Тибетский буддизм

Сутра, тантра, дзогчен,

Настоящая суть, философия и вообще, весь мир тибетского буддизма до сих пор окутан мистикой и тайнами. Многим, наверное, известны невероятные истории про йогина Миларепу, жившего в холодных горах, среди снегов, питаясь одной крапивой и укрываясь простой накидкой из хлопка. Говорят, что он мог запросто поместиться в роге быка и петь из него свои песни просветления.

История тибетского буддизма

Следует сказать, что история культуры и религии Тибета, такая же древняя, как и история таких стран как Индия и Китай. Когда-то, в далекие время, Тибет назывался царством Шаншунг, а самой главной религией был бон или как его еще называют бон-по.

История возникновения тибетского буддизма по утверждению Его Святейшества Далай Ламы ведется с тибетского царя Лхатотори Ньенцена, а это VVI век нашей эры.

А уже в VIII веке тибетский царь Трисонг Децен официально приглашает известных индийских мастеров Вималамитру и Шантаракшиту. А еще позднее в Тибет прибывает величайший учитель тантризма Падмасамбхава.

В Тибете управляет духовный лидер

В результате, сложилась уникальная ситуация, когда всем государством Тибет стал управлять на протяжении веков буддийский духовный лидер. Много веков таким «просветленным» правителем является Далай Лама. Так сегодняшним правителем Тибета, несмотря на вторжение Китая, считается Его Святейшество Далай Лама XIV.

И как не странно, именно Тибет, а не Индия стал почти полностью буддийским государством. Как вы знаете в современной Индии, родине буддизма в настоящее время его практически не сохранилось. Поэтому именно Тибет, до настоящего момента был центром всего буддизма, где было множество монастырей и монахов.

Что касается систем и направлений, в тибетском буддизме существует несколько разновидностей школ, учений и соответственно традиций. Так, основными школами буддизма в Тибете являются Нингмапа, Кагьюпа, Сакьяпа и Гелугпа.

Колесницы буддизма

Вначале следует сказать, что в тибетском Буддизме существуют различные системы и методы практики, для достижения просветления. Существуют так называемые колесницы буддизма.

Первая Буддийская колесница личного просветления и освобождения и она называется Хинаяна.

Далее, если практика истины ведется не только ради себя, но и для спасения от сансары или круговорота бытия всех существ – это называется Махаяна.

И, кроме того, есть третья отдельная колесница, которая включает и Хинаяну, и Махаяну, а также тантрические практики, и она носит название Ваджраяна.

И именно Ваджраяна получила самое широкое распространение в тибетском буддизме. А методика индивидуального освобождения, считающаяся более простой, так как в ней практикующий отвечает только за самого себя, а не за всех живых существ, «ушла» в Азию, в такие страны как Бирма, Шри Ланка, Таиланд, Лаос.

Как получить счастье по тибетскому буддизму?

Саму жизнь человека можно рассмотреть, как путь – путь к счастью. Ведь не секрет, что каждый из нас желает именно счастья. И обычно к этому самому счастью человек идет каким-то внешним путем, приобретая машину, самую дорогую одежду и жилье. Человек пытается построить счастье в удачном браке или выгодно устроиться на работу и заработать много денег.

А другой путь обретения счастья – это наше внутренне счастье, наш путь духовного развития и самосовершенствования. Как мы все можем видеть, внешнее счастье не может продолжаться долго. Людям без внутреннего счастья всегда будет чего-то не хватать, всегда будет какой-то поиск и всегда будет бессмысленная погоня за внешними радостями.

Ведь сколько людей на планете земля не удовлетворены собой, даже имея практически все материальные ценности в своей жизни. Как пример, на 1 месте в мире стоят сердечно-сосудистые заболевания и самая высокая смертность от них. В такой богатой Америке 12 процентов людей страдают душевными и психическими расстройствами.

Тибетский буддизм – жить правильной, радостной и удовлетворенной жизнью

Люди, не удовлетворенные собой часто находят выход в наркотиках или спиртном. Однако есть много людей, у которых и денег-то не много, они за них не волнуются, и все же у них есть внутренний покой, радость и удовлетворение. Поэтому в основе всей буддийской практики, конечно, лежит принцип непостоянства и страдания.

Если человек хочет быть счастливым, ему надо знать, что, по сути, весь мир есть страдание: само рождение уже есть страдание, ведь рано или поздно придется болеть и умирать. События в нашей жизни постоянно меняются, меняется также наше сознание и сознание других людей, именно поэтому тибетский буддизм и учит пути к счастью, разрушая страдания человека.

Весь мир страдание

Будда Шакьямуни говорил — весь мир есть страдание и это первая истина буддизма – Истина о Страдании.

В соответствии с ней, мы вынуждены страдать в этом мире, из-за привязанности к преходящим радостям этого мира. И конечно мы можем уничтожить страдания этого мира, отдалившись или разрушив желания путем правильного размышления и анализа непостоянства и страдания этого мира. И учение о страдании и непостоянстве существует не для того, чтобы погрузится в уныние, а наоборот это путь к душевному спокойствию и внутреннему счастью.

Ведь, что бы с вами ни случилось в этой жизни, вы знаете, что страдания уже заложены в самом факте нашего рождения. Кроме того, мы анализируем и свое тело, и окружающие явления, приходя к выводу, что и явления это мира и страдания не имеют под собой основы – они есть пустота и иллюзия кармы, того что накоплено в прошлом.

Что такое высшее счастье?

Так мы отдаемся от страданий и идем по пути просветления. И наивысшее счастье в понятии любого буддизма, в том числе и тибетского – это полное прекращение всех страданий и заблуждений.

Альтруизм, любовь и доброта – атрибуты любой истинной религии и личного счастья

Каждый человек рождается беспомощным, и без любви родителей он просто не выжил бы.

Доброта и любовь – это то, что объединяет всех людей по духу. И каждый стремиться к счастью и не желает страдать. Ведь даже если человек богат, но если у нет чувства доброты сострадания, то его дети и близкие будут сильно страдать. Поэтому любовь, сострадание и доброта являются залогом нашего внутреннего спокойствия и умиротворения.

Как и зачем развивать сострадание?

Если верить тибетскому буддизму, мы перерождаемся бесконечное число раз, и все живые существа когда-то был нашими родителями. Развитие сострадания не только делает нашу душу спокойной, но и благотворно влияет на наше физическое тело. Ведь даже медицина утверждает, что злость и излишнее возбужденное состояние приводит к различным заболеваниям.

Когда человек думает только о себе, его личный мир сужается, и в этом узком мирке человек начинает испытывать и чувство страха, и неудовлетворения, и беспокойства.

Но когда человек размышляет о других и начинает о них заботиться его жизнь меняется и собственные проблемы, и страдания отходят на задний план, даже более того собственные страдания начинают растворятся и исчезать. Вот, что такое развитие бодхичитты или сострадания.

К тому же существует и другая сторона альтруизма, ведь одной из целей буддизма является в обретении лучшего рождения в следующей жизни. А это становится возможным, если не причинять вреда другим.

Любить людей, особенно чужих конечно сложно из-за нашего эгоцентризма. Для развития сострадания в буддизме существуют различные медитации и размышления о равенстве себя и других. А привязанность к своему «я» становится причиной всех несчастий. Одной из действенных практик взращивания сострадания является представление всех существ своими матерями, а также ставить себя на место других.

Сутра, тантра, дзогчен

Тибетский буддизм взял все самое лучшее от первоначального буддизма, став, по сути, его опорой на многие столетия. Практически все сутры учения Будды были переведены и были использованы в буддийской практике.

Что такое сутры?

Учение Сутры — это учение о законах, ведущих к прекращению страданий, к прекращению перевоплощений и обретению абсолютного счастья. Тантра использует энергию человека, визуализацию и работу с каналами, находящимися в теле человека. Существуют такие известные всему миру тантры – Калачакра, Чакрасамвара, Гухьясамаджа.

Суть учения Дзогчен

В уме нет самого ума,

Потому что его природа – ясный свет.

Примерно так можно охарактеризовать состояние Дзогчен, или как его еще называют Ум Будды.

Если учения Сутры связаны больше с уровнем тела, где существуют многие нравственные предписания для правильного буддийского поведения.

А вот уровень Тантры уже связан более с энергией. Дзогчен же напрямую работает с умом и сущность учения Дзогчен передается через наш ум. И в тибетском буддизме Дзогчен считается вершиной всех учений и конечной стадией реализации.

Принцип Дзогчен – это не медитация, а состояние знания. И реализация происходит именно через это знание, опыт которого мы получаем через наш опыт и переживания.

Одним из величайших реализаций в Дзогчен, является обретение Радужного тела, когда после смерти не остается физического тела. И об этом немного более подробно можете прочесть в статье об истории и практике учения Дзогчен.

Суть тибетского Буддизма

Мудрость веков заключена не в истории государств или народностей, а в том, как мы можем стать более счастливыми в этой жизни и жизни следующей за ней. И не существует счастья за пределами нас самих. И ничто не стоит на месте, все меняется.

Философия и суть тибетского буддизма, основанного на истине Будды – это учение как не оставаться в страдании, а двигаться в сторону счастья. Чего я естественно могу вам пожелать с открытым сердцем. Оставайтесь на нашем портале обучения и Саморазвития, и вы узнаете еще много интересного о мировых религиях и конечно, сути и философии одного из самых мудрых учений на земле классического буддизма.

Оцените статью
Портал Обучения и Саморазвития
Добавить комментарий