самом деле, из бразилии.

Капоэйра — это уникальный бразильский спорт.

И сам я – капоэйрист. Не анголейру и не режионалец.

Я не пою песни на ангольском языке, т.к. я не кандомбле. Я пою капоэйру и играю капоэйру.

В наши дни капоэйра должен следовать ритму. Если ты на фестивале: и звучит болеро, то ты танцуешь болеро, если звучит самба – ты танцуешь самбу, с капоэйрой так же: если ритм спокойный, ты танцуешь медленно, если ритм ускоряется, то и ты ускоряешься.

КАПОЭЙРА – ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ БРАЗИЛЬСКИЙ СПОРТ.

Ангола и режионал

Капоэйра прошлого и настоящего. Какая важнее?

«Капоэйра прошлого была чрезвычайно красива. В ней было много малисии.

Ты играл так, чтобы штаны, куртка, шляпа, галстук — не замарались.

И НИ ОДИН ИГРОК НЕ ТРАВМИРОВАЛ СВОЕГО ТОВАРИЩА.

ОНИ ОСТАНАВЛИВАЛИ СВОЮ НОГУ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ».

«Сегодня капоэйра более жестока. В ней больше жестокости, чем собственно самой капоэйры».

«Капоэйра – это танец. Это физическая дисциплина.

Если в ней присутствуют беримбау и пандейру, она становится фольклором.

Но, если в ней присутствует оружие (палка, бритва, нож, мачете), она становится опасной борьбой.

В былые времена жестокость проявлялась только чтобы защищать себя, защищать себя со всей серьезностью».

ТУРИСТИЧЕСКИЕ АВТОРИТЕТЫ

Жураси Магалайс                    Фольклорные выступления

Жозе Сорней                               Конференции

Жусцелино Кубишек              Поездки

Кастело Бранко                         Бельведер Се Ондина

ВОПРОСЫ

  1. Были ли вы уже известны, когда начали работать с этими людьми и давать фольклорные выступления?
  2. Преследовала ли полиция капоэйристов в то время?

ОТВЕТЫ

  1. «Да. Я был уже известен. И случилось это потому, что я работал в Департаменте Туризма. Все что я делал и делаю до сих пор на уличных выступлениях, я делаю для правительства и для туристов. Ни больше, ни меньше. Ни лучше, ни хуже. Я делал выступления для всех этих людей, когда общество еще считало, что капоэйра — это обязательно бродяга: человек, который ничем не занимается.

И публика смеялась, когда я объяснял им: что вот этот парень, хоть и капоэйрист, но не бездельник, не бродяга, а водитель, а этот — сапожник, каменщик, студент. Потому что в капоэйре есть люди разных профессий».

  1. «Да, капоэйра преследовалась полицией. Но, между тем, они хорошо относились к капоэйристам, выступающим на сцене. Однажды я пришел в отель Баии, и там было 10-12 солдат, поддерживающих полицию (их авторитет) там. Не ради выступающих. Не ради нас, нет.

И тоже самое было в клубах.

Но я делал выступление для всех и для Военной Полиции тоже. И выдавал Дипломы. Ведь я тогда был уже знаменит.

Более того, я был исключительным, уникальным мастером, который преподавал на Военно-Морской Базе. На той Базе я обучал солдат в течение 6 месяцев, в 1963 году. Человек, пригласивший меня туда – сержант Аркимедэс».

Смерть Абере или фейжао с потрохами

«Нет. Я никогда не видел такого раньше, чтобы капоэйрист калечил или убивал кого-то, играя капоэйру. Такое происходит только сейчас: они стреляют друг в друга, или нападают с ножом, но не играя капоэйру, отнюдь.

Видел я и такое: парень поел и сразу пошел играть – оттого и умер. Я сам видел это. Да и мастер мой умер также.

(Я учился капоэйре не непосредственно в роде. Это он все объяснял мне, оставляя меня в стороне, он объяснял мне многие вещи. Он наказал мне приходить к одиннадцати часам. И я приходил, к девяти. Он давал мне урок один раз в неделю. Только по субботам. Я приходил к девяти часам, и подметал пол. Иногда на его уроке были лишь он и я, больше никого.

Он видел мой интерес и учил меня: ПОТОМУ ЧТО МАСТЕР – ЭТО ТОТ УЧЕНИК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. Для него это были я и Огун ди Ботино. Позже Огун ди Ботино ушел, но я продолжил занятия).

А мастер мой умер так: он съел фейжао с потрохами. Это его и убило. Сегодня такого уже не случается, потому что все хранится замороженным. Но не тогда. Так вот, он только-только поел и потом пошел в роду, поначалу он пел капоэйру. А в роде играл его ученик, и вот он пропускает раштейру. Мастер был сильно шокирован этим, и выкупил игру. Он вышел в роду, и сделав ау в сторону и затем обратно, упал на пол, весь фиолетовый.

Эх, Антонио Раймундо Аберре, он значил очень много для меня. И когда я говорю о нем, я плачу. Потому что если сейчас я и есть, и я здесь, перед вами, то только благодаря ему. Без него, меня бы не было в этом мире.

В капоэйре я очень многим обязан ЗЕКА и АБЕРРЕ. Они передали мне все, что и я передавал следующему поколению.

А потому у меня не хватает слов, когда я вспоминаю их. Я не образован в философии или в литературе. Ничего из этого у меня нет. И я не могу передать все, что имею сказать. Потому моя книга так слаба. Но, все же, все то, что я знаю о фольклоре передается многим, многим людям. Многим интеллектуалам. Многим писателям. Понимаешь?

Собственно, это имя – Канжикинья – потому и известно всему миру вокруг. Писателям в Англии, Германии, Франции. И я чувствую себя хорошо. Знаешь почему? Потому что, как бы они не говорили обо мне: плохо или хорошо говорят они, все-таки, обо мне. И мне это, по правде сказать, нравится.

Как бы там ни было, я хочу сказать искренне: я никогда не ступал на дурную дорожку. Знаешь, мой отец бежал в Ильэус — он бросил мою мать. Я остался с ней. Я работал сапожником с 14 лет, помогал матери. В 1944м – я стал работать в Управлении Префектуры. Когда моя мать умерла ее похоронами вынужден был заняться я. И никогда я не делал людям ничего дурного.

Когда Аберре сделал ау в сторону и затем обратно, он упал на пол, весь фиолетовый. Но не было тогда машин, чтобы доставить его в пункт скорой помощи. А когда все же его принесли в медицинский центр, что был на улице Ажуда, он был уже мертвый.

Он бушевал. Он умер старый…, умер старый.

Быть знаменитым Канжикиньей для меня вполне нормально. Люди не должны гордиться из-за успеха. Потому что, они смертны. Это нормально. И теперь я обычно весел, готовый подшутить и разыграть любого».

Сердитые

МАРИЯ ДВЕНАДЦАТЬ МУЖЧИН — Ее так звали потому, что она дралась с 12ю мужчинами (12ю солдатами полиции) на Байша дос Сапатейрос. Живет в Сауджи.

МАРИЯ АВЕСТРУЗ — Живет в Бока ду Рио.

ПАЛМЕРАО — Убила Педро Поррета (капоэйриста — хулигана). Живет на улице 28 Сентября.

«Я был учителем многих капоэйристок. Таких как Фáтима, например, — она преподаватель гимнастики, живет ныне в Волта Редонда».

«МАСТЕР, НОРМАЛЬНО ТРЕНИРУЮЩИЙ СВОЕГО УЧЕНИКА СПУСТЯ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ДЕЛАЕТ ПРОВЕРКУ, ПОСЫЛАЯ ДРУГИХ УЧЕНИКОВ СХВАТИТЬ ЕГО НА УЛИЦЕ».

Проходило это следующим образом: ты – мой сегодняшний ученик, но также у меня тренируется и еще один, более опытный товарищ.

Я скажу ему, и Принципе (текущий ученик мастера, 1988) будет стоять на углу улицы, ожидая тебя. А тебя я пошлю пройти мимо него, и пройти безопасно. Принципе нападет на тебя и будет бить, ты же себя должен будешь защитить.

Раньше мы называли это «quebrar no beco» – ломать в переулке. Знай, истинный капоэйрист не проходит проулок близко к стенам.

Напротив, можно увидеть вот что: он держится в паре метров от него, чтобы избежать неожиданного нападения. Если же ты не думаешь плохо и идешь без ожидания зла, ты подойдешь к проулку слишком близко.

Обрати внимание, когда идешь со мною, что я всегда отступаю от проулка на пару метров.

ТАКОЙ ВОТ ПРЕДРАССУДОК».

Сегодня капоэйра – это бизнес

В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА она была красивой, танцевальной.
СЕГОДНЯ она более жестока, это бизнес.
ОБЪЯСНЕНИЕ раньше не было ни каратэ,ни дзюдо.

КОММЕНТАРИЙ       — Я был контра-местре Паштиньи, в 1950 году. Тогда был такой случай, я видел, как приезжал японец, чтобы сделать фотографии. Мы даже остановились, замерли, наблюдая за ним. Он приехал, фотографировал и делал пометки в блокноте, оценивал. Оценивал местность.

Вслед за ним, появилось каратэ. Здесь, в Баии.

И популярность капоэйры пошла на спад, причем очень сильно.

Тогда молодые капоэйристы стали стремиться к жестокости и насилию, чтобы показать, что капоэйра лучше, что она гораздо более жестока, нежели каратэ.

Капоэйра стала агрессивной. Чересчур агрессивной. Потому что, если бы она осталась прежней и выглядела красивой, тогда бы каратэ одержало над ней верх. Но, знаешь, еще пять лет назад только и говорили о каратэ.

А сегодня, посмотри, только и говорят, что о капоэйре.

Вы считаете, что это изменение было необходимостью, что капоэйра нуждается в жестокости?

«Нет. Но вот что я скажу:

Когда ты находишься в академии, и тренируешься со своим товарищем, коллегой, тогда не должно быть жестокости. Ты можешь даже тренироваться, играя быстро.

Но, когда ты будешь играть на улице, и если парень с которым ты играешь прибегнет к насилию, ты будешь вынужден также прибегнуть к нему.

Академия учит тебя играть капоэйру. Она не учит тебя драться.

Но в случае, когда ты играешь на улице и если человек тебя не уважает, ты вынужден прибегнуть к тому, что знаешь и умеешь.

Может случиться, что ты будешь один… но ты должен прибегнуть к своим знаниям. Разве нет?

КАПОЭЙРА – ЭТО БОРЬБА. ЭТО ЖЕСТОКАЯ БОРЬБА.

Смотри: случается ты находишься внизу, в другой раз — наверху. И парень, что играет с тобой, не знает, где ты находишься. Самая жестокая борьба – это капоэйра. Я знаю это, потому что я дрался, будучи боксером, я дрался, будучи борцом в свободных боях».

Вот такой была философия капоэйры и жизнь мастера Канжекинья, ну а в следующей части данной книги вы узнаете еще много интересного о Капоэйре мастера Канжикиньи и группе Аберре которую о создал в Баие.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий